Эпиграф к уроку из повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”
Ну, барин, беда: буран!
...невесть и так куда заехали:
дороги нет, и мгла кругом.
Цели урока: путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина) определить отношение к Пугачеву как исторической личности и художественному образу; через восприятие художественного образа Пугачева прийти к осознанию идеи повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Задачи:
- развивать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением;
- развивать логическое мышление;
- прививать интерес к изучению истории и литературы;
- воспитывать гуманность и милосердие.
Оборудование: портрет Пушкина; исторические материалы (Указ Пугачева от 31 июля 1774 г.); тексты повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина (Хрестоматия для 8-го класса / Сост. Г.С. Меркин, 2005); презентация к уроку.
Ход урока
Учитель. Тема нашего урока “Пугачев – историческая личность и литературный герой в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка””. На уроке мы будем использовать исторические материалы для характеристики одного из главных героев повести “Капитанская дочка”, а именно Емельяна Пугачева, который, подняв восстание, всколыхнул Россию от Урала до Заволжья. Эта личность всегда особенно интересовала и историков, и государственных деятелей, и писателей, и художников.
Учитель. Что же представляла собой эпоха, в которую жил Пугачев?
Ученик изображает на доске кластер. (Приложение 1)
Учитель. Емельян Пугачев жил в эпоху так называемого золотого XVIII века Екатерины Это был век блестящих побед русской армии, век расцвета культуры и укрепления абсолютизма, век государственных переворотов. Но это еще и время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из печальных страниц в истории России является выступление крестьян под руководством Емельяна Пугачева. Историки именуют события 1773–1774 гг. пугачевщиной. (презентация “Крестьянская война”, приложение 2). О крестьянской войне сообщение подготовил… . Приложение 2
Учитель. Взгляд на предводителя крестьянского восстания противоречив. Внимательно посмотрите на портреты художников, изобразивших Пугачева. Что вы можете сказать об этом человеке?
Ученик. Это смелый, умный, проницательный человек, решительный, отважный, бросивший вызов самой императрице.
Учитель. Я хочу остановить ваше внимание на знаменитом двойном портрете Екатерины II и Пугачева. После взятия Илецкого городка повстанцам хотелось создать парадный портрет “царя Петра III”. Нашли портрет Екатерины II, проткнутый пиками, заштопали, а затем создали портрет Пугачева. На обороте сделали надпись: “Писан лик сей 1773 года сентября 21 дня”. Этот портрет был найден только в 1924 году. Стали реставрировать и обнаружили под ним портрет Екатерины. В результате решили оставить оба лика.
А что вы можете сказать о картине “Суд Пугачева”? (Ответы учащихся)
Учитель. А теперь посмотрим на Пугачева глазами Пушкина, который, изображая пугачевское восстание в повести “Капитанская дочка”, пытался не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из “бурана” истории (указать на эпиграф), из этой “мглы”, среди которой “дороги нет”. И в этом нам помогут знания по истории и литературе. Обратимся к историческим фактам из биографии Е.Пугачева.
Сообщение ученика. Емельян Пугачев родился в Донской губернии. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементей, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семье его принадлежала к официальной православной вере. На службе находился с 18 лет.
После отвода войск в Елизаветград в 1771 году, Пугачев заболел (“…и гнили у него грудь и ноги”). Направился в Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. В ноябре 1772 года Пугачев лечится у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года Денисом Пьяновым. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III. Умный, находчивый, смелый, Пугачев воплощал в себе типичнейшие черты русского казака. Он обратился к яицким казакам, и те потребовали доказательств избранности Пугачева. Источник сообщает: “Караваев говорил ему, Емельке: “Ты-де называешь себя государем, а у государей-де бывают на теле царские знаки”, то Емелька ... разодрав у рубашки ворот, сказал: “На вот, коли вы не верите, што я государь, так смотрите”. Оные казаки, посмотря те знаки, сказали: “Ну теперь верим и за государя тебя признаем””.
Учитель. Почему же казаки поверили Пугачеву?
Ученики. Он был представителем народа.
Учитель литературы. При помощи каких литературных приемов Пушкин показывает близость Пугачева к народу?
1. Речь Пугачева просторечная, присутствуют народные выражения, пословицы,
поговорки, бранные слова.
(Хрестоматия. “Был тулуп ... заложил вечор у целовальника”, с. 221; “чего
греха таить”, c. 221; “не твоя печаль”, c. 222; “одурел от радости”, “унять
старую ведьму”, с. 259; “небо с овчинку показалось”, с. 265; “узнал старого
хрыча”, c. 265; “казнить так казнить, миловать так миловать”, с. 266.)
2. Внешность Пугачева.
– “в постели лежит мужик с черной бородой”, с. 220;
– “лицо имело выражение довольно простое”, c. 221;
– “волоса обстрижены в кружок”, с. 221;
– “оборванный армяк и татарские шаровары”, с. 221;
– “на нем ... красивый казацкий кафтан”, c. 257;
– “подпирая черную бороду своим широким кулаком”, с. 263.
Учитель. Народ, встретив с радостью императора Петра III, присягает ему на верность. Пугачев обращается к своим поданным с Указом. Текст этого документа у вас на столах. Путем сопоставительного анализа исторического документа и художественного текста мы заполним таблицу в рабочих тетрадях и определим отношение к Пугачеву как исторической личности и художественному образу. Прочитаем указ. (Читаю сама).
Учитель. Как называет себя Пугачев в Указе?
Ученики. Император.
Учитель. Как это его характеризует?
Ученики. Дерзок. (Запись в таблицу.)
Учитель литературы. Как велит себя называть в повести Пугачев?
Ученики. Государь Петр Федорович. В разговоре с Гриневым: “Дай срок ... как пойду на Москву” (Хрестоматия, гл. XI, с. 285) – тоже проявляет дерзость.
Учитель. Что обещает Пугачев народу? (Чтение выдержек из манифеста, записать в таблицу.)
Ученики. – отмену крепостного права;
– отмену налогов, рекрутских наборов;
– дарует крестьянам землю, лесные угодья, соляные озера и т.д.
Учитель. О каких чертах характера это говорит?
Ученики. Широта души, щедрость.
Учитель. Как эти качества показаны в повести? (Хрестоматия, гл. 8,
с. 260-266.)
– “так ли тебя пожалую, когда получу свое государство”; стр.265
– “я тебя пожалую в фельдъегери и князья”; стр. 265
– “казнить так казнить – миловать так миловать”; стр.266
– “возьми свою красавицу; вези ее куда хочешь”; стр.290
Учитель. Каковы планы Пугачева?
– захват престола в России;
– даровать свободу поддержавшим его крестьянам;
– наказать дворян;
– насладиться роскошью царской жизни.
О какой черте характера это говорит?
Ученики. Честолюбие, властолюбие. (Записать в таблицу.)
Учитель. Раскрывает ли эту черту характера Пугачева Пушкин? (Хрестоматия,
гл. 11, с. 285.)
– “прусский король мог бы со мной потягаться?”; стр.285
– “я воюю хоть куда ... сорок генералов убиты ... четыре армии взяты в полон”;
стр.285
– “Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою”; стр. 265
– “лучше раз напиться живой крови” (иносказание: напиться живой кровью –
значит поцарствовать, пожить на широкую ногу). Стр. 287 гл.8
Учитель. Как Пугачев воплощает свои планы в жизнь?
– он собирает войско на Руси, к нему приходят обездоленные;
– у него хорошая армия, вооружение;
– проводит ряд удачных военных операций.
О каких чертах характера Пугачева это говорит?
Ученики. Талантливый военачальник. (Записать в таблицу.)
Учитель. Что говорится в указе в отношении дворян?
Ученик. Ловить, казнить и вешать.
Учитель. А как показывает Пушкин жестокость, зверство Пугачева?
Ученики. По приказу Пугачева были казнены капитан Миронов, его жена Василиса Егоровна, Иван Игнатьич, офицеры Нижнеозерской крепости.
Речь Пугачева наполнена угрозами:
а) “Унять старую ведьму!” (гл. 7, с. 259)
б) “... с тебя живого велю кожу содрать”
в) О Швабрине: “Я его повешу!” (с. 281)
Портретная характеристика: “звериный взгляд”, “огненные глаза”.
Учитель. Говорится ли в данном Указе о милосердии?
Ученики. Да, “милосердием всех награждаю”.
Учитель. К кому Пугачев проявляет милосердие?
Ученики. К тем, кто его поддержал, – к крестьянам и казакам.
Учитель. Какие приемы и средства использует Пушкин, чтобы показать милосердие Пугачева?
Ученик. 1) показывает его поступки:
а) вывел к жилью Гринева и Савельича, дал овчинный тулуп и полтину денег;
б) освободил Машу и принял самое живое участие в ее судьбе.
2) речевая характеристика: “Кто из моих людей смеет обижать сироту? Он
узнает ... каково обижать народ ... казнить так казнить, жаловать так жаловать”
(гл.11).
Учитель. Как можно одним словом охарактеризовать Пугачева после исследования исторических документов?
Ученики. Злодей.
Учитель. Однозначен ли взгляд Пушкина на Пугачева?
Ученики. Злодей, но и милосердный человек.
Учитель. Отступил ли Пушкин, изображая Пугачева, от исторической правды?
Ученики. Все, что можно увидеть в Указе, Пушкин подтверждает. Но автор изображает Пугачева и милосердным.
Учитель. Каким приемом пользуется Пушкин для изображения милосердия
Пугачева?
Ученики. Художественным вымыслом.
Учитель. Какие сцены, по вашему мнению, вымышлены?
Ученики. Встреча с Гриневым во время бурана; Пугачев получает в подарок заячий тулуп; встречи и беседы с Гриневым; освобождение Маши.
Учитель. Именно в этих сценах мы видим милосердие Пугачева по отношению к Гриневу, к Маше.
Учитель. Указал ли Пушкин путь, по которому следует идти, чтобы выбраться из “бурана” истории?
Ученики. Правительство должно быть милосердным к народу, заботиться о нем, дать ему все необходимое для жизни.
Учитель истории. Были ли в истории люди, похожие на Пугачева?
Ученики. Разин.
Учитель. Чем закончились их восстания?
Ученики. Жестоким подавлением, ухудшением жизни народа.
Учитель литературы. Как это показывает Пушкин?
Ученики. “...мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками. Состояние края было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный” (Хрестоматия, гл. 13, c. 297).
III. Подведение итогов
Учитель. История, основываясь на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки. А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку. Сопоставляя исторические материалы с текстом повести, мы увидели, что Пушкин не только не отступил от исторической правды, но, пользуясь художественным вымыслом, сделал образ Пугачева живым. Это не только беспощадный и жестокий злодей, но и человек, которому можно доверить жизнь возлюбленной, которого можно пожалеть и за “грешную душу” которого “вечно молить Бога. Пушкин подчеркивает важнейшие его качества: целеустремленность, волю, умение помнить и ценить добро, готовность в трудную минуту прийти на помощь и, что может показаться странным на первый взгляд, - справедливость. В какой-то мере Пугачев в восприятии Пушкина –личность одинокая и трагическая. Он осознает тщетность своего предприятия. Понимает неизбежность своей гибели. Но отказаться от бунта не может. Понять мотивы его поведения, его отношение к происходящему призвана мораль калмыцкой сказки, которую он рассказал Гриневу: “чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст”.
Образ Пугачева бессмертен. Уже в XX веке, в 1921 году, Сергей Есенин заканчивает свою поэму “Пугачев”. Он называет его “почти гениальным человеком”. Он создает образ сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. Он поет ему славу, вкладывая свои мысли в слова ближайшего сподвижника Хлопуши. Более подробно с этой поэмой мы познакомимся в 11-м классе.
Рабочая таблица
Черты характера | Указ Пугачева от 31 июля 1774 г. |
Повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка” |
Указ Пугачева
Божию милостию, мы Петр III, император и самодержец
всероссийский: и протчая.
Объявляется во всенародное известие.
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех,
находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть
верноподданными рабами собственной нашей короны и награждаем древним крестом и
молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя
рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями,
лесными угодьями и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех
прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьянам и всему
народу налагаемых податей и отягощениев.
... Повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих
поместиях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и
разорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так,
как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами.
По истреблении которых противников и злодеев дворян, всякий может восчувствовать
тишину и спокойную жизнь.
Дан июля 31 дня 1774 г.