Тип учебного занятия: интегрированный урок литературы и русского языка.
Цели урока:
- познакомить с поэзией Б. Пастернака, показать особенности творчества поэта; помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения; показать художественные средства, используемые Пастернаком в стихотворении; обратить внимание на особенности языка поэта;
- развитие умения слушать, анализировать прочитанное, выполнять письменный анализ поэтического текста; уметь использовать полученные на уроках знания при написании сочинения;
- воспитание у учащихся чувства любви к русской поэзии, к предмету.
Оборудование: учебный класс, наглядность.
Ход учебного занятия
1. Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Приветствие учащихся. Проверка
готовности к уроку. Сообщение темы урока. Учитель: - Сочинение – одна из наиболее сложных форм отчётности в школе и один из труднейших экзаменов для поступления в ВУЗы. Написание сочинения предполагает умение глубоко понимать художественный текст, логично, аргументировано, образно излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Сочинение свидетельствует о зрелости суждений его автора, умении анализировать произведения литература, проникать в замысел поэта или писателя, постигать объективный смысл написанного. Чтобы научиться писать сочинения, конечно нужно практиковаться. Но при большом старании не будет толку, если работать вслепую, не уяснив элементарных правил. Хуже того, можно просто потерять веру в свои силы. Поэтому вначале стоит дать несколько советов: |
Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Прослушивание инструктажа. |
Знания: знание правила поведения на уроке, подготовка к уроку.
Умения: умение сконцентрироваться на теме урока.
Методы: словесный, иллюстративный.
Формы: интегрированный урок литературы и русского языка.
Наглядность:
Доска:
Интегрировать – объединять в одно целое.
Диссонанс –
1) негармоничное сочетание музыкальных звуков;
2) то, что вступает в противоречие с чем-нибудь или вносит разлад;
2. Знакомство с новым материалом (30 минут)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Учитель: - Одна из экзаменационных тем по литературе звучит так: “Анализ поэтического текста” (восприятие, истолкование, оценка). - Вот сегодня на уроке мы и займёмся работой по данной теме. Будем учиться писать сочинение – анализ поэтического текста. Работа со слайдами: Презентация Слайд 1: Готовимся к экзамену. Слайд 2: Интегрированный урок литературы и русского языка на тему “ Обучение написанию сочинения. Творчество Б. Пастернака. Анализ стихотворения “Зимняя ночь” (восприятие, истолкование, оценка). Слайд 3: Цели: Слайд 4: Итак, начинаем работу. Учитель: (разговор о теории) - Наша тема звучит так: “Обучение написанию сочинения. Творчество Б. Пастернака. Анализ стихотворения “Зимняя ночь”. - Первое, на что необходимо обратить внимание в данной теме, это, безусловно, её формулировка. Без чёткого понимания, что именно предлагается сделать с лирическим стихотворением, ни о каком прилично написанном сочинении не может быть и речи. - Давайте разберёмся, какой смысл заключён в трёх опорных словах, которые являются алгоритмом работы над сочинением. - В “Словаре русского языка” Ожегова читаем: Слайд 5: (учитель комментирует слайды) Восприятие – непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. - ? Что же мы с вами должны сделать на первом этапе? - Попытаться понять и осмыслить то, о чём говорится в стихотворении (тема и идея). Слайд 6: (разъяснить, дав толкование) Истолкование – есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. - ? Что значит истолковать? (Дать чему-либо, какое-либо толкование, объяснение) Слайд 7: Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого или чего – нибудь (таблица). Учитель: - Любое сочинение строится по законам логики: вступление – основная часть – заключение. ?- О чём можно написать во вступлении, если анализировать придётся всего одно стихотворение? Многие сразу же подумают: напишу о биографии поэта и соединю это с предложенным стихотворением, либо с эпохой его создания. Однако такой подход не всегда может быть применён удачно. Поэтому если и писать во вступлении о том, в каком году создано стихотворение и что в это время происходило с поэтом, то обязательно искать в этой дате определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эволюцией творческого пути поэта и было ли это произведение созвучно исторической обстановке в стране или звучало диссонансом. Но вступление можно сделать и теоретическим. В этом случае стоит вспомнить, например, об особенностях жанра стихотворения, его принадлежности к стилистике определённого литературного направления, которые подтвердятся в основной части сочинения. А можно писать и личностное, эмоциональное вступление к сочинению, содержащее впечатление читателя. Слайд 8: Слайд 9 - разговор о Б. Пастернаке. Когда Пастернаку понадобилось дать определение поэзии, он не нашёл ничего другого, как единым взглядом, слухом – не выборочно, подряд охватить окружающее. Поэзия: Это - круто налившийся свист, - Пастернак самозабвенно любил жизнь, и жизнь его была поэзией, как и всё, что его окружало. Б.Пастернак говорил, что поэзия “валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и подобрать”. Призвание поэта – видеть, слышать, чувствовать голоса окружающего мира, всегда быть готовым на общение с ним. ? - Вспомните, к какому литературному направлению принадлежал Пастернак? Что характерно для этого направления? Слайд 10 - Футуризм. - Пастернак верил в искусство, преобразующее мир. Об этом свидетельствует его роман “Доктор Живаго”. В нём автор раскрыл непрерывность великой культуры, её вечность, вопреки всем чудовищным испытаниям, которые принесли народу России революция, Гражданская война, государственный террор… Ломались судьбы людей, рушились семьи, гибли отдельные личности, а культура продолжала жить, быть бессмертной. - В романе есть глава, состоящая из 25 стихотворений Юрия Живаго, главного героя. И у этих стихов есть свойство западать в душу, застревать где – то в уголках памяти. (Учитель читает стихотворение “Зимняя ночь”). ? – О чём это стихотворение? Его тема, идея? (Тема – описание зимнего дня; идея – показать страсть всех влюблённых, “скрестившись” своими судьбами вопреки метелям жизни.) - Приступить к анализу лирического текста целесообразно с исследования того элемента (слова, знака препинания, особенностей ритма), который кажется самым непонятным, либо самым бросающимся в глаза. ? – О каком элементе мы сейчас будем говорить? (О свече) ? – Что символизирует свеча? Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в Нагорной проповеди, Христос говорил: “Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и свет всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли отца вашего небесного”. Свеча – это символ любви, надежды, жизни, праздника, добра, искупления за все невзгоды человечества. В романе “Доктор Живаго” символ свечи появляется дважды. Представьте метель, рождественскую морозную ночь. Горят свечи. Именно в это мгновение герой слышит в своей душе высокое поэтическое слово – “свеча горела на столе…”. И второй раз – как образ России, запылавший свечой искупления за всё бездолье и невзгоды человечества. - Обратимся к тексту стихотворения. ? – Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт? (Эпитеты, гиперболу, метафоры, инверсию, повтор, параллелизм). ? – А кто может определить размер стихотворения? (Ямб). ? – Почему стихотворение начинается гиперболой? (Чтобы придать масштабность всему стихотворению). ? – А какие ещё элементы могут стать смыслообразующими? (Звукопись, цветопись, различные части речи, союзы, синтаксис: анафора, эпифора, вопросы, восклицания, стиховые элементы: ритм, рифма, размер, длина стиха; графика – определённая форма записи). ? – А что такое ассонанс? (Употребление гласных). ? – Какие гласные больше всего употребляются Пастернаком? С какой целью? (О и е – создают впечатление пространства, наполненного движениями и звуками). ? Один из образов Пастернак позаимствовал у Блока. Какой? (Это мотив разбушевавшейся стихии революции – образ ветра, метели). - Природной стихии “ неподвластной человеческому разуму, воле”, противопоставлена чистая и светлая стихия человеческих чувств. Это – то и нашло отражение в ритме стихотворения – чередовании четырёхстопного и двустопного ямбов. Метафорой “Свеча горела…” поэт осветил гибель русской интеллигенции, облик которой воплотился прежде всего в главном герое романа – Юрии Живаго. Учитель: - Когда читаешь роман, создаётся ощущение, что в нём всего два времени года: весна и зима. Образ зимы у Пастернака многозначен: описания бескрайних снежных пространств разбросаны по страницам романа. Это – символ России. Зима Пастернака – это метель, буран, воплощающие смятения, революцию. Но зимой всегда есть где-то окно, замёрзшее, с “протаявшей скважиной в ледяном наросте”. Сквозь эту скважину просвечивает огонь свечи, проникающий на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривает за едущими и кого-то поджидает. Образ свечи – это символ надежды, ожидания, дома, любви. Кажется, что свет свечи проникает в другие миры, недоступные глазу человека, этот свет очищает и успокаивает душу, несёт веру. Своеобразие восприятия романа рождается именно из недоговорённости, нечёткости, из ощущения природы, поэзии, из веры, что после зимы всегда приходит весна. Слайд 11 Символ праздника. Символ добра. Символ искупления. За все невзгоды человечества. Символ любви. Символ надежды. Символ жизни. |
Ученики: Работают со слайдами.
Ученики: Слушают. Записывают в тетрадях. Отвечают на вопросы.
Учащиеся знакомятся с понятием “диссонанс”.
Учащиеся работают со слайдом.
Разговор о футуристах.
Учащиеся читают стихотворения Б. Пастернака “Гамлет”, “Февраль”.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся работают с текстом стихотворения “Зимняя ночь”.
Учащиеся определяют размер стихотворения, анализируют смыслообразующие элементы.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают с текстом произведения.
|
3. Заключение
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
? Так как же можно начать наше
сочинение? Слайд 13: У стихов Б. Пастернака есть свойство западать в душу. Это относится к стихотворениям, составляющим последнюю часть романа “Доктор Живаго”. Они завершают образ Ю. Живаго, рассказывая его изнутри… - Как перейти к основной части? Слайд 14: На первый взгляд кажется, что стихотворение “Зимняя ночь” описывает холодный зимний вечер. “За окном, не умоляя, бушует стихия…” “Мело, мело по всей земле…” - О чём же на самом деле это стихотворение: о природе, о любви, о разлуке...? - Как завершим работу? Слайд 15: Роман “Доктор Живаго” - это роман о судьбе личности, захваченной бурей, вихрем, метелью, и понять глубоко роман нельзя без последней части – стихов Ю. Живаго: Мело, мело по всей земле Через все перипетии века светит нам эта свеча. Огонь её проникал и проникает в душу тех, кому Пастернаковское творчество освещало жизненный путь. - И завершить урок хочется вновь словами М.И. Цветаевой: “Пастернак, действительно, явление природы. Бог задумал вас дубом, а сделал человеком. Значит Богу было угодно, чтобы мы прочитали стихи Б. Пастернака.” |
Ученики: - Написать сочинение – анализ поэтического текста по стихотворению Пастернака “Зимняя ночь”. |
4. Задание на дом.
Б. Пастернак “Гамлет”