И.С.Никитин. «Утро». Обучение анализу поэтического текста
1. Организационный момент
— Здравствуйте, садитесь. Я хочу сегодняшний урок, посвящённый поэзии, начать с поэтического пожелания Булата Окуджавы:
Я дарю тебе к светлому празднику множество
всяких странных вещей: звон нежданных звонков,
запах блюд, не сготовленных вовсе, и мужество
ни о чем не жалеть... и охапки цветов,
не проросших еще, ароматных и бархатных,
удивленье, надежду на добрую весть,
вид из окон (еще до сих пор не распахнутых)
на дорогу (которая, может быть, есть).
— А что бы вы хотели пожелать нам всем сегодня на уроке?
(Светлого настроения, умения увидеть необычное в обычном, хорошего дня, отличных оценок, доброго отношения друг к другу).
— Спасибо, ребята, ваши пожелания очень добрые и поэтичные. Пусть они сбудутся.
2. Постановка учебной задачи. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности
— Учитель читает эпиграф к уроку:
Верно, в том заключается искусство, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставлял трепетать лучшие струны моего сердца.
И. Бунин
— Эти добрые слова о поэте Иване Саввиче Никитине сказал знаменитый поэт и писатель Иван Бунин.
— Какие слова в этом высказывании кажутся вам самыми важными? Как они характеризуют поэта, со стихотворением которого нам предстоит познакомиться на уроке?
(Ученики: этот поэт пишет о природе, он заставляет почувствовать, что природа живая, он умеет своими стихами разбудить лучшее, что есть в сердце человека).
— Как вы думаете, что мы можем сегодня с вами узнать на уроке?
- биографию поэта;
- познакомиться с его стихотворением;
- узнать, как поэту удаётся показать природу живой;
- почувствовать настроение поэта.
— Вы правы, действительно, на уроках литературы, знакомясь именами великих писателей и поэтов, мы будем:
- узнавать факты биографии поэта;
- читать его стихи, и не просто читать, а выразительно и наизусть;
- постигать смысл этих стихотворений, в том числе и узнавать, как удаётся поэту создать образ «живой природы»;
- а также пробуждать в своей душе отклик на эти стихи, чтобы «затрепетали струны» наших сердец.
— Чтобы ничего сегодня не упустить важного на уроке, а у нас будет много нового и важного, я приготовила вам «маршрутные листы». Здесь обозначены этапы нашего урока, за каждый из которых вы можете получить отметку. Здесь есть таблица для работы со стихотворением Ивана Саввича Никитина «Утро» и само стихотворение, а также другие необходимые материалы, о которых я буду говорить поэтапно, чтобы мы не запутались. Итак, начнём.
3. Применение приобретённых ранее ЗУНов в новых условиях (ученическая презентация)
Первая остановка «Памяти сильного человека». Ваши одноклассники подготовили небольшую презентацию, которая расскажет вам о жизни замечательного поэта.
(Ученики демонстрируют маленькую презентацию о биографии поэта)
— Вы отлично справились, ребята. Слушать вас было очень интересно. А может, у ваших одноклассников остались вопросы?
4. Активизация внимания учащихся:
— А теперь вы, ребята, проверьте своих одноклассников, внимательно ли они вас слушали?
Первичное усвоение новых знаний и промежуточные результаты урока (учитель оценивает выступавших, а те в свою очередь ставят отметки в маршрутные листы наиболее активным одноклассникам)
5. Создание проблемной ситуации
Учитель: Переходим ко второму этапу «Знакомство со стихотворением «Утро»
Сегодня мы будем с вами читать и анализировать стихотворение И.С.Никитина «Утро». Стихотворение было написано в 1854 году. Сам поэт очень любил это стихотворение.
Давайте послушаем, как это стихотворение читают актёры:
- https://www.youtube.com/watch?v=GHDFOp7dZyA (использованы материалы фонохрестоматии к учебнику «Литература. 5 класс» В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин)
6. Активизация внимания. Обсуждение услышанного
— Понравилось ли вам актёрское исполнение? Какие картины возникали в вашем воображении во время чтения? (Сначала белый густой туман над рекой, камыши тонут в тумане, краски размытые, неяркие; потом появляется круг солнца, сначала солнце тоже в тумане, но потом оно поднимается выше, туман рассеивается, солнце отражается в капельках росы, краски ярче).
— Какие звуки природы вам слышались во время чтения? ( Сначала – почти полная тишина, только слышно изредка, как плеснула рыба в реке, но с восходом звуки меняются: слышно радостное пение птиц).
- Как вы думаете, как удалось актёру так выразительно прочитать это стихотворение?
- Любите ли вы читать стихи выразительно?
Давайте вспомним правила, по которым нужно выразительно читать стихи (эта памятка создавалась учащимися на одном из первых уроков литературы в 5 классе).
Памятка. Как научиться читать стихи выразительно
- Читая стихотворение, представляйте себе то, о чём говорит поэт, «рисуйте» картины, которые возникают в твоём воображении.
- Обязательно при первом чтении выясните значение всех незнакомых слов, проверьте по словарю правильную постановку ударения в них.
- Составьте «партитуру текста» этого стихотворения, используя принятые нами условные знаки
- Читая стихи, не торопитесь, чётко произносите каждое слово, не «проглатывайте» звуки и слова.
- Произносите стихи в два раза медленнее, чем говорите обычно: только так Вы сможете донести до слушателя каждую мысль поэта.
- Слушайте себя при чтении стихотворения вслух, смотрите на себя в зеркало.
- Постарайтесь при чтении передать своё настроение, свои мысли.
Активизация внимания:
— А есть ли у вас свои советы одноклассникам, которые желают научиться читать стихи выразительно? (читать стихотворение в хорошем настроении; представлять то, о чём читаешь; не «кричать»; постараться передать своё настроение с помощью интонации).
— Стихотворение, которое мы с вами прочитали и прослушали, вам понятно? Оно вам понравилось? (да, стихотворение красивое/ нет, я не люблю стихи о природе и т.д.)
Физкультминутка
7. Применение приобретённых ранее ЗУНов в новых условиях и первичное усвоение новых знаний
— А сейчас мы переходим к новому этапу урока – анализу стихотворения И.С.Никитина «Утро». Нам понадобятся цветные карандаши (фломастеры, текстовыделители)
Задания учителя |
Ответы и наблюдения учащихся |
О чём это стихотворение? |
О наступлении утра, о тумане и восходе солнца |
Объясните значение слов: лозняк, соха, пахарь |
Соха – орудие для вспахивания земли. |
Выпишите ключевые слова, которые показывают этапы наступления утра, передают картину рассвета |
Звёзды мёркнут,в огне облака, белый пар расстилается, алый цвет разливается, брызнет роса, тишь-безлюдье вокруг, восток всё горит-разгорается, лес улыбается, солнце встаёт, блестит, золотыми потоками хлынуло |
Найдите среди записанных слов те, которые передают краски наступающего утра. Дополните их другими красками и образами стихотворения. Объясните свой выбор. |
Звёзды мёркнут, белый пар, зеркальной воде, роса серебристая,в огне облака, восток горит-разгорается, солнце блестит, золотыми потоками хлынуло. |
На какие группы вы бы разделили эти слова? Объясните свой выбор. |
1 группа: Звёзды мёркнут, белыйпар,зеркальнойводе, роса серебристая (эти слова передают цветовую гамму утра до восхода солнца, краски размыты, поглощены туманом, всё неяркое, сероватое из-за тумана) |
Какие краски и звуки создают «настроение стихотворения? Объясните свой выбор. Какие художественные средства использует автор для создания красочной картины утра? |
Настроение создаётся яркими, «солнечными» красками: потоки золотые(эпитет), вода зеркальная (эпитет), в огне облака, восток горит-разгорается (метафора), алый(эпитет) свет разливается (метафора). Даже рисуя «туманную» картинку, поэт использует эпитеты, которые передают блеск и сияние: росасеребристая, водазеркальная. |
Сколько частей в стихотворении? Каким настроением проникнута каждая часть? |
1 часть – первые тринадцать строчек; они рисуют картну природа перед восходом солнца. Настроение спокойное, умиротворённое. |
Как в своём чтении актёр передаёт настроение каждой части? |
Первую часть актёр произносит тихим проникновенным голосом. |
Как поэт создаёт образ солнца?Какой художественный приём использует автор для создания образа солнца? |
Солнце «оживляется»: солнце «встаёт», «за морями ночлег свой покинуло», «золотыми потоками хлынуло». Здесь автор использует приём олтцетворения. |
В каких строках стихотворения мы слышим интонацию народной песни? Найдите в стихотворении эти строки и прочитайте вслух |
В стихотворении интонацию народной песни мы слышим в употреблении повторов (далеко-далеко, морщит-рябит, горит-разгорается), глаголов в устаревшей форме (скрылися, пробудилися), союза «да» вместо «и» («солнце да утро веселое»). |
При помощи каких изобразительно-выразительных средств языка Никитину удалось передать красоту утра? Объясните выбор автора. |
При помощи эпитетов: «чуткий камыш» (камыш чуткий, потому что он даже от самого маленького ветра шевелится, чувствует его. Наверное, его назвали чутким от слова «чуть». Чуть подует ветерок, а он уже колышется), «зеркальной воде» (водная гладь очень ровная, в ней, как в зеркале, отражается всё: лес, облака, камыш, восход солнца), «роса серебристая» (роса прозрачная, блестящая, в каждой капельке отражается туманное утро), «золотыми потоками» (золотые – яркие, блестящие, жёлтые с красным и оранжевым оттенком). |
Представьте себе, что вы находитесь на берегу озера. Какие звуки вы услышите в нарисованной автором поэтической картине? Какие эти звуки по настроению? |
Свист утиных крыльев, шелест камыша, звон колокольчиков (стадо выгнали), топот лошадиных копыт, пение птиц, песню пахаря. |
Иван Саввич Никитин рисует в своём стихотворении простую и радостную картину. Даже тяжёлая работа пахаря предстаёт в произведении жизнерадостно. А какая деталь говорит нам об этом? |
«Едет пахарь с сохой, едет – песню поёт; по плечу молодцу всё тяжёлое» |
Можно ли узнать из стихотворения что-то об авторе? Легко ли ему жилось? |
Нет, трудно жилось. Он пишет: «Не боли ты, душа, отдохни от забот». Что-то было у него в жизни тяжелое, видно, что он страдал. |
Какое настроение во второй части стихотворения? |
Настроение бодрое, светлое. Автор, несмотря на все печали и тяготы жини, рад наступлению нового дня, он заканчивает своё произведение не жалобой на тяжкую жизнь, а приветствием всему живому. |
Что означают последние строки: «Здравствуй, солнце да утро весёлоё!» |
Эти строки означают: «Здравствуй, жизнь! Ты прекрасна, несмотря ни на что». |
Как вы понимаете смысл названия стихотворения «Утро»? |
Утро – начало нового дня, ожидание чего-то неизведанного; утро – сама жизнь. |
Заполнение таблицы может сопровождаться уточняющими вопросами учителя к учащимся и детей к учителю.
— Стало ли это стихотворении вам интереснее? Какие эмоции вы постараетесь передать при выразительном чтении этого стихотворения?
— Попробуйте, опираясь на свои записи, рассказать о своём понимании этого стихотворения. Составьте связный рассказ-анализ стихотворения.
8. Этап первичной проверки понимания изученного
После рассказов о стихотворении учащиеся завершают работу с «маршрутными листами»: заполняют строку с самооценкой и сдают их на проверку учителю.
Домашнее задание:
- Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения Никитина «Утро»;
- Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», подготовьте его выразительное чтение.
- Проведите сравнительный анализ этого стихотворения со стихотворения Никитина «Утро» (записи наблюдений делайте в черновике).
Маршрутный лист урока литературы ученика(цы)_______________
Тема урока ____________________
I. «Памяти сильного человека»
1. В каком городе родился Иван Саввич Никитин?_________________________________
2. В каком учебном заведении учился будущий поэт?_______________________________
3. Почему ему пришлось бросить семинарию?_____________________________________
4. Как пополнил Иван Саввич багаж своих знаний?________________________________
5. Какое знаменитое учреждение открыл Никитин в своём городе?____________________
II. Знакомство со стихотворением Никитина И.С. «Утро»
Оценка исполнения декламации стихов
1. Понравилось ли вам актёрское исполнение? |
|
2. Какие картины возникали в вашем воображении во время чтения? |
|
3. Какие звуки природы вам слышались во время чтения? |
|
4. Как вы думаете, как удалось актёру так выразительно прочитать это стихотворение? |
|
III. Анализ стихотворения И.С. Никитина «Утро»
Задания учителя | Ответы и наблюдения учащихся |
О чём это стихотворение? |
|
Объясните значение слов: лозняк, соха, пахарь |
|
Выпишите ключевые слова, которые показывают этапы наступления утра, передают картину рассвета |
|
Найдите среди записанных слов те, которые передают краски наступающего утра. Дополните их другими красками и образами стихотворения. Объясните свой выбор. |
|
На какие группы вы бы разделили эти слова? Объясните свой выбор. |
|
Какие краски и звуки создают «настроение стихотворения? Объясните свой выбор. Какие художественные средства использует автор для создания красочной картины утра? |
|
Сколько частей в стихотворении? Каким настроением проникнута каждая часть? |
|
Как в своём чтении актёр передаёт настроение каждой части? |
|
Как поэт создаёт образ солнца?Какой художественный приём использует автор для создания образа солнца? |
|
В каких строках стихотворения мы слышим интонацию народной песни? Найдите в стихотворении эти строки и прочитайте вслух |
|
При помощи каких изобразительно-выразительных средств языка Никитину удалось передать красоту утра? Объясните выбор автора. |
|
Представьте себе, что вы находитесь на берегу озера. Какие звуки вы услышите в нарисованной автором поэтической картине? Какие эти звуки по настроению? |
|
Иван Саввич Никитин рисует в своём стихотворении простую и радостную картину. Даже тяжёлая работа пахаря предстаёт в произведении жизнерадостно. А какая деталь говорит нам об этом? |
|
Можно ли узнать из стихотворения что-то об авторе? Легко ли ему жилось? |
|
Какое настроение во второй части стихотворения? |
|
Что означают последние строки: «Здравствуй, солнце да утро весёлоё!» |
|
Как вы понимаете смысл названия стихотворения «Утро»? |
|
Моя отметка за урок __________________
Оцените урок, подчеркнув одну из строк:
1) было интересно и всё понятно;
2) было интересно, сложно и не всё понятно;
3) было сложно и непонятно.
Памятка. Как научиться читать стихи выразительно
- Читая стихотворение, представляйте себе то, о чём говорит поэт, «рисуйте» картины, которые возникают в твоём воображении.
- Обязательно при первом чтении выясните значение всех незнакомых слов, проверьте по словарю правильную постановку ударения в них.
- Составьте «партитуру текста» этого стихотворения, используя принятые нами условные знаки
- Читая стихи, не торопитесь, чётко произносите каждое слово, не «проглатывайте» звуки и слова.
- Произносите стихи в два раза медленнее, чем говорите обычно: только так Вы сможете донести до слушателя каждую мысль поэта.
- Слушайте себя при чтении стихотворения вслух, смотрите на себя в зеркало.
- Постарайтесь при чтении передать своё настроение, свои мысли.
Иван Никитин. Утро
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
1854 г.