Публицистический стиль. Жанровое разнообразие (урок словесности в 11-м классе)

Разделы: Русский язык, Литература


Прикоснись, потомок, сердцем
К подвигу павших в бою.
Прикоснись и почувствуй:
За тебя, во имя тебя,
За Родину твою.
(стихотворение неизвестного автора)

Цели:

  • научить отличать публицистический стиль от других функциональных стилей речи;
  • использовать различные жанры публицистического стиля для выражения мыслей, суждений в письменной форме.
  • развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его при закреплении на этапе защиты проекта.
  • использовать проблемные ситуации, в ходе которых учащиеся представляют свои творческие работы, анализируют их, отвечают на вопросы оппонентов.
  • воспитывать уважительное отношение к России, ее народу.

Оборудование:

  • памятки, обучающие схемы, схемы-концепты;
  • иллюстрации В. Алексеева к книге М. Дудина “Рубежи”;
  • запись песни “Священная война” в исполнении Краснознаменного ансамбля Советской армии им. А. Александрова.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Урок сегодня проведем в нетрадиционной форме. Напомню, что использовать мы будем технологию коллективного способа обучения. Каждая группа будет работать над разными проблемами одной темы. Так как материал, предлагаемый программой, имеет большой объем, мы решили разделить его на отдельные части, рассмотреть углубленно, а в конце урока обобщить полученные знания в форме защиты проекта, творческой работы каждой группы. Работаем коллективно.

Слово учителя. Введение в тему.

Учитель: Мы твердо вступили в XXI век, век новых технологий, открытий, свершений. Но вся наша жизнь бессмысленна, если мы не храним память о прошлом. Шестьдесят лет назад Россия праздновала Победу в Великой Отечественной войне. Но вместе с ней пришло и горе в семьи погибших воинов, защищавших страну. Думаю, что мы не должны забывать об этом. Обратите внимание на эпиграф к уроку.

[Учитель читает эпиграф]

Каково намерение автора?

Ученик: Поэт говорит о героическом подвиге русского народа, который перенес все тяготы войны. Наш долг – бережно относиться к прошлому, “прикоснуться сердцем” к выстраданной Победе.

Учитель: Эти строки и станут своеобразным смысловым центром нашего урока. Давайте вспомним, как все начиналось…

[Звучит отрывок из песни “Священная война”]

Учитель: Слова этой песни были у всех на устах в те далекие военные годы, но и сегодня она не может оставить слушателей, в данном случае – вас, равнодушными. Обратимся теперь к вашим впечатлениям и поработаем в творческой мастерской.

Творческая мастерская

Учитель: Неоднократно уже звучало слово “война”. Оно вызывает в каждом из нас различные ассоциации. Попробуем поработать над ними.

Задание: в группах обсудите возникшие представления, создайте концепт, или семантическое поле слова “война” и зафиксируйте его на отдельных листах. Можете сгруппировать ассоциации по вашему усмотрению.

[Ученики работают в группах]

Учитель: Начинаем проверку.

Все остальные внимательно слушают, чтобы дополнить предложенный концепт своими вариантами.

[Представители от групп выступают с концептами]

Учитель: Я предлагаю вам свой ассоциативный ряд (на доске).

Посмотрите на него, озвучьте данное семантическое поле.

Учитель:

- По какому признаку распределены слова по группам?

- Какие слова вам непонятны?

- Определите значение слов “альянс”, “блокада”.

Ученики:

Альянс – союз, объединение для достижения определенной цели.

Блокада – окружение войск противника, чтобы отрезать его связь с внешним миром.

Учитель: Какой синоним можно подобрать к слову “блокада”?

Ученик: Слово “котел” в переносном значении употребляется как синоним к слову “блокада” и означает полное окружение воинской группировки.

Учитель: Приведите примеры.

Ученик: Во время Сталинградской битвы фашисты попали в котел и поэтому проиграли.

Учитель: Весь собранный вами языковой материал пригодится в дальнейшем при написании творческих работ.

Проверка домашнего задания

Учитель: Домашнее задание вам предлагалось выполнить коллективно. Каждая группа работала над определенным функциональным стилем. Итак, вам необходимо ответить на вопрос.

Как средствами того стиля, который вы рассматривали, можно описать страдания, жертвы русского народа в Великой Отечественной войне?

Назовите жанры, которые используются при этом, приведите примеры.

Ученики 1 группы: Мы работали с официально-деловым стилем, при этом использовали книгу Е.В. Евграфовой “Живые – помните!” Мы выяснили, что официально-деловой стиль может быть представлен следующими жанрами:

  • Архивные документы о количестве жертв в годы ВОВ.
  • Извещения о смерти.

Василенко Ирине Федоровне
ИЗВЕЩЕНИЕ

Ваш муж, Василенко Степан Федорович, уроженец х. Ковалёвка, Новокубанского района в бою за социалистическую Родину, находясь на фронте, проявив геройство и мужество, был ранен. Умер в госпитале 15.05.1944 г. Похоронен в г. Тульчине на городском кладбище.

  • Наградные листы.
  • Акты вскрытия братских могил.
  • Списки погибших на мемориальных плитах.

Ученики 2-й группы: Множество описаний жертв русского народа в Великой Отечественной войне содержится и в произведениях художественного стиля. Выделим основные жанры и приведем конкретные примеры:

  1. Романы
    1. К. Симонов “Живые и мертвые”
    2. Ю.Бондарев “Горячий снег”
    3. А. Фадеев “Молодая гвардия”
  2. Повести
    1. Б. Васильев “А зори здесь тихие”
    2. М. Шолохов “Они сражались за Родину”
  3. Поэмы
    1. А. Твардовский “Василий Теркин”
    2. М. Дудин “Дорога жизни”
  4. Стихотворения
    1. К. Симонов “Жди меня”
    2. А. Сурков “Бьется в тесной печурке огонь”
    3. С. Орлов “Его зарыли в шар земной”
    4. В. Высоцкий “Братские могилы”

Приведем стихотворение Владимира Скобелкина о том, как война изменила жизнь людей, сколько мучений принесла.

Война.

Та, о которой внукам деды
Сказ приукрасят иногда,
Не только залпами победы
Вошла мне в сердце навсегда.
“Вернитесь!” - матери шептали.
Нас к фронту мчали поезда.
Война слезами на вокзале
Вошла мне в сердце навсегда.
Окопам, надолбам нет счета,
Землянок, дотов – города.
Война, как тяжкая работа,
вошла мне в сердце навсегда.
Ночами снится водополье,
Где кровь кругом, а не вода.
Война потерями и болью
Вошла мне в сердце навсегда…

Ученики 3-й группы: В научном стиле можно выделить следующие жанры,

которые отличаются насыщенностью исторических фактов, научностью изложения.

  1. Научные статьи.
  2. Монографии.
  3. Рефераты.
  4. Учебники по истории.

Этот отрывок мы взяли из учебника по истории России ХХ века.

“Победа далась тяжелой ценой. По приблизительным оценкам, война унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Во вражеском тылу погибло около 4 млн. партизан и подпольщиков. Более 6 млн. человек оказалось в фашистской неволе. Многие из них, вернувшись после войны из гитлеровских концлагерей, оказывались в лагерях сталинских с клеймом предателей. Тем не менее в народном сознании долгожданный день Победы стал самым светлым и радостным праздником, означавшим конец кровопролитнейшей и разрушительнейшей из войн.

Ученики 4-й группы: В разговорном стиле трудно выделить конкретные жанры, но о войне мы можем узнать из фронтовых писем, из воспоминаний ветеранов.

Вот цитата из письма Георгия Котлова:

“Дорогая мама, если бы ты знала, сколько я пережил, этого не описать. Всякий раз, отвечая на письма, пишу тебе первой, дорогая мама, как самой близкой и родной. Каждое письмо пишешь и думаешь, что оно последнее, но нет – все еще жив и здоров, как все равно в песне поется: смелого пуля боится, смелого штык не берет, но если уж суждено умереть, то с честью и славою, за Вас, дорогие, чтобы вы жили хорошо.”

Объяснение нового материала

Учитель: Подробнее сегодня поговорим о публицистическом стиле, его жанровых и языковых особенностях. Как и любой функциональный стиль он имеет свои признаки:

  • сферу употребления;
  • основные функции;
  • стилевые черты;
  • языковые средства.

Поработаем с обучающими схемами, которые находятся у вас на столах. [см. Приложение 1]

Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к публицистическому стилю, то есть выявить его отличительные признаки.

[Учитель выразительно читает текст]

Истинная любовь к Отечеству. В чем она проявляется?

Война... Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах, о бесчисленных муках, выпавших на долю отважных героев России. Сколько людей не вернулось домой после этой ужасной Великой Отечественной!.. Кошмарным сном стала она для русского народа. Вот только этот сон был наяву. Но, погибая, солдаты знали, что сражаются за свою землю, за родных и близких, верили в лучшее будущее. Там, далеко от дома, их согревала любовь к родной земле, которую они бережно хранили в сердцах.

Для них и для каждого из нас родной край — это не только место, где ты родился и провел детские годы, это твоя маленькая отчизна, любимый сердцу уголок, которому ты без промедления отдал бы все, что имеешь. Я горжусь тем, что в моей душе и душах окружающих людей живет такая любовь. Вот почему короткое знакомство с Евгенией Васильевной Евграфовой, которая стала для меня героиней нашего времени, превратилось в большую дружбу. Глядя на эту женщину, бережно хранящую память о славных сыновьях поселка Прогресс Новокубанского района, я не поверила в широту того чувства, которое было заложено в ее душе. Узнав о ней немного больше, я просто не могу не восхищаться ее безграничной любовью к Родине. Пожалуй, каждый из нас любит свою страну, но порой бывает очень трудно выразить это чувство. И все же существуют люди, обладающие особым даром. Они не только хранят эту любовь в себе, но и несут другим. К таким людям относится Евгения Васильевна. Она не забыла военное прошлое своей страны и осталась ему верна и сейчас. Эта женщина бережно хранит память, вверенную ей родственниками и друзьями погибших. Ей удалось перенести на своих плечах все тяжести войны, в послевоенные годы она работала учителем на Сахалине. Уйдя на пенсию, Евгения Васильевна вернулась в родной поселок и с увлечением занялась поисковой работой.

Беседы с людьми доставляли ей удовольствие, а солдатские письма она трепетно перечитывала по несколько раз. Работники военкоматов, архивов помнят пожилую женщину, которая настойчиво разыскивала сведения о не вернувшихся односельчанах, пыталась найти материалы вплоть до мельчайших подробностей. И вот свершилось чудо: память о храбрых воинах поселка Прогресс была увековечена в ее книге “Живые — помните!”. Теперь и на печатных страницах появились воспоминания друзей и родственников, фронтовые письма, похоронки.

С грустью вспоминает Евгения Васильевна о своих одноклассниках, и чувствует себя виноватой за то, что не способна повернуть время вспять, что не сразу поняла, какие замечательные ребята ее окружают. Ее беспокоит беспечность людей в юности, когда им кажется, что все хорошо и у других, если у них самих весело на душе. Как жаль, что мы поздно осознаем свою потребность в людях, без которых мы просто не можем жить. Герои книги были по-настоящему счастливы: они защищали нас. Эти мальчики, не познавшие многих радостей жизни, были так молоды и попали на фронт со школьной скамьи. А как они хотели вернуться домой, прижаться к груди матери и заплакать, но жестокая война оборвала эти жизни. Евгения Васильевна знала своих “мальчиков” с детства, когда все вместе по утрам они спешили в школу, радуясь каждому новому дню. Они мечтали стать выдающимися людьми своей страны: учителями и инженерами, врачами и строителями. Но им не удалось насладиться тем миром, который они построили для нас, в который принесли счастье на своих обгоревших ладонях и вдохнули свои прекрасные молодые жизни.

Мне посчастливилось получить эту книгу из рук автора и побеседовать с ней. Я поинтересовалась у Евгении Васильевны: почему она так упорно взялась за эту работу? Ответ был прост: “Мне хотелось, чтобы каменные плиты с высеченными на них именами поведали о судьбах солдат, отдавших жизнь за нас с вами”. Эти слова произвели на меня неизгладимое впечатление.

Вот, какая она, любовь к ближним людям, к родной земле, к Отечеству!...

[Ученики приводят доказательства, рассуждают, спорят]

Работа в группах. Подготовка к защите проекта.

Учитель: Каждая группа получает задание: написать небольшой текст в определенном жанре. Вы можете использовать ассоциативные схемы, памятки по написанию рецензии, эссе, интервью и репортажа. Но обратите внимание, что вам предстоит написать текст публицистического стиля, поэтому используйте памятку о его основных признаках.

  • 1-я группа пишет рецензию на книгу Е.В. Евграфовой “Живые – помните”.
  • 2-я группа – эссе на тему: “Что несет в мир война?”
  • 3-я группа – репортаж с конференции, посвященной 60-летию Победы в ВОВ: “Никто не забыт, ничто не забыто”
  • 4-я группа – интервью с участником ВОВ.

Защита проектов

Учитель: Защита ваших проектов будет проходить в следующей форме. Один участник читает работу группы, второй доказывает ее принадлежность к данному жанру по памятке, третий находит в тексте основные признаки публицистического стиля.

Заключительное слово учителя

Учитель: Итак, сегодня мы много говорили о войне. Эта тема близка любому человеку в нашей стране. Свое отношение к ней можно выразить различными языковыми средствами и жанрами публицистического стиля. В заключении хочу почитать строки из стихотворения неизвестного поэта.

Прикоснись потомок, сердцем
К подвигу павших в бою.
Прикоснись и почувствуй,
Как отдавали жизнь свою
Во славу Победы Родины,
За судьбу твою.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5