Обучение письму сочинений методом групповой работы

Разделы: Русский язык, Литература, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и определяют их успешность по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Успешность всей работы над развитием речи учащихся зависит от двух факторов:

  • речевая среда, в которой воспитывался ребенок до школы (начитанность, правильность и выразительность речи окружающих)
  • организация речевой практики самих детей, систематически и четко контролируемой учителем

Для детей начальной школы трудно грамотно выражать свои мысли. Их устная речь часто бессвязна, отсутствует логичность, ясность, выразительность. А при анализе письменной речи, кроме перечисленного выше, выявляется несформированность работы по следующим пунктам:

  • неумение составлять сложные предложения, определяя количество и последовательность слов в предложении
  • неумение видеть необходимость согласования слов в предложении
  • неумение наблюдать за интонацией голоса, соотнося это с определением границ предложения
  • неточное употребление конкретно-пространственных значений предлогов, приставок (пришел со школы, выпал с кармана…)
  • слабый словарный запас, неумение заниматься словообразованием (¬, ^, сложение двух основ)
  • трудности в замене и употреблении синонимов, что влечет за собой орфографическую безграмотность

Существуют различия между устной и письменной речью.

Л. С. Выготский характеризует письменную речь как речь – монолог: “Эта речь - монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребенка”. При устной речи ребенок видит собеседника, который в любой момент своими дополнительными вопросами, советами или эмоциями может помочь ученику построить ответ. Ребенок, овладевший устной речью, свободно произносит слова, не задумываясь над расстановкой слов или запятых внутри фразы.

А при письменной речи ребенок остается один на один. Поэтому, сочинение - это самый трудный вид речевого упражнения:

  • ученику необходимо проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания,
  • спланировать содержание своего текста,
  • сформулировать мысли,
  • изложить их по порядку и проследить, чтобы не было ошибок.

Все это ученику начальных классов выполнить самостоятельно очень трудно, т. к. письменная речь самая развернутая и нормативная.

Поэтому, большое количество времени с 1 класса мною направлено на развитие интереса и к устной, и письменной речи. К.Д.Ушинский писал: “Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова…- начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное заговорит свободно и непринужденно”.

Следуя советам К. Д. Ушинского, наиболее значимыми, выделяю следующие виды упражнений:

  • устные ответы на вопросы по просмотренной картинке (упражнение “Бинокль”: кто в паре увидит больше?);
  • ответы на вопросы по прочитанному тексту, с выбором наиболее удачных и обязательным объяснением “почему”. При этом вопрос формулирую таким образом, чтобы ответ ученика не был односложен, чтобы при ответе использовались слова и выражения из вопроса или из предложенных слов и словосочетаний. Особое внимание уделяю порядку слов в предложении и возможность объединить простые предложения в сложные;
  • использование диафильма, т. к. это позволяет одновременно, и читать, и слышать текст, и рассматривать картинку, осмысливая ее содержание. При таком виде работы можно показывать кадры и без авторского словесного сопровождения, а сопровождая пересказом (комментариями) детей;
  • работа с деформированным текстом. В первую очередь, предпочтение отдаю текстам с материалом жизненного опыта, где ученик может, опираясь на свою память, эмоции, восстановить порядок событий. Здесь используются карточки-полоски, с отдельными предложениями или словами, если это деформированное предложение.

На доске написаны слова мелками различного цвета. Ученики выкладывают с помощью цветных полосок порядок слов в предложении. Подобную работу провожу и с составлением предложений по деформированному тексту: каждое предложение записано на доске определенным цветом, ученики выкладывают с помощью полосок порядок предложений. Учителю такая форма работы очень удобна - достаточно быстро можно проверить правильность выполнения работы у всего класса. Кроме этого, полоски, выложенные в различном порядке, дают возможность по-разному прочесть предложение или текст и услышать разницу. У учащихся она вызывает живой интерес (можно применять и при составлении слов из предложенных слогов)

  • работа с сюжетными картинками, которой полностью руководит учитель, т. к. он заранее должен наметить самые точные вопросы к каждой картинке и выбрать наиболее удачные ответы учащихся, которые более целостно отражают полную картину сюжета;
  • дописывание рассказов по данному началу или концу с последующим знакомством с оригиналом. Такая творческая работа формирует воображение, способствует развитию абстрактного мышления.
  • озаглавливание помогает выявить подтекст, смысл, который спрятан между строк
  • составление планов;
  • четкое толкование фразеологических оборотов, а затем и их применение в своих текстах, для “зарабатывания” дополнительных баллов за выполненную работу. Это включает детей в активную умственную деятельность и повышает уровень мыслительной деятельности (“считать ворон”, “держать себя в руках”, “душа нараспашку”…)
  • написание писем, рекомендации по ведению собственных дневников, которые позволяют заглянуть в свой внутренний мир

Любой вид работы требует системы. С 1класса мы с учениками договариваемся и вводим условные звуковые сигналы: “сигнал несогласия” (стук пальчиком по столу) и “сигнал одобрения” (хлопанье в ладоши). Эта, казалось бы, мелочь, помогает мне приучить детей слушать и слышать друг друга, помогает развивать внимание, способствует самоанализу и пробуждает желание давать рекомендации.

Используя выше перечисленные виды упражнений, необходимо четко выполнять порядок работы над сочинением, т.е. методику:

  • дать возможность учащимся высказать свои личные впечатления и только по необходимости задавать вопросы, чтобы детализировать и внести ясность,
  • чтение готового плана или коллективное его составление,
  • составление ответов на каждый пункт плана, коллективное редактирование, запись на доске опорных слов,
  • пересказ текста по частям и целиком,
  • самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

В моей педагогической практике методика работы над сочинением традиционна, но есть некоторые “личные изюминки”, которыми и хочется поделиться.

Многолетние наблюдения за учебным взаимодействием младших школьников при выполнении различных видов работ привели меня к мысли:

"Работу в парах" поставить на службу развития письменной речи!

Чем же полезна такая форма обучения?

Во-первых, ребята учатся работать вместе, находя общее решение, во-вторых, учатся слушать и понимать друг друга, в-третьих, приобретая опыт работы со сверстниками, учатся точнее оценивать свои возможности и лучше себя контролировать при любой подготовке.

На каждом очередном этапе работы, выделяя конкретный эпизод, ученик встречается с проблемой - ему самому трудно, не хватает слов для выражения своих мыслей, хотя в голове их достаточно, но выбрать самые точные и выразительные не всегда получается. Палочкой – выручалочкой является работа в паре или группе, которые создаются на различных этапах работы. На первом этапе, при создании речевой ситуации, задаю вопрос: “Для кого ты хотел бы написать свой текст?” или “Кому в первую очередь ты расскажешь об этом?” Так создаю толерантные пары. Кроме этого, такие вопросы помогают ученику создать определенный настрой на работу, т. к. он уже представил кого-либо в качестве читателя или слушателя своего текста. Конечно, есть и небольшой минус при такой форме работы – в классе шумновато. Но почему–то этот “минус” замечают только присутствующие коллеги. А вот самим ученикам, он не мешает, т. к. он - рабочий шум, шум по делу, приносящий пользу.

При записи текста в тетрадь, можно использовать прием самостоятельного написания, но прием проговаривания вслух соседу по парте, помогает проконтролировать друг друга и своевременно посоветовать внести какие-либо изменения. Они могут диктовать по-очереди, при этом развивается умение не только обдумывать свое высказывание, но и понимать точку зрения другого человека.

После написания сочинения, его необходимо проверить. Проверить он должен, прежде всего, сам. Обычно, автору сочинения, нравится все им написанное, т. к. критичность в отношении собственных действий в этом возрасте еще отсутствует. Читая свою работу, ученик начальной школы проявляет чувство полной удовлетворенности написанным. Поэтому, на первых порах, я разрешаю взаимопроверку, т. к. если перед учеником ставится задача проверить чужую работу, то “критика” значительно повышается. Работу эту, прошу проводить без каких – либо исправлений, а просто в форме рекомендаций, пометок простым карандашом или советов и обсуждений. Это помогает найти выход из сложной орфографической ситуации.

Но, чтобы работа по предупреждению и исправлению ошибок в письменных работах не была традиционно направлена только на преодоление орфографических и пунктуационных ошибок, необходимо предупреждать и устранять и речевые ошибки, которые, на мой взгляд, являются важным шагом к осознанному усвоению языковых норм. Здесь целесообразно проводить редактирование текстов и высказываний:

1). Расстановка знаков препинания - 1 кл.

2). Составление предложений с перестановкой слов и наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от местоположения слов -1 кл. (лесной, по, бежал, ежик, тропинке, торопливо) – использование цветных полосок.

3). Замена глаголов синонимами (бежал – спешил, семенил, катился…) - 2кл.

4). Какографический прием: это должны быть самые простые примеры, доступные осознанию младшими школьниками: “Сегодня дежурил Коля. Он добросовестно вымыл доску, и полила цветы”. По мере взросления и осмысления фразы усложняются: “Дарья запрягала лошадь, нетерпеливо била копытом”. Такие фразы, несомненно, вызовут смех и в то же время, заставят задуматься над последствием небрежной речи. Таким практическим путем уясняются языковые нормы.

5). Найди ошибку. Это при изучении любой темы. (“Ударение”, “Словообразование”, “Перенос слов”…)

Групповая работа в таких формах позволяет сделать следующие выводы:

- Нет сочинений, в которых была бы нарушена логика изложения, или отсутствовала главная мысль.

- Практически нет орфографических и речевых ошибок.

- Ученики в письменной форме свободно излагают свои мысли и чувства, переживания, тексты получаются более объемными для данного возраста.

- И главное, все ученики работают с б?льшим удовольствием.

Объединяя эти выводы, можно сказать, что возросло качество работ!

При работе в парах, тройках, рекомендую составлять одинаковые тексты не по всем пунктам плана, желательно, чтобы каждый ученик мог выразить и свои, личные впечатления.

При подготовке к сочинению, а на такую работу уходит не один урок, разрешаю пользоваться дополнительной литературой, с целью подбора и употребления новых и интересных выражений по заданной теме.

Самым заключительным этапом работы является оформление сочинения. Сначала (1 кл.), мы ограничиваемся только записью в тетрадях. Далее, (со 2 кл.) всегда веду внеклассную работу по предмету, где и предлагаю, по желанию детей, оформить свои работы в виде:

а) заметки для индивидуальной или общей (классной, школьной) газеты по определенной тематике: “Времена года”, “Мои каникулы”, “Мамин день”,

“Предметная неделя”…

в) составление индивидуального или группового диафильмов;

г) текстовое сопровождение для аппликации или рисунка, изготовленного на уроках труда или рисования;

д) выступление на конференции;

г) сочинение сказок для классного кукольного театра;

е) выступление на классном часе в качестве “Я – экскурсовод”.

Сочинение по опорным словам ученицы 2кл. Лобановой Кати:

Заметка для газеты “Школьный калейдоскоп”. Предметная неделя по естествознанию.

Составили Бурдыка Андрей, Черных Полина (3кл.):

Сочинение о домашнем животном. Немов Коля, 2кл:

Сочинение по впечатлениям. Тема “Мое родное село”

Долганов Андрей, Лобанова Катя, Петрова Ж.еня, Тихомолов Коля- 4кл:

Приложение.

“Первые дома нашего села украшены деревянной резьбой. После экскурсии по родному селу, мы решили более глубже познакомиться с деревянным зодчеством. Этим старинным мастерством увлечены, и жители нашего села, которому в 2006 году исполнилось 360 лет. Дома, на первых улицах села, в основном деревянные, рубленные. Они более теплые и уютные, сближают человека с природой. Современные дома выглядят не так. Но жители села - Сигагин Николай Альбертрович, Тихомолов Александр Николаевич придают красивый вид своим новым домам. Эти мастера познакомили нас с секретами выпиливания, и даже предоставили возможность попробовать выпиливать нам, самим”.

Работа, построенная таким образом на протяжении многих лет, доказывает правильность выбранных мною исходных приемов и методов, которые являются ключом в развитии письменной речи учащихся, которая помогает совершенствовать и устную речь.

На мой взгляд, в процессе такой работы происходит развитие речи учащихся не способом навязывания со стороны учителя, а с помощью самоанализа собственных возможностей, с помощью общения со сверстниками и учителем. В процессе усложняющейся деятельности на каждом последующем этапе перед ребенком возникает все больше и больше познавательных задач, которые решаются только с помощью речевой коммуникации. Значит, увеличивается его потребность в общении, что и стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков:

  • нарастает количественный состав слов,
  • усложняется их структура,
  • совершенствуется качество орфографической и речевой грамотности.

Овладение правильной письменной речью способствует развитию логического мышления учеников. Успех работы в данном направлении, во многом зависит и от знания учителем исходного речевого запаса и класса в целом, и каждого ученика в частности.

В данной статье я постаралась показать, что в начальных классах необходима и возможна планомерная, разнообразная и систематическая работа по развитию и совершенствованию и письменной и устной речи учащихся.

В процессе такой работы прослеживается общая система, “ядро” развития всех видов речи.

Сначала идет:

  • предельно доступное объяснение с элементами конструирования,
  • затем строится своеобразная модель оформления,
  • и только потом следует самостоятельная работа,
  • и ее представление (своеобразная защита).