Пояснительная записка
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Основательно вопросы выбора профессии интересуют старшего подростка, когда он задумывается о выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет её осваивать, это касается норматипичных детей. База к профессиональному самоопределению должна закладываться и у детей с ОВЗ РАС (расстройство аутистического спектра), на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста. Поэтому профориентационная работа в начальной школе с детьми РАС, считается актуальна.
Цель этого этапа - формирование у детей РАС (расстройство аутистического спектра) младшего школьного возраста добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.
Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с РАС профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям. Развитие коммуникации, взаимодействие с одноклассником, оказание помощи, работа в команде.
При профориентационном обучении необходимо учитывать еще одну особенность интеллектуальной деятельности лиц с РАС, а именно, большую, чем обычно, постановка задачи и выводы из нее даются труднее, чем непосредственно решение. Это может иметь значение и при выборе профессии, и в процессе обучения.
На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности.
Профессиональная ориентация людей с РАС закладывается всей предшествующей коррекционной работой, анализ которой является базисом профориентации и в последующем профподготовки и трудоустройства.
Алгоритм начала профориентационной работы с обучающимися с РАС
Определить наличие или отсутствие интересов, склонностей к тому или иному виду деятельности, который потенциально может стать основой будущей профессии.
Определить их уровень, выяснить патогенетические моменты.
Следующий шаг: с учетом осложняющих расстройств, особенностей личностного развития, социальной ситуации - принять решение о поддержании и развитии имеющихся способностей и интересов, их модификации или же попытаться сформировать новый интерес с учетом потенциала развития ребенка и перспектив социализации.
При хотя бы относительно сохранном интеллекте и достаточном уровне личностного развития (ребенок должен понимать, что такое профессиональная деятельность) нужно заняться формированием такого интереса с учетом его особенностей и возможностей.
Для детей с наиболее тяжелыми аутистическими расстройствами или тех случаев, когда аутизм сочетается с тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости, профессиональная деятельность невозможна, необходимо обеспечить занятость человека с аутизмом. Да, полезный с точки зрения формальной экономики результат минимален или просто отсутствует, но такая деятельность исключительно важна, так как создает ощущение нужности, включенности в социум, дает людям с тяжелыми и осложненными формами аутизма возможность общения. Важно подчеркнуть, что профессиональная ориентация - одна из последних ступеней к выходу в самостоятельную жизнь, что при аутизме, к сожалению, доступно не всегда.
Технологическая карта занятия
Класс: 1 «И» (6 человек)
Учитель: Романова А.Н.
Тема урока |
Повар. Приготовление пиццы. |
Цель |
Знакомство с профессией.
|
Задачи |
Образовательные:
|
Планируемые результаты |
Предметные: Знать:
Уметь:
Формируемые УУД:
|
Основные понятия |
Повар, повар-кулинар, повар-кондитер, пиццмейкер. |
Межпредметные связи |
Окружающий мир, математика, литература, русский язык. |
Оборудование |
Оборудование учителя: образец нарезки, последовательность выполнения пиццы - предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; правила безопасной работы режущими и колющими инструментами.
|
Количество учащихся |
В классе обучается 6 учеников. Все 6 учеников принимали участие в приготовлении пиццы. |