Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе

Разделы: Литература


Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. “Композиция – это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности” [1]. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художественный смысл. Важную роль играет анализ сильных позиций текста: названия, эпиграфа, первого и последнего предложений.

Композиция строится с помощью нескольких композиционных приемов.

Повтор – перекличка между началом и концом текста, или повторяющаяся деталь как лейтмотив произведения, или рифма. Усиление – подбор однородных образов или деталей. Противопоставление – антитеза образов. Монтаж – два соседних образа рождают новый смысл.

Композиция организует всю художественную форму произведения и действует на всех уровнях. Уровни образной системы, системы персонажей, художественной речи, сюжета и конфликта, внесюжетных элементов.

В лингвистике изучается языковая композиция, т.е. сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов. “Словесный ряд – это представленная в тексте последовательность (не обязательно непрерывная) языковых единиц разных ярусов, объединенных а) композиционной ролью и б) соотнесенностью с определенной сферой языкового употребления или с определенным приемом построения текста” [2].

Композиционный анализ наиболее продуктивен в работе над литературным произведением. “Все компоненты художественной структуры (факты, их расположение, характер и способ описания и т.д.) важны не сами по себе, а как отражение эстетической программы (мысли, задумки) автора, который отобрал материал и обработал его в соответствии со своим пониманием, отношением и оценкой” [3]. Работу над сложными произведениями в старших классах полезно начинать с рассмотрения их композиции. Движение от целого к части и от части к целому – один из возможных путей анализа. В таких случаях обращение к композиции явится и начальным этапом работы, и заключительным.

К осмыслению композиции текста подводят такие приемы: составление плана, сжатый пересказ, мысленная перестановка эпизодов, сопоставление эпизодов и образов, восстановление пропущенных звеньев текста, обоснование роли эпизода в тексте, построение словесных рядов и отбор ключевых слов, поиск композиционных приемов (принципов), анализ сильных позиций и т.д. Композиция произведения оказывается ключом к постижению авторской позиции.

Я предлагаю конспекты двух уроков в 10 классе, на которых дети учились композиционному анализу поэтического и прозаического текстов.

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема: Обучение композиционному анализу поэтического текста.

Человек и мир в стихотворении В. Шаламова “Водопад”.

Цели:

1. Познавательные:

  • знать композиционные приемы и их роль в поэтическом тексте, композицию как сопоставление и противопоставление словесных рядов, роль повторов в стихотворении, схему композиционного анализа поэтического текста;
  • уметь находить композиционные приемы и определять их функции в стихотворении, строить словесные тематические ряды, определять роль повторов в тексте, интерпретировать поэтический текст, используя композиционный анализ.

2. Развивающие:

  • развитие умения мыслить;
  • обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал. Ксерокопии текста стихотворения В. Шаламова “Водопад”, ксерокопии “Схема композиционного анализа поэтического текста”.
  2. Наглядный материал. Фотография поэта, таблицы “Схема композиционного анализа поэтического текста”, “Композиция”, “Композиционные приемы (принципы)”, “Ключевые слова”, “Набор ключевых слов”, “Вверх по лестнице смыслов”.

Подготовка к уроку.

  1. Домашнее задание для класса. Чтение стихотворений Шаламова, подготовить “Водопад” к анализу: определить ритмический рисунок стихотворения (метр, размер, рифма, строфа)
  2. Индивидуальные задания:

- выразительное чтение наизусть стихотворения “Водопад”;
- сообщение о жизни Шаламова;
- по толковому словарю определить значение слов: “водопад”, клок, скалить, потеха, моленья, тоска, лампада, пена.

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности.

  1. Звучит фрагмент “Реквиема” Моцарта.
  2. Ученик читает наизусть стихотворение “Водопад”.
  3. Слово учителя. Стихотворение Варлама Шаламова “Водопад” создано в концлагере на Колыме. Оно входит в цикл “Высокие широты” и опубликовано в книге “Колымские тетради”.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Шаламова: “Поэт – инструмент, с помощью которого высказывается природа. Переводчик с языка природы на человеческий язык”.

II. Целеполагание.

Задача урока – интерпретация поэтического текста с помощью композиционного анализа.

III. Актуализация изученного.

  1. Сообщение ученика о жизни В.Т. Шаламова.
  2. Проверка домашнего задания. Проанализируем роль ритмических показателей текста. Метр – ямб, размер – разностопный, рифмовка в строфе – перекрестная, рифма в стихе – точная, богатая, открытая, чередуются мужские и женские окончания, конечная. Три строфы, в каждой по четыре стиха.

Ритмический рисунок стихотворения определяется разностопным ямбом. Чередование мужских и женских окончаний дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. Жесткий финал каждой строфы создается мужским окончанием. Чередуются длинные и короткие строки. В первой и последней строфах в конце создается ощущение твердости за счет короткого стиха.

IV. Формирование умения композиционного анализа стихотворения.

  1. Фронтальная беседа.
  2. Определение микротемы каждой строфы. Первая строфа – водопад, вторая строфа – пена, третья строфа – водопад. В чем особенность композиции? Она симметричная: первая и третья строфы посвящены водопаду. Найдите ключевые слова текста. (Водопад и пена).

    Ученик объясняет лексическое значение этих слов.

    Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды. Пена – 1. Пузырчатая масса, образующаяся на поверхности некоторых жидкостей. 2. Пузырчатая загустевшая слюна, выступающая на губах, при некоторых болезненных припадках, гневе. 3. Сгустившийся белыми хлопьями пот, выступающий на теле лошади.

    Почему подлежащее “водопад” поставлено на последнее место в предложении? Это инверсия. Необычное синтаксическое построение увеличивает силу воздействия на читателя.

  3. Работа в парах.
  4. Постройте словесные тематические ряды к словам “водопад” и “пена”.

    Водопад – бурлит, бросает, скалит зубы, потеха, смех.

    Пена – пены клочья, замороженная, выносится, объятья ледяного плена, стынущая волна.

  5. Фронтальная работа.
  6. Какие чувства вызывает у вас первый словесный ряд? С образом водопада связаны ощущения агрессии, насилия, насмешки.

    Ученик объясняет лексические значения слов.

    Скалить – 1. Раздвигая губы, обнажать, показывать зубы (волк скалит зубы). 2. Смеяться, хохотать (неодобрит.).

    Потеха – забава, развлечение.

    Возникает ассоциация с диким животным, с чем-то нечеловеческим. Какие мысли вызывает лексика второго словесного ряда? Подбор лексики приводит к мысли об умирании, смерти, причем насильственной.

    Ученик объясняет значение слова.

    Клок – обрывок, лоскут, оторвавшийся кусок чего-нибудь. (Рваный, изорванный).

    Почему употребляется глагол “выносится”? (Не сама, а кем-то другим).

  7. Работа в группах.
  8. Найдите средства художественной изобразительности и определите их роль в тексте. Группа А каждого ряда – в 1 строфе. Группа В каждого ряда – во 2 строфе.

    Первая строфа. Олицетворение: водопад бурлит, бросает, скалит зубы. Эпитет: хрустальные, ледяные лампады, зажженные. Метафора: водопад – символ дикого, злобного, лампада.

    Вторая строфа. Эпитет: замороженная пена, ледяного плена, стынущей волны. Олицетворения: объятья плена (метафорическое).

    Эпитеты вызывают ощущение холода, смерти. Метафоры и олицетворения ассоциируются с агрессией, злобой.

  9. Фронтальная работа.
  10. Ученик объясняет значение слова.

    Лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами.

    Зачем поэт зарифмовал “лампад” и “водопад”? Вероятно для Шаламова в этом холодном мире нет места справедливому Богу, может быть, Бог жесток. С этой же целью поэт использует метафорический эпитет “ледяные лампады”.

    Композиция – это сопоставление и противопоставление словесных рядов. В чем особенность композиции стихотворения? Каков прием композиции? Композиция построена на противопоставлении двух словесных рядов: “водопада” и “пены”. В этом замороженном мире живет только водопад, все живое умирает.

    Как на лексическом уровне автор доказывает эту мысль? Использует глаголы “бурлит”, “бросает”, олицетворение “скалит зубы”.

    Но водопад – это ледяная жизнь, жестокая, бессердечная. В какой строфе об этом говорится? (третья строфа).

    Какой еще композиционный прием вы обнаружили? (Повтор). Найдите в тексте тематический повтор; какова его роль?

    Первая и третья строфы построены на повторе, в них говорится о водопаде. Но в первой строфе водопад – часть природы, а в третьей строфе водопад – символ мира, в котором живет человек. Слово “водопад” упоминается один раз, а в третьей строфе его заменяет местоимение “он” (“ему”).

    Какой прием лежит в основе третьей строфы? Антитеза: моленья, тоска – смех, жизнь – потеха.

    Ученик объясняет лексическое значение слов.

    Моленья – 1. молить, 2. мольба, страстная просьба.

    Тоска – 1. душевная тревога, соединенная с грустью, 2. скука.

    С какой целью используется прием контраста? Жизнь человека в этом мире – “моленья” и “тоска”. А для мира такая человеческая жизнь – “потеха”, “повод для смеха”.

    Почему стихотворение названо “Водопад”? Это метафора. Водопад – мир, в котором живет человек. Название произведения становится символом холодной и жестокой реальности.

  11. Слово учителя.
  12. При анализе ритма мы отметили, что мужские окончания и короткие строки создают ощущение жестокости и твердости. К этой же мысли мы пришли и через композиционный анализ стихотворения. Это произведение очень многозначно.

  13. Фронтальная работа.

Воспользуемся приемом Е. Эткинда. Поднимаясь “вверх по лестнице смыслов”, мы обнаруживаем все новые и новые смыслы.

Каков внешний сюжет? Водопад. Как раскрывается проблема природы и человека? Природа относится к человеку враждебно. Как раскрывается проблема мира и человека? Мир холоден и жесток. Каково душевное состояние человека? Отчаяние, тоска, одиночество.

Итак, анализ композиции вывел нас к главному – идее, авторской позиции. С точки зрения В. Шаламова, человек – игрушка в нашем мире, от него ничего не зависит, он слаб и беспомощен. А теперь объясните смысл эпиграфа к уроку.

V. Рефлексия.

  1. Звучит фрагмент “Реквиема” Моцарта.
  2. Закончите фразы:

- Я сейчас чувствую …
- Я думаю о …
- Я умею …
- Я не умею …

VI. Домашнее задание на выбор.

  1. Письменный композиционный анализ текста стихотворения.
  2. Эссе “Водопад и пена: образ нашей жизни?”

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема: Обучение композиционному анализу прозаического текста.

Мужчина и его любовь в рассказе А. Чехова “Дама с собачкой”.

Цели:

1. Познавательные:

  • знать композиционные приемы и их роль в художественном произведении, сильные позиции текста, схему композиционного анализа прозаического текста;
  • уметь находить композиционные приемы и определять их функцию в произведении, анализировать сильные позиции текста, интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ.

2. Развивающие:

  • развитие умения мыслить;
  • усложнение смысловой функции речи, обогащение и усложнение словарного запаса.

Оборудование:

  1. Наглядный материал. Фотография писателя, таблицы “Схема композиционного анализа прозаического текста”, “Композиция”, “Композиционные приемы (принципы)”.
  2. Раздаточный материал. Ксерокопии “Схема композиционного анализа прозаического текста”.

Подготовка к уроку.

  1. Домашнее задание для всего класса. Чтение рассказа “Дама с собачкой”, составить план рассказа.
  2. Индивидуальные задания: Три ученика готовят выразительное чтение фрагментов I, III глав, сравнение “Каменного гостя” Пушкина с рассказом Чехова (Дон Гуан и Дмитрий Гуров).

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности.

Русский историк В. Ключевский сказал о Чехове: “Художник серых людей и серых будней. Строй жизни, сотканный из этих нелепостей, не рвется”. Вы согласны с этим высказыванием? Почему?

II. Целеполагание.

“Дама с собачкой” - это рассказ о курортном романе или о настоящей любви? Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя композиционный анализ текста.

III. Актуализация изученного.

1. Опрос. Что такое композиция? Назовите композиционные приемы. Что такое повтор? Что такое усиление? Какова роль противопоставление? Какова роль монтажа?

2. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение планов рассказа.

1 глава. Встреча Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны в Ялте.

2 глава. Любовь (?) и расставание.

3 глава. Встреча героев в городе С.

4 глава. Любовь и “самое сложное и трудное только еще начинается”.

О чем идет речь в каждой главе? Краткий пересказ сюжета.

IV. Формирование умения композиционного анализа текста.

Чем интересна композиция рассказа? Тематические повторы: в 1 и 3 главах; во 2 и 4 главах повторяются события. Сопоставим эти главы. Что же в них изменяется?

Глава 1. Ученик выразительно читает фрагмент со слов “И вот однажды, под вечер, он обедал в саду…” до слов “ Она засмеялась”. Зачем Гуров знакомится с женщиной? Какой образ жизни ведет герой?

Индивидуальное сообщение “Дон Гуан Пушкина и Дмитрий Гуров Чехова”.

Глава 3. Ученик выразительно читает фрагмент “Но прошло больше месяца…”. Что случилось с героем?

Лингвистический анализ эпизода со слов “Приехал он в С. утром…”. Зачем автору три раза нужен эпитет “серый”? Почему у всадника отбита голова? Почему швейцар неправильно выговаривает фамилию Дидерица?

Ученик выразительно читает фрагмент со слов “В первом антракте муж ушел курить…”. Что изменилось к 3 главе?

“Итак, с Гуровым в городе С. происходит подлинное перерождение… Возникновение подлинной, внутренней близости двух личностей все преображает. В Ялте, как мы помним, пока Анна Сергеевна плакала, Гуров ел арбуз, демонстрируя свое неуязвимое безразличие к страданию другого. В Москве же, в “Славянском базаре”, он в аналогичной ситуации заказывает себе чай. Тематически адекватный жест приобретает прямо противоположный смысл. Чаепитие – действие сугубо домашнее, повседневно-бытовое, покойное. Подлинной близостью две личности создают вокруг себя атмосферу домашней интимности (на героине, например, “его любимое серое платье”). [4]

Чтение финала рассказа. Почему “…самое сложное и трудное только еще начинается”? Прочитайте первое и последнее предложения. Сопоставьте их. Какова роль каждого?

Почему рассказ называется “Дама с собачкой” (ведь речь идет о любви Гурова)? “История, рассказанная в “Даме с собачкой”, - это не просто история тайной любви и супружеской неверности. Главное событие рассказа - перемена, которая под влиянием этой любви происходит. На протяжении всего рассказа господствует точка зрения Гурова, его глазами смотрит читатель, в нем, прежде всего, происходит перемена”. [5]

Дама с собачкой стала символом того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине.

Мы пришли к идее чеховского рассказа с помощью композиционного анализа. Какие приемы композиции использовал автор и зачем? (Повтор и противопоставление).

Это рассказ о курортном романе или о настоящей любви?

V. Рефлексия.

Напишите миниатюру “Серые люди и серые будни” в “Даме с собачкой”.

VI. Домашнее задание.

1. Для всего класса. Чтение рассказа “Ионыч”. Составить план, найти композиционные приемы.

2. Индивидуальные задания. В чем смысл названия рассказа “Ионыч”. Анализ первого и последнего предложений в каждой главе. Сравнительная характеристика Гурова и Старцева.

Список литературы. 

  1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М, 2000, с.127.
  2. Горшков А. Русская стилистика. М., 2001, с. 160.
  3. Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста. М., 2000, с. 88.
  4. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989, с. 44-45.
  5. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989, с. 101.

Приложение