Цель:
- дать первоначальное представление об обрядовом фольклоре.
- развитие творческих способностей учащихся через прикосновение к УНТ.
- привитие чувства любви к родному слову, к истории страны, воспитывать чувства патриотизма и уважения к традициям прошлого.
Оборудование: картины И.И. Левитана “Берёзовая роща”, Е.В. Честнякова “Коляда”, А.Г. Веницианова На пашне”, Б.М. Кустодиева “Масленица”.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Опрос домашнего задания.
III. Актуализация знаний.
- Что означает слово фольклор?
- Что возникло раньше: фольклор или литература?
- Кто являлся создателем фольклора?
- Какие жанры фольклора вам известны?
IV. Мотивационный момент.
- Создание эвристической ситуации.
V. Изучение нового материала.
- Пословицы, поговорки, загадки, песни, частушки и в наши дни сочиняются. В них народ выражает свои мысли, чувства, мечты и надежды.
Сегодня вы на уроке познакомитесь с обрядовым фольклором, с календарно-обрядовыми песнями.
- Что же такое обряд?
Запись в тетради.
Обряд - это совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными представлениями или бытовыми традициями при помощи которых они стремятся повлиять на природу, внешний мир, чтобы улучшить свою жизнь или избежать несчастья: отвести болезни, неурожай и так далее.
Выступление учащихся:
1-й ученик
Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские обряды.
2-й ученик
Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, не будет достигнут желаемый результат.
3-й ученик
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества и получили они своё название из – за связи с народным сельско- хозяйственным календарём – распорядком работ по временам года.
Календарно-обрядовые песни.
Колядки.
Рождественские – новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.
Работа по картине Е.В. Честнякова “Коляда”
Музыкальное исполнение.
- Коляда, коляда!
Подай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко
- Новый год пришёл
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Масленичные песни.
Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем.
Основная тема масленичных песен встреча и проводы Масленицы. В песнях она весёлая обманщица. Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом хоронили, напевая песни или сжигали.
Работа по картине художника Б.М. Кустодиева “Масленица”
Музыкальное исполнение.
Как на Масленой неделе
Со столба блины летели
И сыр и творог –
Всё летело под порог!А мы Масленицу провожали,
Ой ли, лёли провожали,
Во земельку мы закопали,
Ой ли, лёли закопали.
Весенние песни.
Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали, выкликали, выкрикивали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они летали на ветру. Всё это связывали с приходом весны, ВЕСЕННИМ ВОЗРОЖДЕНИЕМ ЗЕМЛИ.
Работа по картине А.Г. Веницианова “На пашне”.
Музыкальное исполнение.
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
- Чувиль – виль – виль,
Жавороночек,
Принеси весну
На своём хвосту,
На сохе, бороне,
На ржаной копне.
На овсяном снопе.
Летние песни.
Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Он был связан с расцветающей, входящей в силу природой. На Троицу дома украшали берёзками, с берёзками ходили по деревне. Из берёзовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались различными песнями.
Работа по картине И.И. Левитана “Берёзовая роща”.
- Во поле берёзонька стояла,
- Во поле кудрявая стояла...
Осенние песни.
Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая.
Окончив жатву, обычно “завивали бороду”, то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, растерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.
Музыкальное исполнение.
- Жали мы, жали
Жали – пожинали,
Жнём молодые,
Серпы золотые.
Нива долговая
По стать широкая
По месяцу жали
Серпы поломали
В краю не бывали
Людей не видали.
VI. Закрепление.
- Самостоятельная работа.
VII. Итог урока.
Итак, ребята, вы познакомились с обрядовым фольклором.
- Какой обряд произвёл на вас впечатление и запомнился?
VIII. Домашнее задание: подготовить выступление “В чём краса и мудрость обрядовых песен?”
IX. Комментирование оценок.