Обучение грамоте. Урок "Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы В, в"

Разделы: Литература, Начальная школа


Тип урока: изучения нового материала.

Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

образовательные: дать представлений о букве В (как печатается, где находится, из каких элементов состоит), научить читать слоги, слова с буквой В, знать условные обозначения звонкого, твердого и мягкого согласных звуков; звуковой анализ слов на основе одноуровневых, двухуровневых моделей; учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким;

развивающие: развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

воспитательные: воспитание аккуратности, культуры общения (умения слушать и слышать других).

Планируемый результат: учащиеся должны уметь выделять в речи согласный звук (в), читать слоги и слова с этим звуком.

Оборудование: учебник “Азбука” УМК “Перспективная начальная школа” с. 67-68, тетрадь по чтению, письменные принадлежности, карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, экран, презентация 19 слайдов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд №1. Презентация

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.

2. Артикуляционная гимнастика

Слайд №2

Прежде чем перейти к новой теме мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем.

- Что записано на доске? (Буквы)

- Какие звуки они обозначают? (Гласные)

Давайте их пропоём:

А-а-а-а у-у-у-у

А-а-а-а о-о-о-о

А-а-а-а и-и-и-и

А-о-у-и э-э-э-э

А-о-у-и э-э-э-э

Итак, голоса мы разбудили, теперь можно двигаться дальше.

3. Знакомство со звуками [в], [в,].

Слайд №3

- У нас сейчас урок обучения грамоте. Чему мы учимся на них? (анализируем, сравниваем, моделируем, работаем в тетрадях и с учебником, учимся читать и писать, знакомимся с новыми буквами и звуками)

- Посмотрите на доску. (Весы, вата, вилка, ум, вода, ура, ванна, усы, ветер)

- Какое задание можно выполнить? (Найти сходство и отличие, разделить на группы)

- На сколько групп можно разделить? (На 2, на 3)

Слайд №4

- Что можно сказать о первой группе? (Слова начинаются с гласного звука)

УМ, УРА, УСЫ

- Что можно сказать о второй группе? (Слова начинаются с согласного звука)

Весы, вата, вилка, вода, ванна, ветер

- Какое слово может быть лишним? (Ум – 2 б., 2 зв.; весы – 4 б., 4 зв., ванна – 5 б. 5 зв. )

- Что можно сказать о словах 2 и 3 группы?

- Сформулируйте тему урока. Слайд №5.

- Чему будем учиться? Что вы хотите узнать об этой букве? (Сегодня мы будем учиться читать слоги, слова слова с буквой В. Познакомиться со звуками [в], [в’]. Учиться отличать звуки [в], [в’] от других звуков; учиться читать слоги и слова с новой буквой)

- Как вы думаете, у этих слов будет одинаковая звуковая схема? Почему? Слайд №6

- Сравните первые звуки. Произнесите их.

Что о них можно сказать? Что нужно для этого вспомнить? (Какие бывают звуки)

- Какие у нас звуки? (Согласный – при произнесении воздух во рту встречает преграду, глухой – не слышим его в ушах, звонкий - слышим)

- Чему вы научились, выполняя это задание?

Называние слов со звуками [в], [в,]. Слайд №7

- Какое задание сейчас будем выполнять?

- Назовите имена девочек. (Вика, Вера, Варя, Вероника)

- Назовите имена мальчиков. (Витя, Вова, Валя, Вася, Влад, Вадим)

- Назовите зимующих птиц. (Воробей, ворона)

Физкультминутка.

Слайд №8

- Дайте характеристику звукам буквы В. Какие звуки обозначает буквам В?

Если твердый звук - руки вверх, если мягкий звук – согнуться в поясе.

Ветер, ваза, вода, кровля, вянут, ловит, восток, варенье, корова, вилка, воробей.

4. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей.

Слайд №9

- Откройте учебники на странице 67. Что изображено в левом верхнем углу? (Вазы) Чему мы будем учиться выполняя это задание?

- Прочитайте слово “вазы” по слогам и орфоэпически.

- Дайте характеристику первому звуку.

Почему первый звук твердый?

- Что изображено справа? (Вязы) Слайд №10

Вяз - дерево. А почему такое название у дерева?

Вяз

Эх, р-раз! Эх, два!
Колет старший брат дрова!
Почему ж один чурбак
Не развалится никак?
В чурбаке топор увяз –
Не расколешь вязкий вяз.

В стихотворении можно найти ответ. У этого дерева очень вязкая древесина, его трудно колоть. За это свойство дерево получило свое название.

- Прочитайте слово “вязы” по слогам и орфоэпически.

Дайте характеристику первому звуку.

- Чему научились? (Давать звуковую характеристику)

5. Конструирование большой и малой буквы В.в.

Лучше запомнить образ буквы поможет следующее задание – конструирование буквы.

Рассмотрите образцы печатных букв “В” “в”. Слайд №11, 12

Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р – одну, а буква В – две.

- Из каких элементов – шаблонов они состоят? (Полуовалы, прямые). Сконструируйте у себя на партах. Проверьте друг у друга.

Буква - это знак, символ. Буквы мы... видим и пишем.

6. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.

- Что изображено на странице? (Вёдра, выдра). Слайд 13

- Сколько слогов?

- Какой ударный?

- На каком месте в слове стоит буква В?

- Дайте характеристику звуку.

А.А. Черкасов. “Записки охотника Восточной Сибири”. Слайд №14

Где вода и рыба, там можно встретить и выдру; где же нет воды или и есть вода, да без рыбы, там выдры нет. Зверь этот не живет долго на одном месте — живет на берегу какой-нибудь речки или озера до тех пор, пока рыбы достаточно; по уменьшении ее она переселяется к другой рыбной речке или озеру.

Вследствие своей кочевой жизни она никогда не делает себе прочной, постоянной норы, а живет где попало и как попало в наскоро приготовленном гнезде, сделанном где-либо в самом берегу речки или озера или неподалеку от него под большими камнями, плитами, корнями больших деревьев, валежинами и проч. Иногда же выдра помещается на временное житье-бытье и в чужих норах, отбивая их силою у лисиц.

Гнездо или нору выдры узнать нетрудно, потому что около нее всегда валяются рыбьи кости и кости других мелких животных. Кроме того, в зимнее время около норы видны на снегу отпечатки ее лап, которые трудно приписать какому-либо другому зверю, ибо на снегу видны оттиски плавательных перепонок, и след выдры сходен с гусиным.

Физминутка. (Зрительная разминка). Слайд №15, 16

- Ваши глазки устали и я приглашаю вас немного отдохнуть.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

7. Практическая работа. Чтение слогов, слов с буквой В. Слайд №17

Какая работа сейчас нам предстоит? Чему будем учиться?

- Прочитайте мягкие слоги, твердые слоги, согл.+ гл., гл.+солг.

Прочитай слоги в парах (как лиса, как медведь, как старенькие люди).

- Кто прочитал правильно?

Проверка: девочки читают все слоги, где буква В обозначает звук [в,]. Мальчики читают все слоги, где буква В обозначает звук [в].

Откроем наши учебники на стр. 68. Пространственная ориентация.

Чему будем учиться?

Прочитайте слова полушепотом друг другу.

Чтение по цепочке.

А) Прочитайте слово - что любит лошадь, злаковое растение.

Б) Прочитайте слово - движение воздуха.

В) Прочитайте слово – он служит для соединения деталей, металлический стержень со спиральной нарехзкой.

Г) Прочитайте соло – с листочками, а не книга, кустарник или дерево с гибкими ветвями и узкими листьями.

д) Прочитайте слова, состоящие из двух слогов.

Волшебная палочка приготовила для нас свои задания.

- Какое задание будем выполнять?

Чтение пар слов на розовом и синем фоне, которые отличаются одним звуком и имеют различное значение. Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение. Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.

8. Чистоговорка.

Чтение и заучивание наизусть чистоговорки.

- Прочитайте слова в которых есть звук [в], [в,].

- Чтение в парах. Проговаривание вслух.

9. Итог урока. Устная рефлексия.

- Мы сегодня с вами хорошо поработали.

- Что мы делали? (Рассуждали, анализировали, т.е. учились мыслить; творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать и писать)

Каких результатов достигли? (Научились читать слова с буквой В, давать характеристику звукам и др.)

- Что понравилось на уроке?

- Что было сложно?

10. Педагогическая и психологическая диагностика. Слайд №18, 19

Вот сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили тему урока.

Выполните задание на выбор:

А) пройти лабиринт из буквы В;

Б) вставьте необходимую заглавную или строчную букву В:

...орона ...ера

...ася ...олк

Выберите то задание, которое вы смогли бы выполнить.

Если вам на уроке было легко, все было понятно – нарисуйте на этой странице солнышко; если что-то было непонятно, были трудности – нарисуйте облачко.