Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Разделы: Литература


Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал: таблица “Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина”, толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Цели урока:

образовательные:

  • обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва и Швабрина;
  • познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;
  • сформировать умение писать сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи.

развивающие:

  • развивать умение учащихся анализировать текст;
  • развивать способности к умозаключениям;
  • развивать навыки работы со словарями;

воспитывающие:

  • воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
  • включить учащихся в философский поиск;
  • воспитывать любовь к художественным произведениям.

Ход урока

I. Оргмомент. Объявление темы урока, целей, эпиграфа.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проводим урок развития речи по теме: “Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Откройте тетради и запишите тему урока.

II. Вспомним общую схему композиции сочинения-сравнения.

Слайд № 1

1. Обоснование сравнения.

2. Определение общего.

А) Параллельное рассмотрение.

3. Определение различного.

А) Параллельное рассмотрение.

4. Выводы по сравнению.

(Содержание слайда комментирует учитель.)

III. Беседа с классом по вопросам, помогающим выявить сущность каждого из героев, определить и сформулировать главную мысль сочинения.

Вспомните эпиграф ко всей повести.

  • С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с ее главной мыслью, идеей?
  • Какова же идея повести? (Верность долгу перед Родиной, перед близкими, верность данному слову – это и есть путь чести. И это самое важное в человеке.)
  • Кто из героев верен долгу и идет дорогой чести?
  • Кто пренебрегает понятиями долга и чести?

(Ответы учеников)

IV. Учитель. Итак. Гринев и Швабрин – герои-антиподы. Сравнивая их друг с другом, мы с вами пойдем вслед за автором. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определенные трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.

Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается героями по-разному.

а) сцена дуэли (слайд №2) (слайды иллюстрируют ответы учащихся).

б) Взятие Белогорской крепости (слайд № 3).

в) Отношение к Маше Мироновой (слайд № 4).

V. Учитель. Напоминаю, мы собираемся писать сочинение на морально-этическую тему, преобладающий тип речи нем – рассуждение. В качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев (мы их вспомнили), а как аргументы – ссылки на текст, цитаты.

Вспомним логический принцип организации текста сочинения.

Слайд № 5

А – суждение.

Б – доказательство суждения.

Или

А – факт, цитата.

Б – комментарий к ним.

VI. Давайте теперь выберем эпиграф к сочинению.

Это могут быть строчки из произведения, или высказывания великих людей, или народная мудрость. Напоминаю. Что эпиграф должен быть связан с основной мыслью сочинения. Давайте повторим ее. (Честь – это верность долгу.)

Вопрос: Какие будут у вас предложения? Могу предложить для выбора еще варианты.

Слайд № 6

Честь – это поэзия долга.
А. Виньи

Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь,
Чтоб пострадала честь.
П. Корнель

Теперь мы должны составить план основной части сочинения, где эта идея будет раскрываться и доказываться при помощи сравнения поведения героев повести “Капитанская дочка”, Гринева и Швабрина.

Слайд № 7. План

I. Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.

Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

II. Гринев и Швабрин – два противоположных характера.

1) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.

2) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.

3) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.

4) Отношение автора к своим героям.

III. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.

Слайд № 8

Словарь:

  • Коварство – злономеренность, прикрытая доброжелательством.
  • Низменный характер – подлый, бесчестный.

VIII. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением русской жизни 70-х годов XVIII века является повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Гринева и Швабрина. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу, дорога совести и глубокой порядочности (идея сочинения).

IX. Учитель. Теперь давайте проделаем небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова (“наоборот”, “напротив”) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (“так как”, “доказательством этого служит”, “это подтверждает”, “вот отчего”), а также вводных слов (“значит”, “таким образом”, “итак”, “наконец”), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (“если... то другой...”), и др.

Запишите в тетрадь эти речевые формулы. Они представлены на слайде.

Слайд № 9

X. Домашнее задание. Написать сочинение “Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина”.

Литература

  1. Монахова О. П., Малхазова М. В. Русская литература XIX века. Ч. 1. – М., 1994 год.

С вопросами по презентации обращайтесь к автору.