Цель урока: сформировать благодарное отношение к безымянному солдатскому подвигу.
Задачи:
- пробудить ощущение единства и взаимосвязи людей разных поколений, жителей разных уголков земли, человека, природы;
- побудить детей к выражению красивых чувств через красивые действия, поступки;
- сформировать глубокое восприятие художественного текста через освоение анализа эпического произведения;
- продолжить освоение навыков анализа текста;
- развивать умение работать в технологии “Чтение с остановками”;
- развивать умение анализировать и обобщать изученный материал в виде синквейна (или эссе);
- учить на практике применять таблицу- синтез;
- развивать умение работать в разноуровневых группах.
Ход урока
1 стадия – вызов.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами обратимся к творчеству замечательного русского писателя – Виктора Петровича Астафьева и познакомимся с его произведением. Тема нашего сегодняшнего урока звучит следующим образом: “Обретение нравственных ценностей в рассказе В.П.Астафьева “Вербное воскресенье”. (1 слайд)
Мы уже немного знакомы с творчеством Виктора Петровича. Его рассказы мы читали и в 5, и в 6, и в 7 классе. Вспомните их название: “Конь с розовой гривой”, “Родные березы”, “Васюткино озеро”.
Спасибо, хорошо. К творчеству Астафьева мы с вами будем обращаться и следующих классах ( посмотрите, на слайде -2- представлены названия лишь некоторых произведений Виктора Петровича), и я надеюсь, что не только в школе, но и во внешкольной жизни вам также будет интересен этой удивительный писатель. И прежде всего потому, что он поднимает очень важные для нас с вами вопросы: он говорит о становлении человека, об его отношении к родной природе, поднимает военную тему. Посмотрите на экран – слайд 3. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку можно взять слова самого писателя: “Едва ли нынче возможно спасти русского человека посредством слова, но утешить этим словом можно, поговорив с ним по душам, хотя бы на минуту приостановившись в этом житейском бедламе, вспомнив о себе, а значит, и о нем.” И сегодня мы постараемся проникнуть в тайну слова Виктора Петровича Астафьева; (слайд 3) , работая и в группах, и индивидуально мы:
- проанализируем его рассказ;
- поработаем в технологии “Чтение с остановками”;
- для анализа текста применим таблицу-синтез;
- обобщим полученный материал в виде синквейна (или эссе).
Итак, сегодня мы с вами познакомимся с небольшим рассказом, а правильнее сказать, миниатюрой, (именно так сам автор определяет жанр своего произведения), и эта миниатюра называется “Вербное воскресенье” и входит в книгу, которую Астафьев писал всю свою жизнь. Эта книга называется “Затеси”.
Ребята, вы знаете, что такое затеси? (Ответ: затеси – это зарубки, которые делают в лесу на деревьях, чтобы не заблудиться)
Верно, Затеси, сделанные Астафьевым, помогают читателям не заблудиться на жизненном пути, не сбиться с правильной дороги.
Итак, название рассказа “Вербное воскресенье”(5 слайд).
Какие ассоциации у вас вызывает такое название? Построим кластер (на ватмане).
Итак, ребята, вы совершенно правильно сказали, что Вербное воскресенье – это праздник. Вспомним, что это за праздник. (слайд 6).
За неделю до Пасхи празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением.
2 стадия - осмысление.
Ну, а теперь обратимся к тексту.
(Раздать первый отрывок (слайд 7) прочесть вслух 1 отрывок, ребята выделяют ключевые слова в тексте)
1 отрывок: “Каждую весну, когда в лесу засинеет снег, вспучатся речки и появятся первые проталины, начинает выстреливать мохнатыми шишечками веснянка-верба. И этот первый привет расцветающей земли…”
Итак, верны ли наши предположения, отраженные в кластере? (Ответ: да, в тексте говорится о весне, вербе)
Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше?(Ответы, предположения…)
Прежде, чем познакомиться со следующим отрывком, я прошу зафиксировать для себя последнее словосочетание “ привет расцветающей земли”, и далее, работая с текстом и с таблицей (слайд 8) найти подтверждение или опровержение наших предположений. В третьем столбике, как обычно, вы записываете свои мысли, выводы.
2 отрывок:
“…в вербное воскресенье люди несут на кладбище близким своим и прикрепляют венки к крестам, звездам, обелискам.
Кладбище уральского городка, в котором я прожил много лет, расположено на крутой и голой горе. Почва здесь неприютная, каменистая, и потому на кладбище мало растительности. Есть только крючковатые приземистые пихтачи, обожженные ветрами, да взлелеянные памятливыми людьми липки и несколько березок. Зато всюду на могилах железные памятники и оградки. И уже по этому можно заключить, что в городе живут металлурги. Среди множества захороненных на кладбище людей закопан и кусочек металла.
В войну мастер мартеновского цеха упал в шестидесятитонный ковш с металлом. По древнему обычаю железоделателей, полагалось весь этот ковш вылить и схоронить, но шла война, и стране очень нужен был металл.
Тогда почерпнули из огромного ковша маленький ковшичек стали и унесли на кладбище.
Были здесь и такие могилы, возле которых люди опускали глаза и проходили быстро, виновато. Завалившиеся холмики, и над ними десятка два наспех сколоченных из досок и фанеры пирамидок и ни одного деревца. Только несколько диких кустов шиповника ершились на этих могилах. В июне они роняли сморщенные лепестки цветов на вымытый дождем камешник.
Но однажды пришли школьники, комсомольцы, бывшие фронтовики и…”
(Возможный вариант таблицы)
Подтверждение |
Опровержение |
Мысли |
Крутой Голой Неприютная Каменистая Приземистые Крючковатые Обожженные Могилы Металл Кладбище Завалившиеся Ершились сморщенные |
Взлелеянный | Природа как калека. Болеет, страдает. Нет никакого расцвета земли. |
Хорошо, что мы с вами запишем в наш кластер? (н-р, “искалеченная природа”)
Прежде, чем перейти к 3 части, ваши предположения (…..).
(Раздать 3 отрывок, продолжаем работать с табицей-синтез, слайд 9).
3 отрывок.
“…. убрали жалкие пирамиды и сделали братскую могилу тем, кто умер от ран в госпиталях этого города. Местный скульптор-самоучка слепил из глины памятник, и местные же заводские рабочие, всю жизнь варившие только чугун и сталь, своеручно сделали форму и отлили из чугуна фигуру солдата.
Он стоял, горестно насупив брови, с каской в руке. На спине у него топорщился не то вещмешок, не то плащ-палатка. Он был неуклюжий, этот чугунный солдат. Но сработан от всего сердца, и потому приняли его как родного, не замечая корявин. А принимали его не по акту. Наши женщины считают, что неоплаканная могила бывает только у сирот. Ну а всякий человек хочет, чтобы его родные даже после смерти не были одинокими. Усталые от выплаканных слез, прижимая платки к глазам, женщины покидали кладбище. Но вот одна из них свернула к чугунному бойцу, ….”
(Возможный вариант таблицы)
Ключевые слова | Слова-настроения | Мысли |
Братская могила Памятник Солдат Как родной Неоплаканная Могила Сирота выплаканные |
Горестно Насупив Топорщился Неуклюжий От всего сердца Не замечая корявины Не одинокие Выплаканные слезы |
Ощущение горести, неуклюжести. Памятник гармонирует с миром природы, всё также коряво, отсутствуют живые краски, много металла, земля – неживая. |
Появляется ряд слов братская – как родной, который исключает сиротство, антитеза: неоплаканные – выплаканы. | Не о природе, о том, что сделано руками человеческими, но также неуклюже и коряво. | Т.е. ничего кардинально не меняется, но появляется “родство”, сердце, слезы. |
Что добавим в кластер? (работа с кластером)
О чем может идти речь в четвертом отрывке?
Ваши предположения? (варианты ответов).
4 отрывок.
“… положила у подножия памятника несколько веточек вербы и тихо сказала: — Неоплаканные, неоцелованные вы, сыночки, и жестка-то вам могила сиротская. Где же это ваши матери-страдалицы? — Она замолкла на минуту, и по лицу ее сыпанули слезы. — Ведают ли, знают ли они: где ваш приют последний? Могила моего Степанушки в болгарской стороне. Пусть матери тамошние умягчат ему землю слезою своею, а я вас, милые, оболью, омою слезьми вдовьими...
К голосу этой женщины присоединился второй:
— Где ты, где ты похоронен, сокол ненаглядный, Пантелей ты мой Иванович? Есть ли у тебя могилка, у любезного? Мягка ли тебе матерь-земля?..
— Чьи вы, деточки, чьи вы? — уже спрашивал третий голос. — А не видали ли вы сыночка мово? Не встречали ли его в битве с ворогом? Улетел, спокинул меня, горемышную, и не знаю-то я о нем малой весточки...
Оградка, посреди которой стоял неуклюжий и всем родной человек, все заполнялась. Рос ворох верб возле памятника. Не осталось уже места в оградке, и тогда женщины начали становиться возле нее на колени, и кланялись земле, и целовали ее мокрыми от слез губами, чтобы мягче и ласковей она была."
Работаем со следующим отрывком, заполняем таблицу. Немного изменим таблицу: в третий столбик записываем ключевые слова из речи женщины. А вывод сделаем внизу под каждым столбиком. (Слайд 10).
(Вариант таблицы)
Ключевые слова |
Слова-настроение |
Речь женщины |
Несколько веточек верб Матери-страдалицы Слезы Приют Матерь-земля Всем родной Деточки Сыночка Ворох верб |
Неоплаканные Неоцелованные Умягчат Ненаглядный Любезный Мягка Кланялись земле Целовали Мокрые от слез Мягче ласковей |
Веточек Могилка Деточки Сыночка Весточки; Сокол ненаглядный Малой весточки Матерь-земля Могила сиротская Слезами вдовьими; Мово Спокинул Горемышную ворогом |
Проявившееся в предыдущем отрывке “родство” усиливается деточка, сыночек – матерь-земля, матери-страдалицы. Солдат- всем родной. Несколько веточек превращаются в ворох верб | Земля смягчается, становится ласковей,
неоплаканные – оплаканы, Неоцелованные – оцелованы. |
Уменьшительно ласкательные суффиксы, постоянные эпитеты, просторечные слова характерны для причитаний, плачей – определяет связь с прошлым, с вечным. |
Общий вывод: устанавливается равновесие, высвечивается воскресает душа, устанавливается кровное родство мать-сын…..
Что добавим в кластер? (родство, братство, материнство; воскресение души).
Итак, последний отрывок. (Прочесть вслух).
5 отрывок.
“....Каждую весну, когда засинеет в лесах снег, и высвободит проталинки, когда распустится верба-веснянка, раздается плач на этом кладбище.”
Ничего вам не напоминает этот отрывок? (Начало рассказа.) Сравним начало и конец этого рассказа, что изменилось. (слайд 11 и 12)
Поработаем со словом: продолжите ряд слов из рассказа.
Вспучатся , выстреливать– съёжиться, корчится,…
Высвободит, распустится – пробудится, расцветет,… 1 ряд – неестественность, неуклюжесть.
2 ряд – процесс обновления, расцветания, пробуждения.
3 стадия – рефлексия.
Когда же природа оживает, душа светлеет, земля становится мягче?
Постарайтесь ответить на этот вопрос, обобщив сегодняшнюю работу в виде синквейна или эссе ( можно использовать слова из таблицы). (слайд 13)
Варианты работы: групповая, индивидуальная.
Зачитываем эссе и синквейны.
(Варианты работ)
Эссе. Мир спасет любовь к каждому как своему родному, брату, сыну, матери. Эта любовь сможет излечить раны, исцелить искалеченную природу, смягчить, пропитанную металлом землю, пробудить весну, воскресить душу.
Синквйен.
Вербное воскресение.
Светлое, грустное.
Исцеляет, смягчает, оплакивает.
Пробуждает память, веру, любовь.
Воскресение души.
Вернемся к кластеру.
(Возможный вариант кластера)
Обратите внимание, как качественно изменился наш кластер. Если наши гнезда, созданные в начале урока, отражают внешнюю сторону праздника Вербное воскресение, то гнёзда, появившиеся в процессе чтения и анализа текста, говорят о внутренних процессах: об отношении между людьми, изменениях в душах людских. Наш кластер стал созвучен с вашими синквейнам и эссе.
Самоанализ урока.
И теперь давайте подведем итог урока. Вернемся к целям и задачам, поставленным в начале урока (слайд 14), выполнили ли мы их? Ребята сами решают насколько им удалось справиться с поставленными задачами и какие задачи ещё мы решили во время урока, каких целей добились, например: попытались сформировать благодарное отношение к безымянному солдатскому подвигу, постарались пробудить ощущение единства и взаимосвязи людей разных поколений, жителей разных уголков земли, человека, природы.
Ребята, пожалуйста, скажите, как вы оцениваете сегодняшний урок, понравился ли он вам, или нет. Чему вы научились? Постарайтесь аргументировать свой ответ. (Ребята делают самоанализ урока).