Обучение анализу поэтического текста в 5-м классе

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: анализ стихотворения, анализ поэтического текста, И.С.Никитин «Утро»


И.С.Никитин. «Утро». Обучение анализу поэтического текста

1. Организационный момент

— Здравствуйте, садитесь. Я хочу сегодняшний урок, посвящённый поэзии, начать с поэтического пожелания Булата Окуджавы:

Я дарю тебе к светлому празднику множество
всяких странных вещей: звон нежданных звонков,
запах блюд, не сготовленных вовсе, и мужество
ни о чем не жалеть... и охапки цветов,
не проросших еще, ароматных и бархатных,
удивленье, надежду на добрую весть,
вид из окон (еще до сих пор не распахнутых)
на дорогу (которая, может быть, есть).

— А что бы вы хотели пожелать нам всем сегодня на уроке?

(Светлого настроения, умения увидеть необычное в обычном, хорошего дня, отличных оценок, доброго отношения друг к другу).

— Спасибо, ребята, ваши пожелания очень добрые и поэтичные. Пусть они сбудутся.

2. Постановка учебной задачи. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности

— Учитель читает эпиграф к уроку:

Верно, в том заключается искусство, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставлял трепетать лучшие струны моего сердца.
И. Бунин

— Эти добрые слова о поэте Иване Саввиче Никитине сказал знаменитый поэт и писатель Иван Бунин.

— Какие слова в этом высказывании кажутся вам самыми важными? Как они характеризуют поэта, со стихотворением которого нам предстоит познакомиться на уроке?

(Ученики: этот поэт пишет о природе, он заставляет почувствовать, что природа живая, он умеет своими стихами разбудить лучшее, что есть в сердце человека).

— Как вы думаете, что мы можем сегодня с вами узнать на уроке?

  • биографию поэта;
  • познакомиться с его стихотворением;
  • узнать, как поэту удаётся показать природу живой;
  • почувствовать настроение поэта.

— Вы правы, действительно, на уроках литературы, знакомясь именами великих писателей и поэтов, мы будем:

  • узнавать факты биографии поэта;
  • читать его стихи, и не просто читать, а выразительно и наизусть;
  • постигать смысл этих стихотворений, в том числе и узнавать, как удаётся поэту создать образ «живой природы»;
  • а также пробуждать в своей душе отклик на эти стихи, чтобы «затрепетали струны» наших сердец.

— Чтобы ничего сегодня не упустить важного на уроке, а у нас будет много нового и важного, я приготовила вам «маршрутные листы». Здесь обозначены этапы нашего урока, за каждый из которых вы можете получить отметку. Здесь есть таблица для работы со стихотворением Ивана Саввича Никитина «Утро» и само стихотворение, а также другие необходимые материалы, о которых я буду говорить поэтапно, чтобы мы не запутались. Итак, начнём.

3. Применение приобретённых ранее ЗУНов в новых условиях (ученическая презентация)

Первая остановка «Памяти сильного человека». Ваши одноклассники подготовили небольшую презентацию, которая расскажет вам о жизни замечательного поэта.

(Ученики демонстрируют маленькую презентацию о биографии поэта)

— Вы отлично справились, ребята. Слушать вас было очень интересно. А может, у ваших одноклассников остались вопросы?

4. Активизация внимания учащихся:

— А теперь вы, ребята, проверьте своих одноклассников, внимательно ли они вас слушали?

Первичное усвоение новых знаний и промежуточные результаты урока (учитель оценивает выступавших, а те в свою очередь ставят отметки в маршрутные листы наиболее активным одноклассникам)

5. Создание проблемной ситуации

Учитель: Переходим ко второму этапу «Знакомство со стихотворением «Утро»

Сегодня мы будем с вами читать и анализировать стихотворение И.С.Никитина «Утро». Стихотворение было написано в 1854 году. Сам поэт очень любил это стихотворение.

Давайте послушаем, как это стихотворение читают актёры:

  • https://www.youtube.com/watch?v=GHDFOp7dZyA (использованы материалы фонохрестоматии к учебнику «Литература. 5 класс» В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин)

6. Активизация внимания. Обсуждение услышанного

— Понравилось ли вам актёрское исполнение? Какие картины возникали в вашем воображении во время чтения? (Сначала белый густой туман над рекой, камыши тонут в тумане, краски размытые, неяркие; потом появляется круг солнца, сначала солнце тоже в тумане, но потом оно поднимается выше, туман рассеивается, солнце отражается в капельках росы, краски ярче).

— Какие звуки природы вам слышались во время чтения? ( Сначала – почти полная тишина, только слышно изредка, как плеснула рыба в реке, но с восходом звуки меняются: слышно радостное пение птиц).

  • Как вы думаете, как удалось актёру так выразительно прочитать это стихотворение?
  • Любите ли вы читать стихи выразительно?

Давайте вспомним правила, по которым нужно выразительно читать стихи (эта памятка создавалась учащимися на одном из первых уроков литературы в 5 классе).

Памятка. Как научиться читать стихи выразительно

  1. Читая стихотворение, представляйте себе то, о чём говорит поэт, «рисуйте» картины, которые возникают в твоём воображении.
  2. Обязательно при первом чтении выясните значение всех незнакомых слов, проверьте по словарю правильную постановку ударения в них.
  3. Составьте «партитуру текста» этого стихотворения, используя принятые нами условные знаки
  4. Читая стихи, не торопитесь, чётко произносите каждое слово, не «проглатывайте» звуки и слова.
  5. Произносите стихи в два раза медленнее, чем говорите обычно: только так Вы сможете донести до слушателя каждую мысль поэта.
  6. Слушайте себя при чтении стихотворения вслух, смотрите на себя в зеркало.
  7. Постарайтесь при чтении передать своё настроение, свои мысли.

Активизация внимания:

— А есть ли у вас свои советы одноклассникам, которые желают научиться читать стихи выразительно? (читать стихотворение в хорошем настроении; представлять то, о чём читаешь; не «кричать»; постараться передать своё настроение с помощью интонации).

— Стихотворение, которое мы с вами прочитали и прослушали, вам понятно? Оно вам понравилось? (да, стихотворение красивое/ нет, я не люблю стихи о природе и т.д.)

Физкультминутка

7. Применение приобретённых ранее ЗУНов в новых условиях и первичное усвоение новых знаний

— А сейчас мы переходим к новому этапу урока – анализу стихотворения И.С.Никитина «Утро». Нам понадобятся цветные карандаши (фломастеры, текстовыделители)

Задания учителя

Ответы и наблюдения учащихся

О чём это стихотворение?

О наступлении утра, о тумане и восходе солнца

Объясните значение слов: лозняк, соха, пахарь

Соха – орудие для вспахивания земли.
Лозняк – ивняк, ивовый кустарник.
Пахарь – тот, кто пашет землю.

Выпишите ключевые слова, которые показывают этапы наступления утра, передают картину рассвета

Звёзды мёркнут,в огне облака, белый пар расстилается, алый цвет разливается, брызнет роса, тишь-безлюдье вокруг, восток всё горит-разгорается, лес улыбается, солнце встаёт, блестит, золотыми потоками хлынуло

Найдите среди записанных слов те, которые передают краски наступающего утра. Дополните их другими красками и образами стихотворения. Объясните свой выбор.

Звёзды мёркнут, белый пар, зеркальной воде, роса серебристая,в огне облака, восток горит-разгорается, солнце блестит, золотыми потоками хлынуло.

На какие группы вы бы разделили эти слова? Объясните свой выбор.

1 группа: Звёзды мёркнут, белыйпар,зеркальнойводе, роса серебристая (эти слова передают цветовую гамму утра до восхода солнца, краски размыты, поглощены туманом, всё неяркое, сероватое из-за тумана)
2 группа:в огне облака, восток горит-разгорается, солнце блестит, золотымипотоками хлынуло (здесь автор описывает восход солнца, поэтому краски яркие, «огненные»- алые, золотисто-оранжевые,  блестящие).

Какие краски и звуки создают «настроение стихотворения? Объясните свой выбор. Какие художественные средства использует автор для создания красочной картины утра?

Настроение создаётся яркими, «солнечными» красками: потоки золотые(эпитет), вода зеркальная (эпитет), в огне облака, восток горит-разгорается (метафора), алый(эпитет) свет разливается (метафора). Даже рисуя «туманную» картинку, поэт использует эпитеты, которые передают блеск и сияние: росасеребристая, водазеркальная.
«Звуки» стихотворения тоже звонкие, яркие: поютптички, звенитколокольчик
Стихотворение создаёт радостное, бодрое настроение.

Сколько частей в стихотворении? Каким настроением проникнута каждая часть?

1 часть – первые тринадцать строчек; они рисуют картну природа перед восходом солнца. Настроение спокойное, умиротворённое.
2 часть – последние одиннадцать строчек, которые рисуют восход солнца. Настроение радостное, бодрое, восторженное.

Как в своём чтении актёр передаёт настроение каждой части?

Первую часть актёр произносит тихим проникновенным голосом.
Вторая часть в исполнении актёра звучит звонко, радостно.

Как поэт создаёт образ солнца?Какой художественный приём использует автор для создания образа солнца?

Солнце «оживляется»: солнце «встаёт», «за морями ночлег свой покинуло», «золотыми потоками хлынуло». Здесь автор использует приём олтцетворения.

В каких строках стихотворения мы слышим интонацию народной песни? Найдите в стихотворении эти строки и прочитайте вслух

В стихотворении интонацию народной песни мы слышим в  употреблении повторов (далеко-далеко, морщит-рябит, горит-разгорается), глаголов в устаревшей форме (скрылися, пробудилися), союза «да» вместо «и» («солнце да утро веселое»).

При помощи каких изобразительно-выразительных средств языка Никитину удалось передать красоту утра? Объясните выбор автора.

При помощи эпитетов: «чуткий камыш» (камыш чуткий, потому что он даже от самого маленького ветра шевелится, чувствует его. Наверное, его назвали чутким от слова «чуть». Чуть подует ветерок, а он уже колышется), «зеркальной воде» (водная гладь очень ровная, в ней, как в зеркале, отражается всё: лес, облака, камыш, восход солнца), «роса серебристая» (роса прозрачная, блестящая, в каждой капельке отражается туманное утро), «золотыми потоками» (золотые – яркие, блестящие, жёлтые с красным и оранжевым оттенком).
При помощи олицетворения: «дремлет чуткий камыш», «лес улыбается», «солнце ночлег свой покинуло» (олицетворения помогают показать природу живой, чувствующей).
При помощи метафор: «в огне облака», «восток горит - разгорается», «по кудрям лозняка».

Представьте себе, что вы находитесь на берегу озера. Какие звуки вы услышите в нарисованной автором поэтической картине? Какие эти звуки по настроению?

Свист утиных крыльев, шелест камыша, звон колокольчиков (стадо выгнали), топот лошадиных копыт, пение птиц, песню пахаря.
Это бодрые, радостные звуки, ведь они передают начало нового солнечного дня, свежесть утра

Иван Саввич Никитин рисует в своём стихотворении простую и радостную картину. Даже тяжёлая работа пахаря предстаёт в произведении жизнерадостно. А какая деталь говорит нам об этом?

«Едет пахарь с сохой, едет – песню поёт; по плечу молодцу всё тяжёлое»

Можно ли узнать из стихотворения что-то об авторе? Легко ли ему жилось?

Нет, трудно жилось. Он пишет: «Не боли ты, душа, отдохни от забот». Что-то было у него в жизни тяжелое, видно, что он страдал.

Какое настроение во второй части стихотворения?

Настроение бодрое, светлое. Автор, несмотря на все печали и тяготы жини, рад наступлению нового дня, он заканчивает своё произведение не жалобой на тяжкую жизнь, а приветствием всему живому.

Что означают последние строки: «Здравствуй, солнце да утро весёлоё!»

Эти строки означают: «Здравствуй, жизнь! Ты прекрасна, несмотря ни на что».

Как вы понимаете смысл названия стихотворения «Утро»?

Утро – начало нового дня, ожидание чего-то неизведанного; утро – сама жизнь.

Заполнение таблицы может сопровождаться уточняющими вопросами учителя к учащимся и детей к учителю.

— Стало ли это стихотворении вам интереснее? Какие эмоции вы постараетесь передать при выразительном чтении этого стихотворения?

— Попробуйте, опираясь на свои записи, рассказать о своём понимании этого стихотворения. Составьте связный рассказ-анализ стихотворения.

8. Этап первичной проверки понимания изученного

После рассказов о стихотворении учащиеся завершают работу с «маршрутными листами»: заполняют строку с самооценкой  и сдают их на проверку учителю.

Домашнее задание:

  • Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения Никитина «Утро»;
  • Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», подготовьте его выразительное чтение.
  • Проведите сравнительный анализ этого стихотворения со стихотворения Никитина «Утро» (записи наблюдений делайте в черновике).

Маршрутный лист урока литературы ученика(цы)_______________

Тема урока ____________________

I. «Памяти сильного человека»

1. В каком городе родился Иван Саввич Никитин?_________________________________

2. В каком учебном заведении учился будущий поэт?_______________________________

3. Почему ему пришлось бросить семинарию?_____________________________________

4. Как пополнил Иван Саввич багаж своих знаний?________________________________

5. Какое знаменитое учреждение открыл Никитин в своём городе?____________________

II. Знакомство со стихотворением Никитина И.С. «Утро»

Оценка исполнения декламации стихов

1. Понравилось ли вам актёрское исполнение?

 

2. Какие картины возникали в вашем воображении во время чтения?

 

3. Какие звуки природы вам слышались во время чтения?

 

4. Как вы думаете, как удалось актёру так выразительно прочитать это стихотворение?

 

III. Анализ стихотворения И.С. Никитина «Утро»

Задания учителя

Ответы и наблюдения учащихся

О чём это стихотворение?

 

Объясните значение слов: лозняк, соха, пахарь

 

Выпишите ключевые слова, которые показывают этапы наступления утра, передают картину рассвета

 

Найдите среди записанных слов те, которые передают краски наступающего утра. Дополните их другими красками и образами стихотворения. Объясните свой выбор.

 

На какие группы вы бы разделили эти слова? Объясните свой выбор.

 

Какие краски и звуки создают «настроение стихотворения? Объясните свой выбор. Какие художественные средства использует автор для создания красочной картины утра?

 

Сколько частей в стихотворении? Каким настроением проникнута каждая часть?

 

Как в своём чтении актёр передаёт настроение каждой части?

 

Как поэт создаёт образ солнца?Какой художественный приём использует автор для создания образа солнца?

 

В каких строках стихотворения мы слышим интонацию народной песни? Найдите в стихотворении эти строки и прочитайте вслух

 

При помощи каких изобразительно-выразительных средств языка Никитину удалось передать красоту утра? Объясните выбор автора.

 

Представьте себе, что вы находитесь на берегу озера. Какие звуки вы услышите в нарисованной автором поэтической картине? Какие эти звуки по настроению?

 

Иван Саввич Никитин рисует в своём стихотворении простую и радостную картину. Даже тяжёлая работа пахаря предстаёт в произведении жизнерадостно. А какая деталь говорит нам об этом?

 

Можно ли узнать из стихотворения что-то об авторе? Легко ли ему жилось?

 

Какое настроение во второй части стихотворения?

 

Что означают последние строки: «Здравствуй, солнце да утро весёлоё!»

 

Как вы понимаете смысл названия стихотворения «Утро»?

 

Моя отметка за урок __________________

Оцените урок, подчеркнув одну из строк:

1) было интересно и всё понятно;

2) было интересно, сложно и не всё понятно;

3) было сложно и непонятно.

Памятка. Как научиться читать стихи выразительно

  1. Читая стихотворение, представляйте себе то, о чём говорит поэт, «рисуйте» картины, которые возникают в твоём воображении.
  2. Обязательно при первом чтении выясните значение всех незнакомых слов, проверьте по словарю правильную постановку ударения в них.
  3. Составьте «партитуру текста» этого стихотворения, используя принятые нами условные знаки
  4. Читая стихи, не торопитесь, чётко произносите каждое слово, не «проглатывайте» звуки и слова.
  5. Произносите стихи в два раза медленнее, чем говорите обычно: только так Вы сможете донести до слушателя каждую мысль поэта.
  6. Слушайте себя при чтении стихотворения вслух, смотрите на себя в зеркало.
  7. Постарайтесь при чтении передать своё настроение, свои мысли.

Иван Никитин. Утро

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
1854 г.

Технологическая карта урока