Цели урока:
- познакомить учащихся с личностью Х.К.Андерсена, донести до детей мудрость его сказок;
- помочь осознать, что в сказках писателя торжествует добро.
Оборудование:
- презентация «Х.К.Андерсен»;
- полка с книгами;
- цветок тюльпана в горшке;
- костюмы для театральной постановки;
- декорации;
- два зонтика.
ТСО:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- DVD с записью мультфильма по сказке «Снежная королева»;
- СD с записью звуков природы.
Раздаточный материал:
- презентация «Х.К.Андерсен» (Приложение 1);
- листы с фрагментами из сказок Х.К.Андерсена (Приложение 2);
- карточки с опорными словами (Приложение 3);
- карточки со словами для инсценирования (Приложение 4).
Ход урока
Вступительное слово учителя. Однажды в старом бедном доме в Копенгагене на подоконнике сидел мальчик. В руках у него была единственная игрушка – оловянный солдатик. Мать мальчика вышивала у окна. В это время в глубине пустынной улицы показался высокий и очень худой господин в чёрном. Он быстро шёл, размахивая руками. Был некрасив, но изящен. Женщина подняла голову и сказала сыну:
- Вот идёт наш господин Андерсен, под его колыбельные ты так хорошо засыпаешь.
Мальчик соскочил с подоконника, схватил своего единственного солдатика и выбежал на улицу. Подбежав к сказочнику, он положил игрушку в его руку. Это был неслыханно щедрый подарок, и Андерсен понял это. Он закрепил игрушку в петлице сюртука – как драгоценный орден – и вытер слёзы.
- Сегодня мы обратимся к творчеству известного датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Я приглашаю вас в путешествие в мир Андерсена.
(Приложение 1. Слайд №2)
Вступительная беседа.
- Читали ли вы сказки этого писателя?
- Какие?
Цель нашего урока – познакомиться поближе с одним из лучших сказочников мира, узнать о его жизни, мыслях, почитать бессмертные сказки, постараться понять секреты мастерства Андерсена.
Слово учителя. Мне очень нравится высказывание сказочника: «Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас».
- Давайте сегодня мы поделимся друг с другом только хорошим.
- Итак, я пригласила вас в путешествие… Но как же быть? Мы живём в 21 веке, а Андерсен жил в 19. Как нам перенестись на 200 лет назад? Я знаю способ. Помните известного андерсеновского героя Оле-Лукойе? Он приходил к детям с двумя зонтиками. Один, не цветной, он раскрывал над непослушными детьми, и тогда они ничего не видели во сне. Другой, с картинками, над послушными, добрыми детьми, и они видели сказки.
К вам на урок я пришла с двумя зонтами, но, посмотрев в ваши глаза, поняла, что чёрный зонт нам не потребуется.
Итак, отправляемся в путешествие!
I. В родном городе Андерсена. (Приложение 1.Слайд №3)
1805 год. На самой окраине города Оденсе в Дании, в домике возле реки, в бедной семье сапожника и прачки появился на свет сын Ханс. В этом маленьком домике ютилось 6 семейств. Андерсены занимали одну комнату, служившую и спальней, и мастерской, и столовой. Отец украсил жилище полкой с книгами, а мать – горшочком с тюльпаном. Подрастающий Ханс мечтал о крохотном садике, который видел в своих снах. Позже, когда мальчик вырос и стал писателем, он создал такой сад на страницах своей сказки.
- Прочитайте отрывок №1 (Приложение 2, фрагмент 1).
- Из какого произведения этот фрагмент?
- Представьте, что вы перенеслись в подводный дворец. Каким вы видите садик?
- Существуют ли на самом деле подводные сады?
- Что помогло автору представить такой садик?
Значит, один из секретов мастерства сказочника – умение мечтать, фантазировать.
II. В театре. (Приложение 1. Слайды 4-6)
Продолжим наше путешествие. Как любил Ханс театр! В его родном городке был театр, но на его посещение у мальчика не хватало денег. В 14 лет он покидает дом, приезжает в столицу, чтобы устроиться актёром в театр. Но мечте не суждено было осуществиться. Его посчитали недостаточно талантливым, зато определили в школу.
Правда, учиться ему пришлось с детьми состоятельных родителей, которые высмеивали мальчика, потому что он был очень беден. «Я представлял себя тонущей собачонкой, которую забрасывали камнями от нечего делать», - писал будущий сказочник.
Утешение Ханс находил в театре.
В детстве он не мог получить роль, а у вас, ребята, такая возможность есть.
- Давайте войдём в копенгагенский театр. Кто-то из вас будет актёром, кто-то зрителем, а кто-то критиком.
- Есть ли желающие сыграть роль из сказки «Дюймовочка»? Требуются исполнители на роли Майского жука, Дюймовочки, 3-х жуков.
- Пока актёры знакомятся с ролями, мы прочитаем фрагмент из сказки «Дюймовочка» (Приложение 2, фрагмент №2).
- Как вы считаете, наша сцена оформлена?
- Верно, требуются декорации.
- А актёры готовы? Нужны костюмы.
Инсценировка эпизода (Приложение 3).
- Ребята, посоветуйте актёрам, как эту сцену сыграть ещё лучше.
- Почему заплакала Дюймовочка?
- Почему её сочли некрасивой?
- Зачитайте отрывок из сказки Андерсена (Приложение 2, фрагмент №3).
- Как отозвался о Дюймовочке маленький принц?
- Выходит, об одном и том же персонаже отзываются по-разному
- Случалось ли вам слышать, как кто-то неодобрительно отзывался о чьей-то внешности?
Приходилось и Андерсену.
Вот портрет Ханса Кристиана Андерсена. (Приложение 1. Слайд № 7)
- Что вы можете сказать о его внешнем виде?
- Обратите внимание на глаза.
- Почему глаза человека называют «зеркалом души»?
- Жизнь сказочника была лёгкой, беззаботной?
Андерсен говорил, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его называли «бедным родственником датской литературы».
- Почему?
- Знакома ли вам сказка Андерсена, в которой персонажа обижали, оскорбляли, т. к. он не был похож на других?
- Прочитайте отрывок №4 (Приложение 2, фрагмент 4).
- Какие чувства испытывал утёнок?
- Как вы думаете, кого подразумевал сказочник под образом гадкого утёнка? Почему вы так решили?
- Правильно ли поступали обитатели птичьего двора, отгоняя от себя утёнка?
- Какой вывод для себя мы сделаем?
«Доброму сердцу чуждо высокомерие»,- считал мудрый сказочник.
III. В Италии.
Будучи уже известным писателем, получив премию за книгу сказок, Андерсен отправился в путешествие по Италии. Весенней беззвёздной ночью он вместе с попутчицами ехал в дилижансе. Так как было темно, пассажиры не могли рассмотреть черты лица друг друга. Чтобы не скучать, сказочник стал фантазировать – рассказывать о девушках как о сказочных принцессах. Им, конечно, было приятно слышать о себе такое. Вдруг одна девушка попросила Андерсена рассказать о себе. Он знал, что некрасив, и…
- Как вы думаете, что рассказал писатель о своей внешности? Представьте себя на месте господина Андерсена.
Ученики надевают плащ и цилиндр и продолжают рассказ Андерсена.
- Хотите знать, что же на самом деле поведал о себе сказочник?
Он изобразил себя стройным, молодым, обаятельным человеком с душой, трепещущей от ожидания любви. Девушки прощались, уверенные, что их попутчик очень красив.
- Почему? Что делает человека по-настоящему красивым?
- Что такое внутренняя красота?
Вывод:
- О какой красоте важно не забывать?
IV. На природе.
Давайте мысленно перенесёмся из нашего кабинета на природу и, подобно Андерсену, понаблюдаем за набухающими почками, за тонкими стебельками травы, вслушаемся и всмотримся в то, что нас окружает.
Несмотря на жизненные трудности, сказочник сохранил в себе умение радоваться всему интересному. Он сочинял свои истории под шум ручья, пение птиц, всматривался в каждый камешек, листик.
- И мы попробуем свои силы. Закройте на несколько секунд глаза и перенеситесь на природу.
Звучит запись звуков природы.
Вслушайтесь в звуки природы, представьте место, где вы сидите, а потом напишите о том, что увидели.
Итак, напишите сочинение-миниатюру. Время написания – 5 минут.
«Слабым» ученикам предлагаются карточки с опорными словами (Приложение 4).
- Прочитайте получившиеся сочинения.
- Важно ли быть наблюдательным?
Вывод:
- Так в чём заключается секрет мастерства Андерсена?
V. В кинотеатре.
В театре мы сегодня побывали, теперь я приглашаю вас в кино.
Посмотрите фрагмент мультфильма.
Демонстрация фрагмента мультфильма «Снежная королева».
- По сюжету какого произведения создан мультфильм?
- На уроках литературы вам предстоит изучить эту сказку, наверняка вы сделаете новые открытия. Фильм, спектакль по литературному произведению не заменит подлинника, обязательно нужно читать и перечитывать художественные произведения.
Ханс Кристиан Андерсен прожил 70 лет, умер он в 1875 году. Немало лет прошло после смерти писателя, а сказки его по-прежнему нас волнуют.
- Почему?
- Чему учат произведения Андерсена?
Заключительное слово учителя. Ну что ж, в гостях хорошо, а дома лучше. Пора нам возвращаться в нашу Россию.
Андерсен очень любил свою Родину. Давайте и мы прославлять свою страну полезными открытиями, приносить пользу не только себе, но окружающим нас людям, создавать, подобно великому сказочнику, мир добра.
(Приложение 1. Слайды № 8-11)
Вывод урока.
- Что запомнилось вам из нашего путешествия в мир Андерсена?
Итоги урока.
Домашнее задание.
Из двух вариантов выберите один:
- нарисуйте обложку к книге Андерсена или
- напишите письмо великому сказочнику.