Обучение школьников созданию произведений в жанре сказки

Разделы: Литература


Формирование речевой культуры - одна из главных задач литературного образования учащихся. Решению ее призваны способствовать специальные уроки. Программа 5 класса требует совершенствовать навыки учащихся в работах повествовательного характера с использованием описания отдельных предметов. Заканчивая по литературе тему “Сказки”, мы проводим урок по обучению составлять собственные сказки. Речевые уроки включают в себя речеведческие и литературоведческие сведения, необходимые для формирования понятия о жанре речевого высказывания, занимательный текстовый материал, коммуникативно – речевые задачи, игровые приемы, различные речевые ситуации.

Цель:

  • научить составлять речевые произведения в жанре сказки;
  • обучить приемам сюжетосложения волшебной сказки;
  • формировать понятие о жанре речевого высказывания;
  • развивать умение работать коллективно;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

1. Беседа с учащимися.

- Что такое сказка?

- Назовите художественные особенности сказок.

- Что вы знаете о построении сказки?

- Приведите примеры известных вам сказочных зачинов и концовок.

- Кто “населяет” сказку?

- Вспомните, какими обычно бывают в сказках Кощей Бессмертный и баба Яга? Добрый молодец и красна девица?

2. Давайте составим схему сказочной страны.

(коллективное составление схемы)

  • сказочные герои
  • сказочное время действий, сказочное место действий
  • злые силы “дарители”
  • трудные испытания СКАЗОЧНАЯ СТРАНА
  • волшебные дары

особенный язык чудесные превращения

3. Знакомство со схемой построения волшебной сказки (“карты” В.Я. Проппа)

- Понаблюдав за жизнью Сказочной страны, мы выделили лишь некоторые ее “правила”. Вообще – то таких правил гораздо больше.

Открыл их русский ученый, фольклорист В.Я. Пропп. Все они представляют примерную схему событий волшебной сказки, но не в каждой сказке происходят все события.

Познакомимся со схемой событий волшебной сказки.

1. Предписание или запрет;

2. нарушение;

3. предательство или недостача;

4. отъезд героя;

5. задачи;

6. встреча с дарителем, Волшебные дары;

7. появление противника;

8. борьба;

9. победа;

10. возвращение героя;

11. ложный герой;

12. трудные испытания;

13. узнавание героя;

14. изобличение ложного героя, его наказание;

15. свадьба.

4. Творческая работа. Сочинительство волшебной сказки.

(класс делится на группы)

Итог урока

Чтение составленных сказок.

Литература.

1. Каманова Т.А. Сочинения различных жанров. – М.: Просвещение, 1997.

2. Пранцова Г.В. Литературное и речевое развитие учащихся 5-11 классов: Книга для учителя. – Пенза, 2001.