Оформление доски
Урок является продолжением цикла уроков по внеклассному чтению произведений современной литературы зарубежных авторов (вспомнить, о чем рассказывается в уже рассмотренных произведениях: «Всё из-за мистера Террапта» – дети сплотились из-за несчастья, произошедшего с их учителем; «Я в замке король» – трагическая история Чарльза Киншоу, который не сумел противостоять ненависти и жестокости; «Остров в море» – история еврейских беженок в Швеции и др. Список определяется учителем).
Прочитанные книги – это истории о детях, о сверстниках, о том, с какими трудностями они сталкиваются и как им удаётся их преодолевать.
И вот новый герой: «Мне 10 лет, но я не того пола. Джас подходящего пола, но не того возраста, а Роза и возраста подходящего, и того пола. Но она мёртвая».
О ком из героев идет речь? – это Джеймс (Джейми) Мютьюз. О его истории поговорим, обсудив книгу Аннабель Питчер «Моя сестра живет на каминной полке».
Сначала вспомним о содержании произведения. На доске записаны слова. Укажите, с какими героями и эпизодами связаны эти слова.
Атака – во время террористической атаки в Лондоне (бомбы в мусорных баках) погибает Роза, сестра Джейми и близняшка второй сестры Джас.
«Святое» – всё, что связано с Розой, – её вещи, игрушки, рисунки, комната – для мамы и папы.
Слёзы – Джейми 5 лет не плакал после смерти Розы. Он заплакал только после смерти Роджера.
Роджер – раньше это был кот Розы, сейчас Джейми. Самое близкое герою существо. Погиб под колесами. Похоронен в саду. Сунья наделила его волшебной способностью в полночь выходить из могилы и играть, ловить мышей.
Волосы – Джас красит волосы в розовый цвет, так как не хочет быть копией Розы. У Лео, друга Джас, зеленые волосы. Сунья прячет волосы под хиджабом.
Человек-паук – любимый киногерой Джейми. Футболка с его изображением (якобы подарок матери, но на самом деле – Джас).
Хиджаб – головной убор мусульманок. Сунья носит его. В финале в знак «дружбы до гроба» снимает его перед Джейми. В одном из эпизодов ребята в школе хотели его сдернуть, но Джейми заступился.
Сочинение – в школе всё время надо было писать сочинения про семью, а Джейми писал про Розу как про живую – придумывал.
Кольцо – Сунья называла себя Чудо-девушкой и смастерила два кольца в знак дружбы и братства с Джейми.
Конкурс – британский конкурс талантов, на который Джейми послал заявку. Джас пела, он танцевал. Её взяли во второй тур, но она отказалась участвовать без брата.
Даже по беглому обращению к содержанию ясно, что книга заставляет о многом задуматься. О чём? Найдем ответ на этот вопрос, составив интеллект-карту. (Как делать интеллект карту см. Приложение 1; пример интеллект карты по произведению «Моя сестра живет на каминной полке» см.Приложение 2).
Ключевые вопросы (записи краткие, ответы развёрнутые) при составлении интеллект-карты:
Что происходит в жизни Джейми? (Рассказать о семье и о школе).
Семья.
Роза – погибла. Мама – бросила семью, не дает о себе знать. Папа – погрузился в пьянство, не замечает «живых» детей. Джас – единственная, кто поддерживает Джейми (пирог, подарок, помогает со школой, конкурс, футбол). Роджер – кот, который просто так, ни за что, любит Джейми.
Сделайте вывод о жизни Джейми в семье (самостоятельно 1-2 предложения, запись с обратной стороны карты).
Школа.
Учительница – равнодушная, задаёт только сочинения, которые никто не хочет писать. Беспокоится только об инспекции, не замечает проблем среди детей; не прочитала личное дело Джейми и даже не знает, что сестру Джейми «убили мусульмане».
Дэниэл и другие ребята – враждебно настроены, не терпят детей, не похожих на других (история с воровством, избиение, издевательста над Суньей).
Сунья – единственный друг. Добрая, отзывчивая, изобретательная, готовая помочь (см. Чудо-девушка, кольца, «месть» Дэниэлу, приглашение в гости; сочинения-фантазии, утешение после смерти Роджера).
Но можно ли сказать, что отношения Джейми с Суньей складываются безоблачно? Нет. Джейми иногда тоже обижал Сунью своим равнодушием, так как считал, что раз мусульмане убили его сестру, то он не должен дружить с мусульманкой. Он пытался в этом вопросе придерживаться мнения отца, пока не понял, что Сунья – настоящий друг. Тогда он защитил её от нападок Дэниэла («Отвали от неё!» – см. финал).
Сделайте вывод о том, каково Джейми было в школе (самостоятельно 1-2 предложения, запись с обратной стороны карты).
Итак, в такой непростой ситуации оказывается 10-летний Джейми. Даёт ли автор ответ, где из неё искать выход? Да.
Во-первых, очень важна любовь и поддержка семьи (заполнение интеллект-карты).
– См. выступление брата и сестры на конкурсе. Джас не бросила брата. Важны слова песни: «Ты улыбнёшься, и дух мой взлетает. Сила твоя меня окрыляет. В небе парю я змеем воздушным. Птицей свободной, хотя и недужной. Стану я лучше, если ты любишь…»
– Даже папа стал «стараться» не пить.
Во-вторых, настоящие друзья всегда поддержат (заполнение интеллект-карты).
– Сунья в момент похорон Роджера.
– Она снимает ради Джейми хиджаб.
– Он ради неё дерется с Дэниэлом (за это ребята даже позвали его в футбольную команду).
Дружба и друзья делают сильными!
В-третьих, люди должны уметь сочувствовать, сострадать друг другу, а значит, и помогать. Равнодушие страшно. Если помочь другому, то поможешь и себе.
Сделаем выводы. О чем я задумался, прочитав эту книгу? (Напишите самостоятельно не меньше 3-х пунктов). Примерные выводы вывешиваются на доску (см. Приложение 3):
- В трудные минуты очень важна поддержка близких и родных людей.
- Дружба и друзья придают нам силы.
- Нельзя оценивать человека по цвету кожи и вероисповеданию.
- Умение сострадать – очень важное качество личности человека.
- Другое, что предложат учащиеся.
Подведение итогов. Рекомендации по дальнейшему чтению.
Обязательно прочитайте книгу Аннабель Питчер «Моя сестра живет на каминной полке»!