"Путешествие в Андерсенландию"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить с жизнью и творчеством великого сказочника;
  • подготовить к восприятию сказки Андерсена “Соловей”.

Оборудование: портрет Г.Х.Андерсена, персонажи сказок: Снежная королева, Русалочка, Солдат и Собака с сундуком из сказки “Огниво”, макет домика, в котором родился Г.Х. Андерсен, иллюстрации к его сказкам, рисунки учащихся, выставка книг.

Дидактические материалы: отрывки из сказок Андерсена, тексты.

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Вступительное слово учителя.

Презентация

Урок я хочу начать с истории, которая произошла в одной датской школе два века назад.

Один школьный учитель сказал своему ученику: “Вы глупый юноша, и из Вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать Ваши сочинения! Их будут скупать старьевщики. О, Вы ещё у меня поплачете, верзила вы этакий!” Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему уже стукнуло 17 лет, и среди гимназистов-второклашек он, и правда, выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали, никто теперь не помнит. А непутевого ученика знают и любят дети и взрослые всего мира.

- Ребята, как вы думаете, о ком эта история? Верно, эта история произошла с Гансом Христианом Андерсеном.

Открываю на доске портрет сказочника. Слайд № 1.

Итак, тема урока “Путешествие в Андерсенландию”. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Великого сказочника, узнаем много интересных фактов, ведь он был не только сказочником, но и … Впрочем, всё по порядку. Слайд № 2.

  1. Беседа о сказках Г.Х.Андерсена.

Сначала немного поговорим о сказках Г.Х.Андерсена.

  • Читали ли вы сказки Г.Х.Андерсена?
  • Назовите некоторые из них.
  • Расскажите, о чем эти сказки?
  1. Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.

А теперь давайте проверим, как хорошо вы знаете сказки Г.Х. Андерсена.

  1. Из шести произведений одно не принадлежит перу великого сказочника:
  • “Оле-Лукойе”.
  • “Принцесса на горошине”
  • “Гадкий утенок”
  • “Снежная королева”
  • “Дикие лебеди”
  • “Золотой гусь” (сказка братьев Гримм)
  1. Из шести предложенных предметов пять взяты из сказки “Огниво”. Какой лишний? Из какой он сказки?
  • ранец
  • сундук
  • монеты
  • оловянный солдатик
  • сабля
  • кремень
  1. Из какой сказки эта песенка: “Ах, мой милый Августин, Всё прошло, всё”?
  • “Русалочка”
  • “Гадкий утенок”
  • “Снежная королева”
  • “Дикие лебеди”
  • “Свинопас”
  • “Оле-Лукойе”
  1. Кому принадлежат эти предметы?
  • зонтик (Оле-Лукойе)
  • горошина (Принцессе из сказки “Принцесса на горошине”)
  • санки (Кай “Снежная королева”)
  • скорлупа грецкого ореха (“Дюймовочка”)
  • бумажный кораблик (Стойкий оловянный солдатик)
  1. Под сколькими тюфяками и перинами была спрятана горошина в сказке “Принцесса на горошине”? (20 и 20)
  2. Что послужило Дурню Гансу посудиной и что он предложил в качестве подливки? (Старый деревянный башмак с отколотым передком и грязь)

Подвожу итог: “Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями, и я вижу, что сказки Г.Х. Андерсена вы читали внимательно”.

  1. Рассказ о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена.

Ребята! А все ли знают о самом сказочнике? Как он пришел в литературу и стал писателем? Почему он сочинял сказки? О чем они?

Неужели было время, когда люди жили без Русалочки и Оле-Лукойе? Неужели никто не восклицал: “А король-то голый!?” И гадкий утенок не догадывался о своем чудесном превращении в Лебедя?

Кажется, они существовали всегда, как осенняя листва, небо и звезды, как шепот моря…

… В Дании, скандинавской стране, расположенной на севере, в сознании народа жили представления о мифических существах, населявших леса, горы, реки. На почве народных представлений о силах добра и зла и вырос талант Андерсена. Позднее сам сказочник с благодарностью вспомнит свою родину, взрастившую его талант.

Подготовленные ученики читают стихотворения Г.Х. Андерсена.

В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало,
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна!

Вы берегов скалистые края,
Где слышны взмахи крыльев лебединых,
Вы, острова, очаг былин старинных,
О Дания! О Родина моя!

Г.Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в маленьком г. Оденсе на острове Фюн в семье бедняка-сапожника. Слайды №№ 3,4.

Маленький Христиан не был баловнем судьбы: ведь башмачник не мог похвалиться особым достатком. Больше всего мальчик любил мечтать: придумывал необыкновенные истории и рассказывал их ленивому коту Карлу.

Однажды случилось незабываемое: Ганс Христиан побывал в театре. Это посещение произвело на него такое огромное впечатление, что мальчик создал свой кукольный театр. Он даже придумал кукольный язык. Это была удивительная певучая смесь датского, немецкого, французского и английского языков. Андерсен шил новые костюмы и платья своим куклам-актерам. Он ходил по магазинам тканей и выпрашивал у продавцов лоскутки дорогих материй для кукольных костюмов.

Особое место занимало в жизни писателя Рождество, и, конечно, украшение Рождественской ели: “Вот на ветвях повисли набитые сластями маленькие сетки, вырезанные из цветной бумаги, выросли золоченые яблоки и орехи, и закачались куклы – ни дать ни взять живые человечки; таких елка ещё не видывала. Наконец к ветвям прикрепили сотни разноцветных маленьких свечек – красных, голубых, белых, а к самой верхушке ели – большую звезду из сусального золота. Ну, просто глаза разбегались, глядя на всё это великолепие!” Слайд № 5.

Но рядом была другая жизнь, будничная и суровая. Мать хотела, чтобы Христиан стал портным, но из этого ничего не вышло.

Так подошел 1819 г., а вместе с ним та темная ночь, когда умер веселый башмачник. А потом была нужда, учеба в школе для бедных.

Ганс Христиан долго умолял мать, и, в конце концов, она разрешила ему отправиться в Копенгаген в поисках судьбы.

- Что ты там собираешься делать? – спросила его мать.
- Я прославлю тебя, - ответил Андерсен и рассказал ей о том, что знал о замечательных людях, родившихся в бедности.
- Сначала, конечно, придется много-много претерпеть, а потом и прославишься, - говорил он.

Впереди были бедствия, скитания, затем театральное училище, классическая гимназия, университет. В 1828 г. Андерсен выпускает свою первую книгу. Имя его скоро становится известным, но датское общество и критика неустанно и долго ещё после того, как он получил всеобщее признание за границей, преследуют его за происхождение, за внешность, чудачества, грамматические ошибки, за нововведение в стиле, которое тоже расценивают как безграмотность.

В 1833 г. после жестокой нужды Андерсен получает Королевскую стипендию и совершает первое большое путешествие по Европе, которое тут же начало приносить свои плоды. Первым из них был роман “Импровизатор” (1835), который сделал писателя известным за пределами Дании.

Слайд № 6, 7.

Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах: Англии, Франции, Швейцарии… Особенно нравилась ему Италия. Слайд № 8.

В августе 1841 г. Андерсен начал записывать некоторые впечатления и мысли, навеянные путешествиями. В этих записках он показал достопримечательности виденных им стран и городов.

Андерсен беспрерывно путешествовал, и где бы он ни был, всегда знакомился со своими любимыми писателями, музыкантами, художниками. Такие знакомства считал не только естественными, но и необходимыми. Они наполняли его ощущением свежести и собственной силы. И писал, писал, писал. Писал всюду, где его заставала жажда писать. Писал быстро, хотя потом долго и придирчиво правил свои рукописи.

Путешествуя по Европе, не забывал он и родную Данию, особенно привлекала его западная часть острова Зеландия с многочисленными замками и роскошными поместьями.

12 замков неоднократно посещал Андерсен. Величественная архитектура зданий, диковинная парковая растительность будоражили воображение писателя, навевали сюжеты сказок. Так, гуляя в парке феодального поместья Баснес, Андерсен часто останавливался возле огромного дуба. Под ним долго размышлял и, видимо, в шелесте листьев могучего великана расслышал сказку “По-следний сон старого дуба”. Сказка “Гадкий утенок” была написана в 1842 г. в Гиссельфельдском аббатстве. Его громадный парк славился с множеством озёр, изобилием в них рыбы и водоплавающей птицы. Наблюдая за ними, Андерсен, должно быть, подслушал, как старая утка рассказывала молодежи необыкновенную историю белого лебедя, услышанную ею от своей бабушки. Вот так и рождаются сказки.

А в замке Хольштайнборге, за огромным органом замковой церкви есть две комнатки, где жил сказочник, когда гостил в поместье. В них всё оказалось нетронутым: обстановка, как при жизни писателя, его личные вещи. Слайд № 9.

Но писал не только пьесы и прозу. Его лирические стихотворения имели большой успех, и Дания вскоре признала его как поэта.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Картинка.

Вьется змейкою дорожка;
Покосившийся немножко
Набок домик там стоит.
Дверь с петель слететь грозит;
Словно щурятся оконца
От лучей вечерних солнца.
Вьются ласточки… Щенок
Лает, глядя на порог.
На пороге, улыбаясь
И с ребенком забавляясь,
Мать-красавица сидит;
На щеках заря горит.
Мальчуган здоровьем дышит
И румянцем так и пышет.
Он совсем не хочет спать!
По ножонкам толстым мать
Бьет его за то шутливо.
Кот преважно, молчаливо
Дремлет… Ах, какой испуг!
На нос муха села вдруг!
Цап! – Не будь такой
задорной! -
И опять, что твой придворный,
Развалился – важный вид!
А дитя как ангел спит!..

Сказки Андерсен пишет уже зрелым человеком. Первые сборники выходят в 1835-1837 гг. И уже первые сказки принесли ему славу Великого Сказочника. Маленькие выпуски - брошюры сказок зачитывались до дыр, издания с картинками раскупались в 5 минут, стихи и песенки из них заучивались детьми наизусть.

Они очень любили этого худого, высокого, остроносого господина в черном сюртуке с неизменным цветком в петлице и большим носовым платком в руках. Он был, может быть, не очень-то красив, но каким живым огнем загорались его огромные голубые глаза, когда он начинал рассказывать детям свои необыкновенные истории! Слайд № 10.

О самых серьезных вещах в сказке он умел рассказать простым и ясным языком.

Рассказывая сказки детям, писатель часто оживлял их с помощью своих вырезок-силуэтов. По воспоминаниям современников, Андерсен “обладал необыкновенным талантом к вырезыванию. С невероятной быстротой вырезывал он самые причудливые фигурки, арабески, цветы, животных и человечков. Особенно хорошо выходили у него лебеди, бабочки и танцовщицы, стоявшие на одной ножке”.

Так проходил год за годом. Незаметно подошел день 4 августа 1875 г., когда Андерсен умер в полном одиночестве на своей вилле Ролигхед после долгой болезни.

На его похороны пришли студенты, депутаты г. Оденсе, иностранные послы, министры и сам король. Перед гробом склонили траурные знамена. В Дании был объявлен национальный траур. 11 августа газета “Отечество” напечатала стихотворение:

В могилу наш король сошел,
И некому занять его престол.

В самом деле, золотую корону короля сказок Дании и всей Скандинавии не унаследовал никто.

Более 150 лет прошло с тех пор, как в Дании был напечатан первый сборник сказок Андерсена. В России их переводы появись почти сразу же, в 40-х годах 19 в., и с восторгом были приняты не только детьми, но и взрослыми. Уже при жизни великий сказочник получил всемирную известность, а после его смерти благодарные потомки увековечили его в бронзе. Один из памятников Андерсену можно увидеть в копенгагенском парке, другой – на бульваре, названном в его честь.

Сейчас в Дании есть несколько музеев Г.Х.Андерсена. И один из них расположен в его родном г. Оденсе. При входе посетителей встречает величественная фигура знаменитого писателя, выполненная из белого камня. В музее собраны документы, письма, личные вещи, предметы обихода и издания сказок Андерсена чуть ли не на всех языках мира. Под них отдан целый зал. Полки вдоль всех стен высятся от пола до потолка. Есть там книги и на русском языке. Особенно привлекают посетителей пожелтевшие странички рукописей. Смотришь на стремительно бегущие строки, и кажется, что вместе с ними уносишься в полюбившийся мир сказки. Слайды №№ 11, 12.

Оглядываясь назад, на прожитые годы, Андерсен написал художественную автобиографию “Сказка моей жизни”, закончив её, он умер.

Он жил трудно, как все большие писатели. Был одинок, как все настоящие сказочники. Подлинная слава пришла к нему после смерти. Впрочем, ему удалось увидеть собственный памятник и иллюминацию в Оденсе, которую ещё в далеком 1819 г. предсказала гадалка его матери.

Он смотрел на свою скульптуру, удивлялся и вспоминал детство. Прогулки с отцом, смех мальчишек, бедное жилище, мечты о будущем… Слайды №№ 13, 14.

  1. Беседа по вопросам.
  1. Ребята! Как вы думаете, какую сказку напоминает жизнь Г.Х.Андерсена? (“Гадкий утенок”)
  2. Давайте с вами сейчас откроем текст этой сказки и прочитаем эпизоды гонений утенка и признание красоты лебедя. Слайд № 15.
  3. Очень многие художники в своем творчестве обращались к сказкам Андерсена. Давайте посмот-рим их работы и попробуем отгадать, к какой сказке сделана иллюстрация, и какой эпизод на ней изображен.

Показываю слайды №№ 16, 17, 18 и обращаюсь к иллюстрациям на стенде.

  1. А теперь обратимся к вашим рисункам. Почему на них изображен именно этот эпизод?
  1. Итог урока.

В историю мировой литературы Андерсен вошел и утвердился как гениальный сказочник. Сказка его жизни была богатой событиями, её можно назвать и прекрасной, но благословенной она была лишь временами. Удивительная сказка – одновременно красивая и страшная, как для многих сама жизнь, у него – и красивее, и страшнее, чем у кого-либо из нас.

  1. Домашнее задание: прочитать сказку Андерсена “Соловей”.

Презентация