Тип урока: Практикум, формирование знаний, умений, навыков, компетенций
Цели урока: Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся
Задачи урока:
1. Образовательная:
- повторить сведения о фольклоре, жанрах фольклора, сказке, видах сказки, особенностях волшебной сказки, композиции волшебной сказки, двух мирах волшебной сказки, волшебных помощниках, роли цифры «3»;
- знать сказочные присказки, зачины, концовки, словесные формулы, особенности языка волшебной сказки;
- уметь создавать сочинение – стилизацию в жанре волшебной сказки, то есть отбирать для сочинения сказочные присказки, зачины, концовки, словесные формулы, придумывать сюжет сказки, строить композицию сказки с помощью «карт Проппа».
2. Развивающая:
- развивать умения обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, делать выводы;
- развивать воображение;
- обогащать и усложнять словарный запас, овладевать выразительными свойствами языка.
3. Воспитательная:
- формирование умения сотрудничать;
- воспитание гуманных отношений.
Общеучебные и предметные умения и навыки:
1. Учебно-управленческие умения
Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи. Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи. Владеть различными средствами самоконтроля. Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом. Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами. Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
2. Учебно-информационные умения
Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики. Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста. Создавать тексты различных типов. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результата деятельности, дискуссии.
3. Учебно-логические умения
Определять аспект анализа и синтеза. Определять компоненты объекта в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта. Определять пространственные отношения компонентов объекта. Определять временные отношения компонентов объекта. Определять функциональные отношения компонентов объекта. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта. Определять существенные признаки объекта. Определять объекты сравнения. Определять аспект сравнения объектов. Выполнять сравнение по аналогии. Осуществлять индуктивное обобщение. Различать компоненты доказательства. Осуществлять прямое индуктивное доказательство. Осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию для решения проблемы. Комбинировать известные средства для нового решения проблемы. [1]
Предметные умения и навыки:
Овладеть средствами народной выразительной речи и использовать их для создания своего текста. Составлять отзыв о малом тексте. Овладевать приёмами лингвостилистического анализа. Самостоятельно находить информацию в любом источнике. Научиться цитировать: включать фразы из текстов в свою речь. Развить ассоциативное мышление через сопоставление словесного текста с произведениями живописи, графики.
Применять понятия фольклора и мифологии при ответах и работе с текстом. Определять иерархические отношения в отобранном материале. Развить навык доказательства. Определять критерии оценки своего и чужого текста. Формировать навыки речевой деятельности. Учиться самостоятельно ставить вопросы к тексту. [2]
Необходимое оборудование:
- Наглядный материал. Шапка с вопросами.
- Дидактический материал. Учебное электронное пособие «Творческая мастерская. Учимся сочинять волшебную сказку».
Ход урока
Мотивация учащихся
В сказочном царстве произошла ужасная история. В сказку «Волшебное кольцо» забежали другие сказки и всё запутали. Порядок навести может только 5В класс.
Жила в селе крестьянка с сыном Семёном. Возвращался Иван однажды домой и встретил кошку. Пожалел он животное и взял с собой. В другой раз возвращался Иван – встретил собаку, в третий – медведя. Все стали жить у Семёна. Невзлюбила мать зверей, особенно медведя. И попросил косолапый Семёна отвести его в лес. Выполнил молодец просьбу медведя, и за это косолапый подарил ему волшебную палочку.
Захотелось Семёну жениться на царской дочке, и послал он мать к царю свататься. Царь пообещал отдать за Семёна дочь, если он построит летучий корабль. Взмахнул молодец волшебной палочкой - прямо перед дворцом появился летучий корабль. [4]
Наведём порядок, если ответим на вопросы правильно.
- Каких животных в сказке «Волшебное кольцо» пожалел Семён?
- Кого больше всех невзлюбила мать Семёна?
- Какой чудесный предмет получил Семён в подарок?
- Что должен был сделать Семён, чтобы жениться на царской дочке?
Молодцы, нам удалось помочь сказке.
I. Целеполагание
Сегодня мы попробуем сочинить собственную волшебную сказку. Вначале вспомним то, что знаем о народной волшебной сказке, затем соберём материал для сказки и построим её без всякой путаницы.
II. Актуализация ранее изученного материала
1. Опрос.
Игровой приём «Шапка вопросов». В шапке собраны записки с вопросами, ученик вытягивает записку и отвечает на вопрос. Проводит эту часть занятия заранее подготовленный ученик. [5]
- Что такое фольклор?
- Назовите жанры фольклора.
- Что такое народная сказка?
- Назовите виды сказок.
- Каковы особенности жанра волшебной сказки?
- Что такое «карты Проппа»? (набор традиционных ситуаций народной волшебной сказки)
- Какие сказочные ситуации вы знаете?
- Какие сказки начинались со смерти или отъезда родителя? Слайд 3
- Вспомните, какие запреты есть в волшебных сказках. Слайд 4
- Какие герои и как нарушали запреты? Слайд 5
- Приведите примеры похищения или колдовства в сказках?
- Каких сказочных дарителей вы знаете? Слайд 6
- Какие волшебные средства особенно распространены в сказках?
- Приведите примеры врагов главного героя. Слайд 7
- Кто и как помогает герою спастись от преследования? Слайд 8
- Каким образом обычно враг наказывается? Слайд 9
- Какая ситуация чаще всего завершает сказку? Слайд 10
- Расскажите о двух мирах волшебной сказки. Слайд 11
- Приведите примеры того, как в сказках используются магические числа. Слайд 12
2. Промежуточный контроль в виде полушутливого теста. Слайды 13-15
III. Планирование деятельности
Далее я предлагаю работать таким образом. Слайд 2.
Пять этапов создания письменного текста.
- Инвентаризация.
Вспомним всё, что знаем по теме. - Проба пера.
Самостоятельное написание текста. - Редактирование.
Работа в группе. Отзыв о текстах. Рекомендации. - Корректура.
Самостоятельное редактирование текста. Работа в паре. Взаимопроверка текста. - Презентация текста.
Чтение перед классом. Обсуждение текстов. [3]
Комментарий учителя.
Какие у вас возникли вопросы? Может быть, есть какие-то предложения?
IV. Формирование умений и навыков на продуктивном уровне.
1. Инвентаризация.
Работа в постоянных группах (в каждой постоянной группе ученики разного уровня).
Обсуждение начинается с памятки «РАФТ». Слайд 2. РАФТ.
Памятка «РАФТ»
- Р – роль. От чьего имени будешь писать?
- А – аудитория. Кому будешь писать?
- Ф – форма. В какой форме будешь писать?
- Т – тема. О чём будешь писать? Какова основная мысль? [3]
Каждая группа отбирает материал для сказки – стилизации (сюжет, построение, волшебные помощники слайд 16, присказки слайд 17, зачины слайд 18, концовки слайды 19-20, словесные формулы слайды 21-22, постоянные эпитеты, троекратные повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами слайды 2, 23), используя учебное электронное пособие «Творческая мастерская. Учимся сочинять волшебную сказку» (у отдельного монитора), схемы в тетради, «карты Проппа» в форме игральных карт. [6] Слайд 2. [7]-[13]
Памятка «Карты Проппа»
- Отлучка кого-либо из членов семьи.
- Запрет, обращённый к герою.
- Нарушение запрета.
- Выведывание.
- Выдача.
- Подвох.
- Невольное пособничество.
- Вредительство (или недостача).
- Посредничество.
- Начинающееся противодействие.
- Герой покидает дом.
- Даритель испытывает героя.
- Герой реагирует на действия будущего дарителя.
- Получение волшебного средства.
- Герой переносится, доставляется, приводится к месту «нахождения» предметов поиска.
- Герой и антагонист вступают в борьбу.
- Героя метят.
- Антагонист побеждён.
- Беда или недостача ликвидируются.
- Возвращение героя.
- Герой подвергается преследованиям.
- Герой спасается от преследования.
- Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.
- Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
- Герою предлагается трудная задача.
- Задача решается.
- Героя узнают.
- Ложный герой или антагонист изобличаются.
- Герою даётся новый облик.
- Враг наказывается.
- Герой вступает в брак [17], [14], [19], [15]
Слайд 2.
Памятка «Сюжет волшебной сказки»
- Зачин. Экспозиция: ситуация до начала действия.
- Завязка: герой сталкивается с новой ситуацией (вредительство, недостача, герой покидает дом).
- Развитие действия: герой отправляется в путь, пересекает границу иного мира (даритель, волшебное средство).
- Кульминация: герой между жизнью и смертью.
- Падение действия: напряжённые моменты.
- Развязка: разрешение противоречий (свадьба, воцарение героя). Концовка. [16], [18]
Слайд 2. Памятка «Язык народной сказки»
- Повторы слов.
- Ритмичность.
- Постоянные эпитеты.
- Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с увеличительно-пренебрежительными суффиксами.
- Обратный порядок слов в предложении.
- Троекратные повторы.
- Сказочные зачины и концовки.
- Гиперболы. [16], [18]
Слайд 11.
Памятка «Два мира волшебной сказки» [16], [18]
Граница между мирами | ||||
Мир живых людей |
} | Камень Столб Мост Река Избушка Бабы-Яги |
{ | Мир мёртвых, тридевятое царство |
2. Проба пера.
Индивидуальная работа.
Ученики самостоятельно создают черновики сочинения (листы поделены на две вертикальные части: 2/3 и 1/3) в первой половине листа.
(Учитель тоже в это время сочиняет свою сказку)
3. Редактирование.
Работа в постоянных группах.
Каждый ученик (по желанию) читает сказку в своей группе (слуховое восприятие). Члены группы, используя «Отзыв о сказке», вносят свои рекомендации.
Слайд 2. Таблица «Отзыв о сказке» [3]
Что мне понравилось в тексте? | На чём остановилось моё внимание? | О чём бы я хотел узнать подробнее? | Что мне хотелось бы улучшить, исправить? |
4. Корректура.
Работа в паре.
Самостоятельное исправление черновика (во второй половине листа).
Взаимопроверка текста. Сосед читает черновик (зрительное восприятие), исправляя орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические ошибки (по возможности).
5. Презентация сказки.
Фронтальная работа.
Ученики (по желанию) читают свою сказку всему классу. Одноклассники, используя «Отзыв о сказке», вносят свои рекомендации. Учитель обязательно высказывает мнение о каждом услышанном тексте. В конце учитель может прочитать и свою сказку, если не страшно (а детям это очень интересно).
Рефлексия деятельности на уроке
Закончите фразы.
- Я сегодня узнал…
- Я сегодня научился…
- Самым интересным было…
- Мне было трудно…
- Я хочу похвалить себя…
- Я сейчас чувствую…
Домашнее задание
Написание чистовика волшебной сказки в виде книжки с иллюстрациями (на компьютере или от руки). Можно создать книжку коллективную от группы.
Использованные источники:
- Татьянченко Д., Воровщиков С. Программа общеучебных умений. – Образование в современной школе, 2002, №6.
- Ванюшева Н.Р. Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе. – Литература (ИД «Первое сентября»), 2008, №10.
- Загашев И. Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. Учебные стратегии развития письменной речи. – Библиотека в школе (ИД «Первое сентября»), 2004, №24.
- Шаповалова О.А. Читательский дневник. Иду в 3 класс. – Саратов: Лицей, 2007, с.5-6.
- Букатов В., Ершова А. Хрестоматия игровых приёмов обучения. – М., 2000, с.10.
- Тумина Л.Е. Сочини сказку. – М., 2006.
- Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста. – М., 2000.
- Голубков В. Методика преподавания литературы. – М., 1962.
- Рыбникова М. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.
- Мотольская Д. Изучение композиции литературного произведения. – В книге: Вопросы изучения мастерства писателей на уроках литературы в VIII – X классах, Л., 1957.
- Есин А. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000.
- Богданова О., Леонов С., Чертов В. Методика преподавания литературы.- М.,2002.
- Снежневская М. Теория литературы в 4-6 классах средней школы. – М., 1974.
- Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
- Сипинёв Ю., Сипинёва И. Русская культура и словесность. – С.-П., 1994.
- Костюхин Е. Лекции по русскому фольклору. – М., 2004.
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М., 1995.
- Основы литературоведения. Под ред. В.Мещерякова. – М., 2003.
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998.