Формирование речевой культуры - одна из главных задач литературного образования учащихся. Решению ее призваны способствовать специальные уроки. Программа 5 класса требует совершенствовать навыки учащихся в работах повествовательного характера с использованием описания отдельных предметов. Заканчивая по литературе тему “Сказки”, мы проводим урок по обучению составлять собственные сказки. Речевые уроки включают в себя речеведческие и литературоведческие сведения, необходимые для формирования понятия о жанре речевого высказывания, занимательный текстовый материал, коммуникативно – речевые задачи, игровые приемы, различные речевые ситуации.
Цель:
- научить составлять речевые произведения в жанре сказки;
- обучить приемам сюжетосложения волшебной сказки;
- формировать понятие о жанре речевого высказывания;
- развивать умение работать коллективно;
- воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
1. Беседа с учащимися.
- Что такое сказка?
- Назовите художественные особенности сказок.
- Что вы знаете о построении сказки?
- Приведите примеры известных вам сказочных зачинов и концовок.
- Кто “населяет” сказку?
- Вспомните, какими обычно бывают в сказках Кощей Бессмертный и баба Яга? Добрый молодец и красна девица?
2. Давайте составим схему сказочной страны.
(коллективное составление схемы)
- сказочные герои
- сказочное время действий, сказочное место действий
- злые силы “дарители”
- трудные испытания СКАЗОЧНАЯ СТРАНА
- волшебные дары
особенный язык чудесные превращения
3. Знакомство со схемой построения волшебной сказки (“карты” В.Я. Проппа)
- Понаблюдав за жизнью Сказочной страны, мы выделили лишь некоторые ее “правила”. Вообще – то таких правил гораздо больше.
Открыл их русский ученый, фольклорист В.Я. Пропп. Все они представляют примерную схему событий волшебной сказки, но не в каждой сказке происходят все события.
Познакомимся со схемой событий волшебной сказки.
1. Предписание или запрет;
2. нарушение;
3. предательство или недостача;
4. отъезд героя;
5. задачи;
6. встреча с дарителем, Волшебные дары;
7. появление противника;
8. борьба;
9. победа;
10. возвращение героя;
11. ложный герой;
12. трудные испытания;
13. узнавание героя;
14. изобличение ложного героя, его наказание;
15. свадьба.
4. Творческая работа. Сочинительство волшебной сказки.
(класс делится на группы)
Итог урока
Чтение составленных сказок.
Литература.
1. Каманова Т.А. Сочинения различных жанров. – М.: Просвещение, 1997.
2. Пранцова Г.В. Литературное и речевое развитие учащихся 5-11 классов: Книга для учителя. – Пенза, 2001.