Урок развития речи, 9 класс
Цели урока:
1) образовательные:
- обобщить изученный материал по «Слову о полку Игореве»;
- повторить технологию написания сочинения, алгоритм составления плана.
2) развивающие:
- способствовать развитию навыков логического мышления;
- способствовать овладению навыками анализа;
- способствовать навыкам обобщения, подведения итогов.
Межпредметные связи: русский язык, история, изобразительное искусство.
Тип урока: урок развития речи.
Методы и приёмы: словесный, частично-поисковый, аналитический.
Оборудование: иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (И.Глазунова, В.Фаворского, Н.Рериха), учебник литературы для 9 класса, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Слайд 1
Учитель: Ребята, мы закончили изучение поэмы «Слово о полку Игореве». На протяжении нескольких уроков мы анализировали текст, работали над характеристикой героев, делились своими мыслями и впечатлениями от прочитанного. Сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями, которые сложились у вас уже после изучения этого замечательного памятника древнерусской литературы.
III. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: - Ребята, в чём заключается уникальность «Слова…»? (Ответы обучающихся)
IV. Объявление темы урока. Определение целей и задач урока.
Слайд 2
Учитель: - Что является одним из завершающих этапов работы над произведением? (Сочинение)
Итак, тема нашего урока «Обучающее сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» на тему «Две битвы Игоря с половцами».
- Ребята, что мы должны знать при подготовке к написанию сочинения? (Ответы обучающихся)
- Что должны уметь? (Ответы обучающихся)
- Чему на этом уроке мы должны научиться? (Ответы обучающихся)
V. Работа по теме урока.
1) учитель напоминает обучающимся о требованиях к структуре сочинения и логичному, последовательному развитию темы (соответствие содержания теме, чёткое выражение основной мысли сочинения, обоснованность суждений посредством фактов, цитат, логической последовательной аргументации);
2) беседа с обучающимися по вопросам:
Слайд 3
- какую цель преследовал князь Игорь?
- повлияло ли затмение солнца на решение князя?
- кто ещё из русских князей принимал участие в походе?
- чем закончилась первая битва с половцами?
- как автор повествует о втором сражении?
- как описывает автор князя Всеволода в бою, какие художественные средства использует?
- почему войско Игоря потерпело поражение в битве с половцами?
(Учитель дополняет ответы обучающихся:
Слайд 4
- Князь Игорь воспринимает солнечное затмение как предзнаменование неблагополучного завершения похода в половецкие земли.
Слайд 5
Но желание князя «изведать Дону Великого» было сильнее «пророчества высших сил».
Слайд 6
В походе приняли участие князья: Всеволод Курский (приходился братом Игорю), Ольгович Рыльский (племянник), Владимир Путивльский (сын). Черниговским правителем, Ярославом, был отправлен отряд куев (полукочевые народы, жившие на южных границах черниговского княжества), во главе которого был поставлен боярин Ольстин Олексич.
Слайд 7
Первое столкновение войск горя с половцами было успешным. На следующий день половецкие полки стали наступать на княжескую дружину. Но и тут отважный Игорь «не поворотил дружины».
Слайд 8
Небольшое русское войско увидело, что собрало против себя "всю половецкую землю". Несмотря ни на что, Игорь не повернул свои полки обратно.
Слайд 9
Смело сражается с врагами и Всеволод - смелый и верный брат и друг князя Игоря. Он хороший военачальник, так как помог брату победить в первой битве. Дружина его уважала и слушалась, потому что он первый шел в бой и старался показать пример того, как воюют настоящие мужчины.
Автор превозносит таланты и качества Всеволода, называет его смелым и храбрым, это естественно, потому что на войну могут пойти и побеждать только храбрые люди. Он не жалел своей жизни и жизни своих людей для того, чтобы оградить свои земли от набегов, завоевать богатство и обеспечить безопасность родных земель.
В тяжёлую минуту Игорь идёт на помощь Всеволоду, ведь князь понимает, как нужны в бою взаимопомощь и взаимовыручка: «Игорь полки заворачивает, жаль ведь ему милого брата Всеволода». Три дня бились с половцами, но поражение было неминуемо. Князь Игорь оказывается в плену.
Но князь не может смириться с поражением даже в плену. Он очень храбр и силен, несмотря на свои раны. Его любовь к родной земле настолько сильна, что он готов отдать жизнь за нее. Но оставаться в плену ему невыносимо. Нелегко было князю решиться на побег, потому что не таким он видел свое возвращение на землю русскую.
Князь Игорь – истинный патриот, но, как известно, один в поле не воин.
Но наряду с положительными чертами Игорь имеет и недостатки. Честолюбие и безрассудство стали причиной поражения. Ведь он выступил в поход сам, не посоветовавшись ни с кем, даже с киевским князем. Самоуверенность и пренебрежение предупреждением природы дорого обошлись русскому войску, о чем в произведении говорится так: «Игоря храброго полка — не воскресить!»
Итак, прославляя мужество и патриотизм князя Игоря, автор осуждает его легкомыслие, честолюбие, подчеркивая, что только овместными усилиями русичей можно преодолеть врага. Поход князя на половцев стал тем событием в истории Русской земли, которое показало важность объединения государства.
Главная идея в "Слове” — призыв к братолюбию и единению русских князей. Она передана образно. Не случайно "Слово” начинается со вступления, которого нет в летописной повести.
Слайд 10
Поражение князя Игоря показало, что одно княжество не в силах преодолеть кочевников. Причины неудач следует искать в отсутствии единения сил русских княжеств. Неудачная битва с половцами оставила открытыми границы Руси со степью, позволила врагам нападать не только на пограничные территории, но вторгаться вглубь Киевского государства. Автор «Слова о полку Игоревым» пламенно обращается к русским князьям с призывом объединиться, что еще долго оставалось актуальным и после 1185 года.
Поход Игоря не имел слишком большого значения для русской истории. Здесь дело в ином: автор произведения, обращаясь именно к этим событиям, хотел показать важность объединения всех русских земель, которые были раздроблены на тот момент. Он указал на отсутствие единства среди русских князей, на последствия позиции «каждый сам за себя». Автор призывал к объединению, поскольку государство очень ослабело из-за феодальной раздробленности.
Более восьмисот лет прошло со времени написания «Слова о полку Игореве», а оно живет и волнует сердца людей.
3) После обсуждения коллективно составляется сложный план.
Примерный план
I. Борьба Киевской Руси в конце XII века со степными кочевниками.
II. Поход князя Игоря на половцев:
1) цель похода;
2) обращение князя к войску;
3) первая битва с половцами и победа над ними;
4) второе сражение;
5) причины поражения русских войск.
III. Призыв автора к единению – основная идея «Слова о полку Игореве».
4) Работа над подбором эпиграфов к сочинению:
- Ребята, вы помните, что во многих произведениях вы встречали эпиграфы. Они помогают раскрыть основную идею произведения или его части. Предлагаю и вам подобрать к своему сочинению эпиграф.
(В ходе работы учитель помогает обучающимся подобрать эпиграфы. Примеры: «Братия и дружина! Лучше быть убитыми, чем полонёнными: сядем, братия, на своих борзых коней да посмотрим синего Дона»; «Хочу…поломать копьё о конец поля половецкого с вами, русские, хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона»).
5) Подведение итогов урока.
Учитель: - Ребята, мы проделали с вами очень большую работу: провели беседу по вопросам, составили план, подобрали эпиграф к сочинению. Но есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над сочинением – выбор точных, емких, выражений, их наиболее целесообразная расстановка. Работая над сочинением, вы должны помнить о точности и выразительности речи.
Рефлексия
- Какова была тема нашего урока?
- Справились ли мы с целями и задачами, которые были поставлены?
- Сложно ли было составить план сочинения?
- Над чем ещё вам необходимо поработать, чтобы написать сочинение?
Домашнее задание: Написать сочинение.
Список информационных источников
1. С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. Литература, в 2-х частях. 9 класс: М., "Русское слово", 2012.
2. И.В. Золотарёва, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. Поурочные разработки по литературе. 9 класс: 3-е издание исправленное и дополненное, М.: «ВАКО», 2009.
3. Лихачёв Д.С. Слово о полку Игореве: Ист. лит. Очерк. – М.: Просвещение, 1976.