Психологический тренинг для подростков с использованием притч и художественной литературы "Мир дома твоего"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель: формирование у подростков представлений о семье, как о базовой ценности жизни и общества, развитие качеств необходимых для благоприятного сосуществования с родными и близкими людьми.

Ход тренинга

Психолог или учитель:

- Ребята, нашу встречу под названием “Мир дома твоего” я начну с чтения одной старой и очень мудрой притчи. Послушайте ее внимательно.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и одним селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже.

I упражнение “Ассоциации”.

- Ребята, а теперь я предлагаю каждому из вас назвать, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово семья. Что для каждого из вас это значит?

(Учащиеся по очереди называют свои ассоциации)

II. Упражнение “Холодные и теплые воспоминания”

- А теперь каждый из вас подумает о своей семье и о своем доме и постарается передать свои теплые и холодные впечатления. Ведь не всегда в жизни все получается гладко и прекрасно. В каждой семье помимо хорошего есть и трудности, которые нужно преодолеть.

-У вас на столах листы с нарисованным домом. Он разделен на две части. Попытайтесь записать в каждую часть нарисованного дома свои переживания. А потом мы их обсудим.

Вывод: Вы обратили внимание, что многое объединяет наши рисунки и хороших воспоминаний гораздо больше, чем плохих.

III. Беседа “Наш дом – наша защита, наш очаг”.

Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонёк взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным. От былого тепла и понимания остается только пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и недопонимание между детьми и родителями перерастают в ненависть и даже вражду. Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень многое для установления и поддержания в семье хороших и теплых взаимоотношений.

- Как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь?

- Что для этого можно предпринять?

IV. Упражнение "Строим дом".

-Да, семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни, которые уважают, любят и заботятся друг о друге.

Ещё с детства в глубине души каждого человека зарождается и крепнет с годами чувство - это любовь к родному дому.

Предлагаю сейчас вам превратиться в строителей и из предложенных качеств построить дом.(Работа осуществляется с помощью интерактивной доски).

- С чего начинается строительство дома? Конечно же с фундамента. Задание первое: из кирпичиков, предложенных вам, выбрать те качества, которые составляют “фундамент” Дома. Что является основой основ, чтобы семья была крепкой и счастливой? (Любовь, Взаимопонимание, Уважение)

- Задание второе, из каких качеств мы “построим” стены, чтобы они устояли твердо на нашем фундаменте, это те качества, которые помогут фундаменту не разрушиться, создадут уют и доброжелательную обстановку. (Доброта, Ласка)

- Задание третье: создайте “Технику безопасности” в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье, какие качества составят крышу нашего дома, помогут выстоять в любую непогоду, спасут от любого ненастья и грозы. (Взаимовыручка, Упорство, Трудолюбие, Сострадание)

Наш Дом построен, пора сказать: “Приходите к нам в гости!”

В семейном кругу мы с вами растем 
Основа основ – родительский дом. 
В семейном кругу все корни твои, 
И в жизнь ты входишь из семьи. 
В семейном кругу мы жизнь создаем, 
Основа основ – родительский дом.

Психолог или учитель:

Конечно же, чтобы дом был наполнен теми качествами, из которых мы с вами его построили, нужно чтобы было в первую очередь полное взаимопонимание, уважение и любовь между родителями. А в будущем и каждому из вас тоже предстоит создать свою семью. Много обсуждений, разговоров может возникнуть со стороны. Но каждый из вас должен помнить о том, что дороже своей семьи нет ничего на свете. Помогут нам в этом убедиться ребята, которые заранее готовились к нашей встрече.

V. Чтение притчи.

(Подготовленные мальчик и девочка читают притчу “Он и Она”)

Их было двое - Он и Она. Они где-то нашли друг друга и жили теперь одной жизнью, где-то смешной, где-то соленой, в общем, самой обыкновенной жизнью двух самых обыкновенных счастливых.

Они были счастливыми, потому что были вдвоем, а это гораздо лучше, чем быть по одному.

Он носил Ее на руках, зажигал на небе звезды по ночам, строил дом, чтобы Ей было, где жить. И все говорили: "Еще бы, как его не любить, ведь он идеал! С таким легко быть счастливой!" А они слушали всех и улыбались и не говорили никому, что идеалом Его сделала Она: Он не мог быть другим, ведь был рядом с Ней. Это было их маленькой тайной.

Она ждала Его, встречала и провожала, согревала их дом, чтобы Ему там было тепло и уютно. И все говорили: "Еще бы! Как ее не носить на руках, ведь она создана для семьи. Немудрено, что он такой счастливый!" А они только смеялись и не говорили никому, что Она создана для семьи только с Ним и только ему может быть хорошо в Ее доме. Это был их маленький секрет.

Он шел, спотыкался, падал, разочаровывался и уставал. И все говорили: "Зачем Он Ей, такой побитый и измученный, ведь вокруг столько сильных и уверенных". Но никто не знал, что сильнее Его нет никого на свете, ведь они были вместе, а значит, и сильнее всех. Это было Ее тайной.

И Она перевязывала Ему раны, не спала по ночам, грустила и плакала. И все говорили: "Что он в ней нашел, ведь у нее морщинки и синяки под глазами. Ведь что ему стоит выбрать молодую и красивую?" Но никто не знал, что Она была самой красивой в мире. Разве может кто-то сравниться по красоте с той, которую любят? Но это было Его тайной.

Они все жили, любили и были счастливыми. И все недоумевали: "Как можно не надоесть друг другу за такой срок? Неужели не хочется чего-нибудь нового?" А они так ничего и не сказали. Просто их было всего лишь двое, а всех было много, но все были по одному, ведь иначе ни о чем бы не спрашивали. Это не было их тайной, это было то, чего не объяснишь, да и не надо.

Психолог или учитель:

VI. Беседа по содержанию.

- Какое впечатление на вас произвела эта притча?

- Я думаю, если такие взаимоотношения будут в каждой семье между родителями, то и дети будут научены только хорошему, будут чувствовать себя любимыми, желанными, но в тоже время никогда не посмеют разрушить тепло и уют своей семьи. Но как бы ни сложилась жизнь, хорошо, плохо ли – никогда не забывайте о родителях.

Сына мать качала... баюшки - баю,
Вырастешь сыночек... помни мать свою.
Ночь уже проходит и встает заря,
Мать качала сына... думала - не зря.
Все плохие мысли от себя гнала,
И с какою гордостью в первый класс вела.
Годы пролетели - вниз с горы, рекой,
В жизни у мальчишки - первый выпускной.
Далее учеба в городе большом,
А потом сыночек в армию ушел.
Мать переживала... ночи не спала,
Каждую копейку сыну берегла.
Господа просила... все слова, как стон,
О здоровье сына у святых икон.
Свадьба отшумела... "Дым стоял столбом"
И сынок покинул старый отчий дом.
Жизнь его кружила в карусели дней,
Не звонит... не пишет матери своей,
А она все плачет сидя у окна,
Серенькая кошка... да она - одна.
И душа рыдает и под сердцем жжет,
Что же сын не едет... внуков не везет?
Все у сына в общем в жизни хорошо,
Жизнь свою устроил, сам себя нашел.
Для семьи трудился не жалея сил
...А о ней не вспомнил... а о ней забыл.
И никак до сына это не дойдет,
Что молитвой мамы, он вот так живет.
Плачет сын у гроба... "Мамочка , прости"
Ношу эту тяжкую до конца нести.
Помнить о родителях - жизненный закон,
Он об этом вспомнил после похорон.
На глаза попались в тайном уголке,
Сбереженья мамы в носовом платке.
Рядышком записка... "Я тебя ждала,
Здесь насобирала, что, сынок смогла"
Плакал над деньгами сам себя кляня,
Он такие деньги делал за полдня.
И душа рыдает... и прощенья нет,
Мать их собирала целых десять лет

- О какой ошибке вас предупреждает автор этого стихотворения?

VII. Упражнение “Вернемся в детство”.

- Ну а сейчас, мы с вами мысленно отправимся в ваш родительский дом, сядьте поудобнее и закройте глаза. Не стесняйтесь. Расслабьтесь. Не думайте о том, что что-то нужно делать, просто настройте себя на маленького в детстве. Слушайте мой голос и попытайтесь выполнить то, о чем я говорю.

 Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Вы сидите в своей комнате с любимой игрушкой в руках. Вечер. Тишина. Из окна падает луч солнца, он гладит вас по волосам, лицу, очищая от плохих мыслей. А теперь вы уже сами проведите этим теплым лучом сверху вниз по своему телу, от макушки до пят. Скажите себе: “Мне легко и спокойно”.

Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда.

Рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете его тепло и надежность. Вспомните свое детство. Какого оно цвета? Какие звуки преобладают в нем?

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

– Удалось ли окунуться в детство?

– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

- Кто был тот близкий человек, который держал вас за руку?

VIII. Упражнение “Помолимся за родителей”

-Я хочу, чтобы те теплые воспоминания, в которые вам сейчас удалось окунуться остались у вас на протяжении всей жизни. Я хочу, чтобы вы помнили, что основа всему этому – родители. Любите их, уважайте, не забывайте им звонить и помогать. Всему, что у вас есть хорошего, вы обязаны родителям.

А сейчас давайте вместе с вами вспомним моменты из вашего детства и насладимся ими еще раз.

Звучит песня И .Аллегровой “Помолимся за родителей” на фоне фильма из фотографий детей и родителей.

IX. Упражнение “Рецепт счастья”. Рефлексия.

В память о нашей встрече я хочу вам подарить вот эти сердечки, на которых написан простой рецепт счастья. Прочитайте его и постарайтесь применить в своей жизни. Помните, что все хорошее рядом, и счастье Вас, Ваших родных и близких во многом зависит от Вас. Все в Ваших руках!

Рецепт счастья

В просторную чашу терпения осторожно поместите свое полное любви и нежности сердце.

Добавьте по две пригоршни доброты и щедрости.

Плесните свежего юмора (по вкусу).

Побольше лейте веры и надежды.

Хорошенько перемешайте и дайте немного настояться.

Намажьте толстым слоем на кусок оставшейся жизни, украсьте сверху лучезарной улыбкой – и в путь!

Принимайте счастье маленькими порциями, чтобы не закружилась голова (хотя от счастья еще никто не умирал).

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.stihi.ru/2010/07/10/5990
  2. “Притча о счастливой семье”, http://twojideal.ru/
  3. Притча “Он и Она”, http://newaysuspech.ru/pritchi/pritcha-on-i-ona
  4. http://www.baby.ru/blogs/post/155345306-16810414/
  5. http://biblioskrepka.blogspot.ru/p/blog-page_2501.html