Литература
-
Интегрированный урок-исследование "Тема судьбы и чести" по творчеству М.Ю. Лермонтова 2009
Открытый урок по лирике Лермонтова, на котором учащимся приоткрывается мир, где столкнулись желания поэта и реальность. На уроке говорится о вечном конфликте Поэта и толпы, который обретает в глазах современников прямой политический и злободневный смысл.
-
Интегрированный урок-исследование (литература + история) по теме "Невольник чести". 10-й класс 2011
Цель урока – обоснованно установить причину гибели Пушкина. Продолжить формирование навыков исследовательской работы, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, работать над выразительной речью.
-
Интегрированный урок-исследование по русской литературе с использованием компьютерной технологии в 9-м классе. Тема: "И звезда с звездою говорит…" 2009
Цель урока – познакомить учащихся с жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтова, М.А. Врубеля и А.Г. Рубинштейна. Организуется работа в трех группах: «литературоведы», «художники», «музыковеды». На уроке группы защищают свои исследования, затем организуется общее обсуждение.
-
Интегрированный урок-конференция (литература + история) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2011
Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения.
-
Интегрированный урок-конференция (литература + МХК) по теме: "Характеристика эпохи Возрождения. Крупнейшие мастера художественной литературы эпохи Возрождения" 2009
Интеграция (литература + МХК) расширяет тематику изучаемого материала, создает условия для развития мировоззрения учащихся, стимулирует творческую и исследовательскую деятельность. На уроке формируется представление учащихся об эпохе Возрождения. Студенты знакомятся с творчеством Петрарки, Боккаччо, Сервантеса, Шекспира.
-
Интегрированный урок-мастерская (биология + литература) по теме "Цветы — восьмое чудо света" 2010
Цели: продолжить формирование у учащихся знаний о цветковых растениях; развивать ассоциативно-образное мышление, речь, творческие способности учащихся, обогащать словарь; воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, природе; развивать навыки и умения выразительного чтения; способствовать проявлению индивидуальности, умению работать в группах.
-
Интегрированный урок-обобщение "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте" 2012
Интегрированный урок-обобщение по трагедии английского драматурга У.Шекспира «Ромео и Джульетта» прослеживает музыкальные и живописные мотивы в известном произведении. Учащиеся знакомятся с иллюстрациями к трагедии разных художников.
-
Интегрированный урок-обобщение МДО по литературному чтению, музыке в 3-м классе "Фольклор. Жанры устного народного творчества" 2019
Урок ставит задачу изучения истории, традиций нашего народа через изучение Фольклора. Особую роль в воспитании детей играют колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песенки, созданные для самых маленьких. Это прекрасный материал для развития малышей, начиная с рождения. С приходом в детский сад, когда ребёнок расстаётся с мамой и папой на некоторое время, колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, о голосах родных людей.
-
Интегрированный урок-панорама (география + литературыа) "Лесная зона России" (8-й класс) 2009
Урок формирует знания о разнообразии лесов нашей Родины, способствует формированию чувства любви к родной природе, ответственности за нее. Расширяет кругозор учащихся, углубляет компьютерную грамотность. Развивает творческие способности учащихся, умение анализировать текст, находить и использовать изобразительно-выразительные средства.
-
Интегрированный урок-полилог «От художественной детали к художественному образу» 2016
Цель урока: формирование способности к истолкованию художественной детали в разных видах искусства и типах текста. В основе урока-полилога «От художественной детали к художественному образу» лежит технология «Диалог культур». Используемая технология, необычная форма урока дают не только целостную картину развития искусства слова на основе «диалога культур», но системное представление о формировании в языке и культуре таких важнейших концептов, как «память» и «красота».
-
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе на тему: "Путешествие по Петербургу". 10-й класс 2006
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера.
-
Интегрированный урок-путешествие в мир поэта (о Шекспире). 9-й класс 2006
Так как личность Шекспира удивительна и достоверных источников, рассказывающих о его жизни, нет, на уроке мы попытаемся составить портрет этого человека исходя из анализа эпохи и его творчества. На уроке используются материалы биографии Шекспира, его сонеты на английском языке и их переводы, лингвоанализ 130-го сонета, фрагменты из пьесы "Ромео и Джульетта", видеосюжеты из фильма "Влюбленный Шекспир". Итогом урока является портретная характеристика великого поэта и драматурга, чья слава вечна.
-
Интегрированный урок-размышление (история+литература) по теме "Так это было на земле…" (тема коллективизации) 2009
Интегрированный урок-размышление в 11-м классе построен на основе анализа исторических данных, историографии и литературных произведений, отражающих исторические процессы коллективизации и раскулачивания и их последствия в социально-политической, культурной и духовной жизни народа. Рассматриваются следующие произведения: «Облава» В.Быкова, «Хлеб для собаки» В.Тендрякова, «Смех за левым плечом» В.Солоухина.
-
Интегрированный урок-семинар математики и литературы в 6-м классе. Тема: "Муза в храме науки" 2009
Интегрированный урок-семинар способствует расширению представлений детей об окружающем мире, показывает взаимосвязь науки и искусства в жизни каждого человека. Главная цель – воспитание мыслящей, творческой личности, умеющей самостоятельно принимать решения, находить красоту в различных ее формах. Основной этап подготовки урока – организация самостоятельной работы учеников.
-
Интегрированный урок-семинар по роману Достоевского "Преступление и наказание" 2007
Данная работа - взаимодействие двух предметов: литературы и информатики. Нам кажется, что использование ИКТ представляет возможность сделать русскую литературу ближе, понятнее для учащихся. Дети вносят в составление презентаций свою долю творчества, свое видение русской классики. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской литературе, сделать её доступнее, долее читаемой. В ходе работы дети прочитывают заново текст, обращают внимание на художественные детали, а затем используют это в презентациях.
-
Интегрированный урок-семинар по роману Ч.Айтматова "Тавро Кассандры". Урок литературы в 11-м классе 2008
Форма организации учебного занятия: интегрированный урок. Интегрированные уроки позволяют научить учащихся видеть единство через многообразие; отличать произведения разных стилей, направлений и понимать их содержание; уметь аргументировать своё понимание и свою оценку произведений; привить навык самостоятельного анализа (исторический подход в изложении материала, целостное видение во взаимосвязи литературы, ИЗО, искусства, музыки, театра). При раскрытии каждой темы нужно хотя бы кратко отметить сквозные линии: природа, общественный строй; мировоззрение; религия; быт; стиль искусства; представление о мире и о месте человека; нравственный и эстетический идеалы эпохи, представление о красоте.
-
Интегрированный урок-семинар татарской и русской литературы в 11-м классе по произведениям М.Магдеева "Человек уходит, песня остается" и В.Распутина "Живи и помни" по теме: "Раздумья писателей о трагических судьбах и противоречивых характерах их героев" 2007
Интегрированный урок - семинар татарской и русской литератур в 11-м классе по произведениям татарского прозаика М.Магдеева "Кеше китэ, жыры кала" ("Человек уходит, песня остается") и В.Распутина "Живи и помни" по теме "Раздумья писателей о трагических судьбах и противоречивых характерах их героев". Цель урока: через сопоставление произведений развивать навыки критического мышления, находить общее и выделять главное, правильно оценивать общественные исторические процессы.
-
Интегрированный урок, 10-й класс, английский язык + русская словесность 2008
Залог успешности работы с учениками на интегрированном уроке - четкая скоординированность целей обучения двум школьным предметам, выработка единых методических подходов к обучению. Выбирая тот или иной прием или форму работы с детьми, учитель должен учитывать два аспекта - научное обоснование метода и психолого-возрастные особенности учеников. Предлагаем разработку интегрированного урока по русской словесности и английскому языку. Основным направлением организации лингворечевой деятельности учащихся на таком уроке является работа с готовым текстом и конструирование собственного.
-
Интегрированный урок, 5-й класс, русская словесность + музыка + ИЗО 2008
Учащиеся, слушая музыку, работая с картинами художников, анализируя художественный текст, приходят к выводу, что у каждой из этих областей свои средства создания образа. Но некоторые из них могут являться средством создания образов не только в одной из них (например, ритм, интонация). Учащиеся должны усвоить на таком уроке, что образ является формой чувственно-образного восприятия мира, поэтому для исследования был выбран один объект - метель.
-
Интегрированный урок: английский язык + литература по теме: "Любовная лирика русских и зарубежных поэтов" 2006
Урок обращается к теме любви в творчестве двух поэтов, представителей России и Англии, которые являют собой "солнце поэзии".
-
Интегрированный урок: английский язык + литература по теме: "Шекспир на все времена" ("Shakespeare Of All Time") 2004
Интегрированный урок английский язык + литература "Shakespeare of all time" ("Шекспир на все времена") помогает повысить качество образования на старшей ступени обучения путем взаимопроникновения и интеграции отдельных частей учебного процесса в единое целое. Это экспериментальный поиск таких форм и методов организации учебной деятельности учащихся, которые позволяют обеспечить их максимальную эффективность, способствует интеллектуальному развитию, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора, развивает литературный талант. Учащиеся самостоятельно переводят произведение великого драматурга и дают оценку собственного литературного произведения с точки зрения норм построения английского сонета. Сочетание таких форм работы способствует интенсификации обучения, повышению его качества и эффективности.
-
Интегрированный урок: библиотека + литература по теме: "Лишь слову жизнь дана…" (по истории книжности) 2006
Эта фраза принадлежит перу известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина. Письменное или печатное, оно хранится веками и звучит как отголосок Древности, как завет старых поколений новым. Слово, запечатлённое в книгах, является поистине сокровищем, неоспоримым историческим памятником, прошедшими через века. Давайте же будем любить, читать, беречь это прекрасное творение, которое называется книга.
-
Интегрированный урок: информатика + литература по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в форме деловой игры "Суд над Раскольниковым" 2006
Данный урок-суд даёт возможность обобщить знания учащихся, полученные при изучении романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и темы "Power Point" – создание презентаций, графического редактора "Paint", Microsoft Office Publisher; научить самостоятельно оценивать явления, действия и деятелей, размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции, работать в группах. Учащиеся на уроке получили оценку за предоставленный теоретический материал, за блиц-опрос и творческую работу.
-
Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс 2006
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся.
-
Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо" 2007
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне.
-
Интегрированный урок: литература + английский язык по теме: "Утро" 2006
Данное занятие - один из уроков, разработанных для учащихся седьмых классов в цикле "Наш мир", формирующий эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру. Занятия ведут два педагога. На таких уроках использованы фрагменты литературных произведений и собственного сочинения учителей. Картины и музыкальные произведения создают эмоциональный фон для самостоятельной работы над сочинением-описанием "Утро у Э. Грига и у меня". При этом значительно расширяется объем рецептивного и потенциального словаря учащихся, совершенствуются их общие и специальные учебные умения. Опыт совместной работы показывает, что дети эффективно включаются в активную мыслительную и творческую деятельность.
-
Интегрированный урок: литература + биология по роману В.Дудинцева "Белые одежды" 2006
Двухчасовой интегрированный урок "Цвет наших одежд" по роману Владимира Дудинцева "Белые одежды" проводится в 11-м классе в рамках темы "Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве". Актуальность, многопроблемность романа, естественная межпредметная связь с биологией позволяют провести урок именно такого типа. Учащиеся читают роман заранее, готовят сообщения по темам, предложенным учителем.
-
Интегрированный урок: литература + ИЗО + музыка. "Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке", 8-й класс 2005
Интегрированный урок в 8 классе по поэзии Н.Рубцова, живописи русских художников-пейзажистов, музыке С.Рахманинова ставит своей целью выяснить, как отражается человеческая душа в лирике, показать внутреннюю связь разных видов искусств. Задача урока - развитие фантазии, творческого начала, музыкальности, ассоциативного мышления учащихся - подчинена воспитанию патриотических, гуманных чувств, слушательской культуры.
-
Интегрированный урок: литература + ИЗО. "Портрет Пушкина" 2005
Данный урок литературы и ИЗО в 6 классе проводится как урок развития речи (2 часа). Урок разработан для класса, где есть группа детей, выделенных для компенсирующего обучения, поэтому для них предусмотрена работа на карточках. Работа в группах позволяет "слабым" ученикам учиться у "сильных" составлять и редактировать предложения. Итогом их работы стали сочинения, написанные на черновиках и прочитанные всему классу для того, чтобы остальные увидели результат.
-
Интегрированный урок: литература + информатика по теме: "Графический анализ произведения. Образ Евгения Онегина". 9-й класс 2006
Графический анализ текста является одной из форм работы на уроках литературы. Он способствует развитию творческого воображения, образного мышления учащихся и позволяет учителю определить, насколько учащиеся видят внутреннее состояние героя, его характер и детали в тексте. Данный урок является итоговым при изучении I главы романа «Евгений Онегин». Особенностью проведения этого урока является использование современных информационных технологий на уроках литературы.