Путешествие в страну Пушкиниану

Разделы: Литература


Цель:

  • обобщить и привести в систему знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
  • создать условия для развития памяти, логического мышления, творческого воображения, устной речи учащихся;
  • воспитывать чувство дружбы, любовь к родному языку и русской литературе.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг позта, рисунки детей по сказкам А.С.Пушкина, иллюстрации и фотографии поэта, его друзей и семьи, по ? ватманского листа (2-м командам), клей, кисточки, ножницы, материал для аппликации, слайды, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина и роману “Дубровский”.

Ход урока

Учитель

Владимир Одоевский сказал о Пушкине: “ Пушкина читает и ребёнок на коленях матери, и учёный в кабинете. Его знает вся Россия”. С этими словами перекликаются строки Т.Кузовлёвой. И на вопрос: “ Кто ваш поэт?

В строенье ли каменном, в избушке,
Один у русского ответ –
Он, улыбнувшись, скажет: “ Пушкин!”

Слайд №1 (Приложение 1)

Как вы уже, наверное, поняли, сегодня речь у нас пойдёт об Александре Сергеевиче Пушкине. Этого великого русского поэта знают и любят все без исключения – маленькие и взрослые. Нам Пушкин известен своими замечательными стихотворениями и, конечно же, сказками. Со сказками вы знакомились в начальной школе. В этом году мы с вами продолжили знакомство с творчеством А.С.Пушкина, читали выразительно и наизусть его стихи, прочитали роман “Дубровский”.

Сегодня мы с вами обобщим и подытожим знания, полученные на предыдущих уроках литературы. Поэтому сейчас мы отправляемся в путешествие. Это путешествие необычное. Страна, куда мы отправимся, тоже необычная. И называется она – Пушкиниана.

Первую остановку мы сделаем в городе Биографинске

Как вы думаете, от какого слова образовалось название этого города?

(Биография – от греч., “био” – жизнь, “графо” – пишу, т.е. жизнеописание, жизнь, жизненный путь.)

Рассказ уч-ся о жизни А.С.Пушкина.

(Демонстрация фотографий, иллюстраций с изображением А.С.Пушкина, его родителей, друзей, няни)

Слайд №1 (Приложение 1)

Продолжим путешествие. Я знаю, что все вы любите сказки А.С.Пушкина. Поэтому следующую остановку мы совершим на станции

Что за прелесть эти сказки…”

Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете сказки А.С,Пушкина?

1. Как называются сказки, из которых взяты эти слова?

Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
(“Сказка о царе Салтане…)
“Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали”.
(“Сказка о попе и работнике его Балде”)

Слайд № 2 (Приложение)

2. “Чёрный ящик”

В чёрном ящике представитель живого мира (игрушка), которая в одной из сказок А.С.Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это? Назовите сказку.

(Золотая рыбка. “Сказка о рыбаке и рыбке”)

Слайд №3 (Приложение)

3. Какими словами начинаются следующие сказки?

А) “Сказка о попе и работнике его Балде”?

(Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару)

Б) “Сказка о золотом петушке”
(Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон)

Слайд № 4 (Приложение)

4. “Чёрный ящик”

В чёрном ящике находится предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет?

(Яблоко)

5. Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря?

(Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года)

6. О каких чудесах говорится в “Сказке о царе Салтане..”

(О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди)

Слайд № 5 (Приложение)

7. Выразительное чтение отрывка из “ Сказки о мёртвой царевне…” ученицей.

И царевна налетела на Чернавку:
“Как ты смела обмануть меня и в чём?”
Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила: иль не жить,
Иль царевну погубить.
(Из какой сказки?)

Какой рогаткой угрожала царица?

(Рогатка – ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключённым, колодникам)

Слайд №6 (Приложение)

Отрывок из “ Сказки о рыбаке и рыбке”

В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.

Кто это? Из какой сказки? Что такое кичка?

(Варианты ответов)

  • накидка, платок,
  • кокошник,
  • женский головной убор с рогами,
  • высокая шапка, отороченная мехом.

II станция “Игровая”

Игра “Верю и не верю”

Ребята, я вам буду задавать вопросы, а поверите вы мне или нет – это будет зависеть от знания вами произведений А.С.Пушкина. Но сначала поделитесь на две команды и выберите капитанов. Капитаны получают по две таблички с надписями “Верю” и “Не верю”.

Вопрос 1.

Верите ли вы, что “Лукоморье” – это место на берегу моря, где в старину выращивали лук?

(Ответ. Лукоморье – морской залив, бухта).

Вопрос 2.

Верите ли вы, что “колымага” – это старинная разукрашенная карета, в которой ездили знатные люди?

(Ответ. Да, колымага – это разукрашенная карета. В “ Сказке о царе Салтане” есть такие строки:

Мать и сын идут ко граду,
Лишь вступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный Бога хвалит.
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их.

Вопрос 3.

Верите ли вы, что строки А.С.Пушкина “Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…” были обращены к его жене Наталье Николаевне Пушкиной, урождённой Гончаровой?

(Ответ. Стихи посвящены няне Пушкина Арине Родионовне.)

Вопрос 4.

Верите ли вы, что Балда – это человек, который на балах на все вопросы отвечает только “да”?

(Ответ. В сказке А.С.Пушкина “О попе и о работнике его Балде” имя работника Балда не носит в себе оттенка порицания, а употреблено в первоначальном народном значении: “тяжёлый наконечник, молот, колотушка, кулак”.

Вопрос 5.

Верите ли вы, что в “Сказке о рыбаке и рыбке” у старухи кроме желания стать столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою было ещё одно желание, но эти строки не вошли в сказку?

(Ответ. Да, после исполнения первых четырёх желаний старухи было ещё одно:

Проходит неделя, другая,
Вздурилась опять его старуха.
Отыскать мужика приказала-
Приводят старика к царице.
Говорит старику старуха:
“Не хочу я быть вольною царицей.
Я хочу быть римскою папой”.

Эти строки не были пропущены цензурой и печатаются только в приложении к Полному собранию сочинений А.С.Пушкина.

Вопрос 6.

Верите ли вы, что все сказки А.С.Пушкина заканчиваются словами “Я там был, мёд, пиво пил да усы лишь обмочил”?

(Ответ. Так заканчиваются только: “Сказка о мёртвой царевне” и “Сказка о царе Салтане”)

Подтверждения своим ответам командам предлагается найти в книгах, лежащих у них на столах.

Во времена Пушкина была популярна игра под названием “Центон”.

Центон – это стихотворение, составленное из различных отрывков произведений какого-либо поэта. Отгадайте, из каких стихов А.С.Пушкина составлен центон

Жил-был славный царь Дадон,
С петушком стал княжить он.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
У ворот блистают латы-
То хранят его палаты
Тридцать три богатыря.
У него невеста есть,
Что не можно глаз отвесть.
Но как-то в грозной тишине
Раздался дважды голос странный
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной.
С тех пор и нет Людмилы милой
Похищена безвестной силой.

(Центон составлен из “Сказки о царе Салтане..”, “ Сказки о золотом петушке” и поэмы “Руслан и Людмила”) Слайд №7 (Приложение)

Пушкин очень любил буриме. Часто так случалось, что четверостишие по заданным рифмам он сочинял моментально. И я предлагаю вам сейчас по рифмам восстановить четверостишия из произведений А.С.Пушкина.

Скучной – однозвучный
Бежит – гремит.
Злилась – желтела
Носилась – сидела.
Строй – крылом
Молодой – под окном.
Бесценный – благословил
Уединенный – огласил.

(“Зимняя дорога”, “Зимнее утро”, “Узник”, “И.И, Пущину”)

III станция “Поэтическая”

Конкурс чтецов.

Чтение учащимися стихотворений: “Зимняя дорога”, “Зимнее утро”, “ Узник”, “И.И.Пущину”.

IV станция “Литературно-опознавательная”

Кому адресовано письмо и из какого произведения?

“Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное.… Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырёва”.

“В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым взвился над кровлею”. О каком событии идёт речь?

“Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока Вы не вышлете мне псаря Парамошку с повинною”.

“Сей учитель понравился Кирилле Петровичу своей приятной наружностью и простым ” (француз Дефорж)

“От 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Особые приметы: таковых не оказалось” (Владимир Дубровский)

“Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин” (Андрей Гаврилович Дубровский).

“Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение” (Кирилла Петрович Троекуров).

Демонстрация иллюстраций к роману “Дубровский”

Чёрный ящик

(В этом ящике находится предмет, который оказался в руке мальчика)

“Мальчик поднял…, во весь дух пустился бежать и в три минуты очутился у заветного дерева”.

(Кольцо)

V станция “Реставрационная”

Даны наборы слов. Все слова в И.п. Из них вы должны в течение одной минуты составить названия произведений А.С.Пушкина.

Людмила, сказка, рыбка, мёртвая, Руслан, узник, зимнее, станционный, метель, Дубровский, смотритель, царевна, рыбак, утро, повесть, Белкин.

(“Руслан и Людмила”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мёртвой царевне…”, “Узник”, “Зимнее утро”, “Станционный смотритель”, “Метель”, “Дубровский”, “Повести Белкина”.)

VI станция “Юные художники”

Демонстрация картины “Пушкин на лицейском экзамене”.

Назовите имя художника – автора этой картины

  1. Н.Н. Ге,
  2. И.Е.Репин,
  3. П.А.Федотов,
  4. П.П.Соколов.

А теперь мы превратимся в коллективы иллюстраторов, т.е. художников, которые рисуют картинки в книжках. Разделимся на две команды, и каждая команда попробует сделать иллюстрацию к выбранной сказке методом аппликации.

(Команды получают по ? ватманского листа, клей, кисточки, верёвочки, золотую бумагу и др. Капитаны вытягивают по карточке с названием одной из сказок.)

Учитель.

Пушкина мы читаем всю жизнь. В школе учим его стихи к уроку, в юности и в зрелые годы вновь и вновь перечитываем знакомые строки. В горести и в радости, в раздумье возвращаемся к Пушкину.

Ещё с самого раннего детства
Всем нам Пушкина имя известно.
И хоть знаем его наизусть,
Его строки все люди читают,
Каждый раз необычен и нов он.
Космонавты с ним в космос летают.
И новы его нежность и грусть.
И конечно, на школьном уроке
Пусть проходят года и столетья,
Повторяем мы Пушкина строки,
Он поэт – самый лучший на свете,
Повторяем с великой любовью.

Подведение итогов, награждение участников путешествия дипломами.

Примечания.

  1. Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ. В 2-х частях. Автор-составитель В.П.Полухина. 12-е издание. Москва “Просвещение” 2005.
  2. Дидактические материалы по литературе 5,6 классы.
  3. Фрагменты урока Людмилы Черновой “Сказки пушкинской поры”
  4. Сказки А.С.Пушкина.