Цели и задачи:
- Ознакомить с героическими страницами истории России.
- Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма.
- Формировать потребности знать и помнить исторические события, стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы, связанной с военной тематикой.
- Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к ветеранам Великой отечественной войны.
Предварительная работа: проведение конкурсов на лучшего чтеца, лучшее сочинение о войне, лучший рисунок; встречи с ветеранами, запись интервью, бесед с ними и их родными и т.д.
Оформление:
Выставки фотодокументов, сочинений, рисунков; на сцене имитация Вечного огня, плакат с названием вечера, лавровый венок обвевает даты начала и окончания войны, георгиевская ленточка. У всех участников на груди приколот бант из георгиевской ленты. Цветы и экран для презентации. Различные видео- и звукозаписи.
Вступительное слово на фоне музыки.
1 ведущий.
Здравствуйте. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести вечер памяти, посвященный участникам второй Великой Отечественной войны, воинам, павшим в боях за нашу Родину.
2 ведущий.
Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941 – 1945 годов.
Все дальше уходят эти годы, все чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, что живые должны помнить о живых.
1 ведущий.
Это верно, мы должны любить и заботиться о тех людях, которые рядом с нами. Но и помнить необходимо о том, кому мы обязаны счастьем жить на земле.
2 ведущий.
Именно тем, кто остался на полях сражений, умер от ран после войны, людям, выстоявшим, пережившим и не забывшим войну, наша сегодняшняя дань памяти.
Страница 1 “А может, не было войны…”
На сцену, читая стихи, выходят поочередно девочки и мальчики различного возраста. (В данном вечере принимали участие ученики 5 класса, затем 8 класса, 11 класса.)
1 девочка с куклой.
А может, не было войны…
И людям все это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
2 мальчик с машиной.
А может, не было войны.
У деда моего с рожденья шрамы,
Никто от пули не погиб,
И не вставал над миром гриб,
И не боялась гетто мама?
3 девочка.
А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
4 мальчик.
А может, не было войны?
Не гнали фрицев по этапу,
И абажур из кожи - блеф,
А Муссолини – дутый лев,
В Париже не было гестапо?
5 девочка.
А может, не было войны?
И “шмайсер” - детская игрушка,
Дневник, залитый кровью ран,
Был не написан Анной Франк,
Берлин не слышал грома пушек ?
6 мальчик.
А может, не было войны,
И мир ее себе придумал?
“Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски?”-
Однажды ночью я подумал.
1 ведущий.
А может, не было войны,
И людям все это приснилось?
Нет, нам и людям ничего не приснилось. Это все было.
Показываются кадры военной хроники на фоне музыки Шостаковича “Нашествие”.
Страница 2 “Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!..”
На сцену выходят ребята в военной форме и читают стихи.
Чтец 1.
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слова “война”.
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду.
Уходили из детства ребята
В сорок первом грозном году.
Чтец 2.
Вышел мальчик из дому
В летний день, в первый зной,
К миру необжитому
Повернулся спиной.
Улыбнулся разлуке,
На платформу шагнул,
К пыльным поручням руки,
Как слепой протянул.
Он с другими со всеми,
Не окрепший еще,
Под тяжелое время
Он подставил плечо.
Под приклад автомата,
Расщепленный в бою,
Под бревно для каната,
Под Отчизну свою.
Чтец 3.
Оно приходит неожиданно – несчастье,
В разгаре боя вдруг оборвалась,
Оставив штаб отрезанным от части,
С большим трудом налаженная связь.
Порвался провод и умолк, запутан,
А немцы радом, немцы жмут как раз.
- Восстановить, не медля ни минуты!-
Сержанту отдан был приказ.
Он отыскал разрыв и поднял провод,
Соединил отдельных два конца.
Колючая, певучая, как овод,
Шмыгнула пуля возле храбреца.
“Не отступлюсь! Во что бы то ни стало,
Налажу связь!” - в ответ решил боец.
А немцы шли, блестя стальными лбами,
Сквозь дикую метелицу стеной.
Тогда он стиснул два конца зубами
И принял бой, неравный, дерзкий бой.
Чтец 4.
Мы двое суток лежали в снегу.
Никто не сказал: “Замерз, не могу”.
Видели мы – и вскипала кровь –
Немцы сидели у жарких костров.
Но, побеждая, надо уметь
Ждать, негодуя, ждать и терпеть.
Ракета всплывает и сумрак рвет.
Теперь не жди, товарищ! Вперед!
Чтец 5.
Поутру, по огненному зна
Пять машин КВ ушло в атаку.
Стало черным небо голубое
В полдень приползли из боя двое
Клочьями с лица свисала кожа.
Влили водки им во рты ребята
На руках снесли до медсанбата,
Молча у носилок постояли
И уши туда, где танки ждали.
Звучит песня из к/ф “Белорусский вокзал” “Здесь птицы не поют…” в исполнении ансамбля старшеклассников. На экране кадры из фильмов.
Чтец 6.
Нас не нужно жалеть, ведь и мы
Никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как
Пред Господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови
И глины шинели.
На могилах у мертвых расцвели
Голубые цветы.
Пусть живые запомнят и пусть
Поколения знают
Эту взятую с боем суровую
Правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой,
Где тысячи юных лежат…
Ведущая.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры…
Звучит песня Б. Окуджавы “До свидания, мальчики в исполнении учащихся под гитару.
Страница 3. “У войны не женское лицо?..”
Ведущие.
Грозные годы… Как они изменили судьбы, обагрили кровью и слезами, сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушили светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли “из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод”…
Ведущие.
Они хотели вернуться в теплые дома, чтоб посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели… но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу.
Ведущие.
Что толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок? Скорее всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя ответственность “за Россию, за народ и за все на свете”…
Ведущие.
И на таком крутом душевном переломе юноши и девушки обрели высшее мужество, которое привело к победе через четыре, казавшихся бесконечными года войны. За свои идеалы они боролись, они дрались, шли на смерть.
Ведущие.
Землю жгли смертельные метели.
Небеса и те не знали сна…
В серые солдатские шинели
Наряжала девушек война.
На сцену вновь выходят чтецы.
1 чтец.
Четверть роты уже скосило…
Распростертая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: “Не могу”!
Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет…
(Санитарочке той усталой
восемнадцать сровнялось лет).
Отлежишься. Обдуется ветром
Станет легче дышать чуть-чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой крестный путь.
Между жизнью и смертью грани –
До чего же хрупки они…
Так приди же, солдат, в сознанье,
На сестренку хоть раз взгляни!
Если вас не найдут снаряды,
Не добьет диверсанта нож,
Ты получишь, сестра, награду –
Человека опять спасешь.
Он вернется из лазарета,
Снова ты обманула смерть.
И одно лишь сознанье это
Всю-то жизнь тебя будет греть.
2 чтец.
Сто раненых она спасла одна.
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
Когда ж она ползла в сто первый раз,
Ее сразил осколок мины лютой…
Склонился шелк знамен в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто.
Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.
Спокойная улыбка на ее
Губах, изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытье,
Беседу, оборвав на полуслове.
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый…
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принесла, она
Бессмертною осталась, умирая.
Ведущий.
Не только юноши ушли добровольцами на фронт, но и девушки. Многие из них получили мужскую военную профессию. О таких девчатах написал свою повесть Борис Васильев, которая известна под названием “А зори здесь тихие”.
Обыгрывается сценка из повести. На экране кадры из одноименного фильма.
Чтец 3.
Вы не плачьте, женщины военные,
Девушки сороковых годов.
Ваши слезы, слезы сокровенные,
Тяжелей сибирских зимних льдов…
Непосильны вам воспоминания…
Но, вернувшись в прошлое на час,
Вопреки всем ранам, всем страданиям
В прежних превращаетесь девчат…
Вы не плачьте…
А запойте лучше вы,
Воскресите юность в песне той:
Выходите на берег с “Катюшею”…
На высокий берег на крутой.
Исполняется песня “Катюша”.
Чтец читает стихотворение “Русской женщине” М. Исаковского.
Страница 4 “Жизнь в тылу”.
Ведущие.
Фронт проходил всюду – в далеком тылу и на передовой. Воевали все – мужчины и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи. С годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины на войне.
Ведущие.
Низкий наш поклон женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек, и защищавшей страну вместе с мужчинами.
Ведущие.
В годы войны они заменили мужчин в заводских цехах и на полях. Мы не вправе забывать о тех, кто работал для фронта, для Победы. Это был тот же фронт, только трудовой, тяжелый изнурительный, с безразмерным рабочим временем.
Ведущие.
А когда они падали от усталости, на их место вставали дети – подростки 12 – 14 лет.
На экране кадры из хроники, фото, на которых отражается жизнь в тылу.
Чтец. Стихотворение “Банка варенья”.
Звучит песня “О героях-мальчишках” в исполнении ансамбля мальчиков.
Страница 5 “ Мы помним…”
Ведущие.
Война как всегда стала испытанием человеческого духа и плоти. Мы с вами никогда не слышали вой сирен, извещающих о воздушной тревоге. Человеческую жизнь оборвать также просто, как утренний сон…
Ведущие.
Для нас Великая Отечественная война – история, но ее должен знать каждый, уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины. Наших родных и близких.
Ведущие.
Не забывают кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты
Убитыми…
Живой, не забывай!
Звучит “Реквием” Моцарта. На фоне музыки читают ведущие.
Ведущие.
Помните через века, через года, помните,
О тех, кто уже не придет никогда, помните,
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших, будьте достойны, вечно достойны!!!
Ведущие.
Покуда сердца стучатся, помните,
Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните.
Песню свою, отправляя в полет, помните
О тех, кто уже никогда не споет, помните…
Ведущие.
Убейте войну, прокляните войну, люди земли,
Мечту пронесите через года и жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, помните…
Ведущие. Объявляется минута молчания. Прошу всех встать.
Метроном отсчитывает минуту, а на экране и на сцене высвечивается пламя Вечного огня.
Страница 6 “Где же вы теперь, друзья – однополчане?”
Звучит мелодия песни “Где же вы теперь, друзья-однополчане”. На её фоне ведущий:
Сегодня мы рады приветствовать бывших фронтовиков, которые присутствуют на нашем вечере. Это скромные люди, которые не думали на войне о том, что совершают подвиг. Они честно выполнили свой долг, стойко и самоотверженно защищали нашу родину.
Ведущие. Вы поставили окончательную строчку в той страшной войне. Вы победили! В мирное время трудились, восстанавливали хозяйство, строили новые города. Страна наградила Вас.
Носите ордена и в праздники и в будни
На строгих кителях и модных пиджаках,
Носите ордена, чтоб видели все люди вас,
Вынесших войну на собственных плечах.
Вручение цветов ветеранам под музыку “ День победы”.
(Возможно, если уже нет ветеранов, способных посетить мероприятие включить их обращение к молодежи, записанное учащимися предварительно).
Звучит песня в исполнении ученицы “Тучи в голубом”, а танцевальная группа исполняет под неё вальс.
Ведущие.
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, что приняли смертный бой,
Стали просто землей, травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Это вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Ведущие.
Нет в России семьи такой, -
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
Звучит песня “Россия” в исполнении дуэта старшеклассниц, а на последний куплет выходят все участники, и припев поют все хором.
Слова песни:
Добротой сердец мы наполним мир
Мы раскроем красотой
Свет Отечества удалую ширь
Всей России дух святой.
У широкого неба синего
Да над русскою мечтой
Свет прольется как неистовый
Светлым счастьем над тобой.
Припев:
Вместе вся Россия и Отечество
На века сплетены веер рук
Ты ветров не бойся.
Что навстречу нам
Вместе мы
В единстве сила рук.
Поднимайся, златоглавая,
Поднимайся ты, Русь
Неделимая слава славная
В прошлом, оставляя грусть
И кирасой своей и величием
Будешь ты всегда горда
Только радостью необычною
Наши озари мечты.
Припев.
Литература
- Вакуленко В.Я. Поэзия 40-х годов (Русская советская лирика). Фрунзе. “Кыргызстан”, 1977
- Васильев Б. А зори здесь тихие. М.
- Песни: Александров А.Священная война; Окуджава Б. До свиданья, мальчики., Нам нужна одна победа.; Соловьев-Седой В. Где же вы теперь, друзья-однополчане.; Харитонов В. День Победы.; Френкель Я. Журавли и др.
- Ромашкова Е.И.День защитника Отечества. М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
- Синова И.В. Государственные праздники России. Справочник школьника. СПб.: Литература, 2006.
- Стихи: Агранович Е. Нет в России семьи такой; Багрицкий Э.Ожидание; Бергольц О. Сестре; Гудзенко С. Нас не нужно жалеть; Джалиль М.; Исаковский М. Русской женщине; Орлов С.Солнечным ранним утром; Вышел мальчик из дома; Оно приходит неожиданно; Поутру по огненному знаку; Розенбаум А. А может не было войны и др.
- Черных О.Г., Дмитриева А.А. Внеклассные мероприятия в 5 классе. М. ВАКО, 2008.