Психологический комфорт на уроках русского языка и литературы

Разделы: Литература


Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт - это условие, который позволяет личности раскрываться, проявлять свои способности, активно взаимодействовать с другими.

Психологический комфорт - качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощения, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.

Климат в классе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с интересами других ее членов. Общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех участников. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни.

Наличие благоприятного климата в классе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата.

Одним из таких средств является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности и этапов учебных занятий. Так, например, на уроках литературы можно использовать фрагменты классических произведений. Перед прочтением стихотворения я часто включаю классическую музыку, которая будет настраивать учащихся на восприятие произведения. Так, например, перед чтением стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело…» было прослушивание произведения Чайковского.

К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности и знаки внимания, коорые мы оказываем детям. Во время самостоятельного выполнения упражнения на уроке одним детям необходима помощь и подсказка, другим одобрение.

Нельзя ни в коем случае позволять детям смеяться над тем, кто отвечает у доски. Растеряться может любой. Поэтому с первых уроков детей необходимо приучать быть уважительными друг к другу.

Установление личных контактов тоже важно. Несмотря на то, что классов много, детей много необходимо стараться запомнить каждого ученика по имени. Если такой возможности нет, использовать визитки.

При проверке тетрадей использовать не стандарные записи «СМ», а слова поддержки и внимания. Например, «Старайся», «Будь внимательнее», «В следующий раз обрати внимание на работу с орфограммой…». Да, такие слова поддержки отнимают время, но зато для ребёнка они значат, что учитель не просто посмотрел его работу, а ещё и оценил. Такие записи в тетрадях демонстрируют расположенность и заинтересованность в успехе ребёнка.

Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы оценочной доминантой педагога, во время совместной работы с детьми становится поощрение в их адрес. Оно относится и к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников.

Формы обращения учителя к ученикам:

  1. Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям, то есть использование деловых клише): «Предложим вариант решения проблемы», «Давайте вместе обсудим сложившуюся ситуацию» и другие.
  2. Личностно-доверительное обращение: «Я уверена, что мы друг друга поняли», «Выполнить вашу просьбу мне не составит труда», «Мои условия раборты не останутся без вашего внимания» и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.
  3. Эмоционально-личностное обращение: «У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку - будем беречь друг друга» или «Я знаю: у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, трудная?..» «Вы сегодня на уроке очень хорошо работали, на дом только повторить пройденный материал». «Нам с вами сдавать экзамен, я переживаю не меньше, чем вы». Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь - зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.

Предупреждение возможных неудач (анонсирование) в процессе и результате работы. Таким образом, удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела.

На уроках литературы можно использовать элементы концерта. Если в классе есть поющие дети, можно не просто рассказать выразительно стихотврорение, а исполнить песню. Это тоже раскрепощает детей, показывает заинтересованность учителя в самом ребёнке, в его талантах. Так, например, на уроке литературы один из учеников Верховых Константин продемонтрировал нам свои таланты - сыграл на гитаре.

Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Дети могут на уроках быть в качестве редактора журнала, режиссёра фильма, экскурсовода. Новизна отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся типы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка. Так, например, на уроке русского языка мы писали сочинение «Описание интерьера». Детям было предложено задание провести экскурсию по своему дому. Представить, что они пригласили нас в гости. Сочинения получили действительно интересные. Один из учеников пригласил нас к себе в загородный дом на шашлыки.

Большое значение для создания и поддержания психологического комфорта имеют традиции: ежегодные праздничные мероприятия. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется и передается (воспроизводится) в рамках школы или одного класса. Через традицию педагог опосредованно влияет на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий.

И, конечно, у каждого учителя есть свои особые приёмы, чтобы ученики реагировали на замечание. Но самое главное, чтобы эти замечания не обижали ребёнка, не задевали его личных особенностей.