Цель урока:
- Обучающая – обзорное знакомство учащихся с литературой XX столетия; показать ученикам, как отражались исторические события в литературе и как история формировала литературу.
- Развивающая – создание условий для формирования умений и навыков анализа и синтеза информации, полученной из литературного произведения; умение решать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезы, обосновывать их и вырабатывать единую точку зрения; формирование понятийного аппарата; умение выделять ключевые моменты в лекционном материале.
- Воспитательная – создание условий для воспитания любви к русской литературе, истории, Родине; умения выслушивать, сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в условиях диалога с товарищами; пробуждения интереса к самостоятельному поиску ответа на проблемный вопрос
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: лекция, исследование.
Оборудование: фрагменты из документальных фильмов, фотография памятника «Жертвы политических репрессий», отрывки из произведений XX века (А.Блок «Петроградское небо мутилось дождем…», В. Маяковский «Ода революции», М.Лермонтов «Предсказание», О.Мандельштам «Мы живем, под собою не чуя страны…», Л.Лунгина «Подстрочник», В.Высоцкий «Братские могилы», Е.Евтушенко «Танки идут по Праге», А.Твардовский «В этот час величайшей печали», И.Деген «Мой товарищ…», Ф. Медведев «Мой друг – Евгений Евтушенко», Ю.Визбор «Да будет старт», С.Алексиевич «Чернобыльская молитва»)
Оформление доски: фотография памятника «Жертвы политических репрессий» (Прага), эпиграф, тема урока.
Эпиграф: стихотворение «Гамлет» Пастернака
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Объявление темы урока. Целеполагание
План работы над темой:
- Слово о XX веке.
- Работа по группам (определение времени, которому посвящено литературное произведение).
- Лекция. Краткая характеристика основных периодов XX века.
3. Вступительное слово учителя
Начало XX века – не календарное понятие. Нельзя сказать, что 1 января 1901 года началась новая жизнь, хотя Горький и писал: «Новый̆ век я встретил превосходно, в большой̆ компании живых духом, здоровых телом, бодро настроенных людей̆. Они — верная порука за то, что новый̆ век — воистину будет веком духовного обновления. Вера — вот могучая сила, а они — веруют и в незыблемость идеала, и в свои силы твердо идти к нему. Все они погибнут в дороге, едва ли кому из них улыбнется счастье, многие испытают вели кие мучения, — множество погибнет людей̆, но еще больше родит их земля, и — в конце концов — одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека». Однако настоящий, не исторический XX век начался тогда, когда была подведена черта под гуманизмом века XIX. 1914 год – начало первой Мировой войны. Закончился же он тогда, когда были сломлены все стены между народами. Самой яркой вехой стало разрушение Берлинской стены. Получается, что календарный XX век занял всего 3 четверти столетия (1914 – 1991), но вместил в себя революцию, Гражданскую войну, 2 мировые войны, освоение космоса и голод, репрессии. Во многом эти события были диаметрально противоположными: торжество человеческой мысли и унижение человеческого духа существовали бок о бок. Нам с вами предстоит на исторической прямой отметить основные события и распределить несколько отрывков из литературных произведений по тем эпохам, о которых в них говорится.
4. Работа с классом
Учитель: Вспомним все события, которые сильно повлияли на жизнь народа.
Мозговой штурм: обсуждение и выделение самых важных событий из всех названных учениками. Далее на доске рисуется прямая с важнейшими датами XX века: 1914 – 1917 – 1937 – 1941-1945 – 1953 – 1961 – 1968 – 1986 - 1991
5. Работа в группах
Класс делится на 3 группы, все отрывки (без указания авторов и названий произведений) раздаются каждой группе. В течение 15 минут ребята обсуждают в группе и выдвигают свои версии того, каким событиям были посвящены те или иные произведения. В подборке есть одно лишнее стихотворение, оно не было написано поэтом, жившим в XX веке. Учащиеся должны найти «чужака» и объяснить, почему именно этот отрывок не относится к обсуждаемому времени.
6. Обсуждение итогов + лекционный материал по каждому периоду
А.Блок «Петроградское небо мутилось дождем…»
(во время рассказа на доске демонструются кадры хроники Первой Мировой войны)
Масштаб Первой мировой войны потряс всех. Об очень многом приходилось говорить, используя наречие «впервые». Впервые в войне приняли участие 38 из 59 существовавших тогда независимых государств. Впервые под ружье в мире было поставлено более 73 миллионов человек. Впервые более 9,5 миллионов из них были убиты или умерли от ран. Именно в боях этой войны были впервые использованы танки, химическое оружие и огнеметы. Более того, впервые от войны не осталось свободным и небо: новый князь Андрей Болконский, подняв глаза над полем битвы, мог бы увидеть в небе боевые аэропланы.
Но первые месяцы войны были окрашены в ура-патриотические тона. Всех объединяла вера в скорую победу, мысль о благородной миссии, выпавшей на долю Российской империи. Подогретые пропагандой, многие люди искусства полагали, что война не продлится долго и завершится быстрым поражением Германии и ее союзников. Рассуждая о войне, многие публицисты делали особый упор на столкновении тевтонского и русского духа. Под таким углом Российская империя представала защитницей славянского единства, противостоящей германским варварам.
Показательно, что подобный взгляд разделяли и утонченные символисты. Режиссеры снимали пропагандистские военные фильмы, театральные деятели ставили лубочные агитпредставления. Не остались в стороне от развернувшихся событий и русские художники, такие как Виктор Васнецов и Казимир Малевич, Владимир Маяковский и Леонид Пастернак.
Через месяц после начала войны Александр Блок написал стихотворение «Петроградское небо мутилось дождем», которое очень сильно отличалось от его прежних произведений. Метафоры и сравнения военного стихотворения Блока предельно ясны для понимания. Их должен был уяснить как солдат, сражающийся на фронте, так и героический работник тыла: «И военною славой заплакал рожок, / Наполняя тревогой сердца» или «В этом поезде тысячью жизней цвели / Боль разлуки, тревоги любви…» Финал стихотворения, исполненный патриотического пафоса, призывает преодолеть тяжелые чувства, связанные с войной, ведь жертвы всех людей, уходящих на фронт, не напрасны.
К концу 1915 года русское общество осознало, что война приобретает непредсказуемый затяжной характер. На Восточном фронте немцы в мае начали успешное наступление, а успехи русских войск были невелики. На этом фоне настроения стали заметно меняться. Эту эволюцию описал Владимир Базаров:
«Начинает рассеиваться тот угар, который вот уже несколько месяцев отравлял мысль нашего „общества“. Точных данных относительно размера тех опустошений, которые произвела война, нет. Но ни одна из прежних войн не затрагивала так глубоко народного хозяйства, не производила таких гигантских разрушений в экономике воюющих стран, как нынешняя „война народов“».
Смена отношения художников-модернистов к Первой мировой войне хорошо прослеживается на примере Александра Блока. В первые месяцы войны Блок полон патриотических чаяний, Но затем восприятие событий у поэта меняется коренным образом. В январе 1916 года он пишет своей знакомой: «Я не понимаю, как ты, например, можешь говорить, что все хорошо, когда наша родина, может быть, на краю гибели, когда социальный вопрос так обострен во всем мире, когда нет общества, государства, семьи, личности, где было бы хоть сравнительно благополучно».
Эта война необратимо изменила зрение многих и многих людей и, в частности, деятелей отечественного искусства. Она задала огромные масштабы для их произведений, позволила испытать чувство небывалого патриотического подъема и столь же сильного разочарования в «русской идее». В итоге Первая мировая война сплотила художников самых разных направлений в страстном отрицании не только бессмысленных «оптовых смертей», но и сложившегося в России исторического порядка вещей.
В. Маяковский «Ода революции»
(во время рассказа на доске демонструются кадры хроники октябрьской революции - Октябрьская революция 1917 года Кинохроника в цвете)
Широчайшие слои российского населения устали от войны и были ею недовольны. Маятник общественного настроения откачнулся от сплочения вокруг царствующей династии к противоположному полюсу. Политика властей только подогревала протестные настроения, которые в итоге вылились в Февральскую революцию.
Творческая интеллигенция встретила февраль 1917 года радостно: ей в очередной раз показалось, что мощной очистительной волной без остатка смыты пошлость, скука и главные социальные проблемы русской жизни. «Утренняя светлость сегодня — это опьянение правдой революции, это влюбленность во взятую (не „дарованную“) свободу, и это… в ясных лицах улицы, народа», — 1 марта 1917 года записала в дневнике Зинаида Гиппиус. Однако за Февральской революцией последовала Октябрьская, которая кардинально изменила политический режим в стране на многие десятилетия.
Перед искусством была поставлена сложнейшая идеологическая задача — начать работу для совсем нового потребителя: рабочего и крестьянина. Пичкать его образцами прежней массовой культуры не рекомендовалось, ведь советский человек должен был воспитываться на высоких образцах. А к восприятию элитарной культуры новый ее потребитель был просто не готов. Мучительные, но плодотворные попытки как-то справиться с этой проблемой в итоге и привели к рождению уникального советского искусства 1920-х годов. Мотором этих перемен был авангард.
На языке войны авангард значит «передовой отряд». Новизна авангарда — не в идеях, а в степени их радикальности. Авангард сделал ставку на «низкие» для образованного класса явления: лубок, примитив, городскую рекламу —вплоть до надписей на заборах.
Авангард хотел мгновенно преобразовать мир силой искусства — тотального, как революция, о которой говорили большевики. Например, требовалось средствами самой живописи констатировать ее конец. В итоге в 1915 году Казимир Малевич на футуристической выставке «0,10» представил «Черный квадрат». Это была новая икона, висевшая в «красном углу», и одновременно — окно в космос, черная дыра, тайна и пустота, начало и конец всех цветов палитры. Пятно черной краски провоцировало поиск значений: под ним упорно пытались распознать проступающий рисунок или текст.
Революционные потрясения 1917 года выдвинули авангардистов на передний край новой жизни. Нацеленный в будущее авангард предложил победившему пролетариату свой язык, в частности монументальную абстракцию.
Демонстрации и митинги требуют наглядности, массовости, энергичности. Большевистский агитпроп берет на вооружение агрессию авангарда, а новая власть привечает его творцов. Большевистский террор обрушился на интеллигенцию, но пощадил гонимых до революции авангардистов. Они заседали в отделе изобразительных искусств тогдашнего Министерства просвещения и раздавали привилегии тем, кому считали нужным.
Советский театр отличался от передовых дореволюционных течений тем, что превращал искусство в конвейер, с которого должен был сходить новый, все более совершенный и научно подкованный человек. Воспитанием нового человека занимались в 1920-е годы и педагоги, и психологи, и физиологи, но только искусство с его неограниченным воображением разработало целостную утопию. В театре, кино, архитектуре и живописи новый человек — это элемент отлаженной машины, чья работа необходима для восстановления народного хозяйства и будущей победы коммунизма.
О.Мандельштам «Мы живем, под собою не чуя страны…»
Л.Лунгина «Подстрочник»
Вместо характеристики этого периода хочу предложить вам отрывки из дневника Марии Анисимовны Сванидзе, певицы от 7 июля 1937 года.
Слово подготовленного учащегося:
«Беру перо и не знаю, с чего начать. Трудно восстановить события последних месяцев. Они развернулись с такой катастрофичностью, что только повседневная запись могла бы их зафиксировать. Беспрерывное изъятие людей с именами, которые много лет красовались наряду с лучшими людьми н[ашей] страны, которые вели большую работу, пользовались доверием, много раз награждались, — оказались врагами н[ашего] строя, предателями народа, подкупленными н[ашими] врагами. Не хочется писать в фельетонном тоне. Хочется просто выразить свое возмущение и недоумение.
Как мы могли всё проглядеть, как могло случиться, что вражеский элемент расцвел таким пышным цветом, — в чем причина и содержание этого разговора? Я часто, идя по улице и всматриваясь в типы и лица, думала: куда делись, как замаскировались те миллионы людей, которые по своему социальному положению, воспитанию и психике не могли принять сов[етского] строя, не могли идти в ногу с рабочими и бедняцким крестьянством, в ногу к социализму и коммунизму?
И вот эти хамелеоны на 20-м году революции обнаружились во всем своем лживом облачении. Ни элементарной честности, ни патриотизма, ни чисто животной хотя бы преданности к своему государству в них не нашлось. Вредить, продаваться, шипеть, ненавидеть, предавать, только бы не процветание самого справедливого строя. Столько чуждого и недоброжелательного элемента в момент революции присосалось к партии — как клещи, всосались и пили соки, все они взгромоздились на командные высоты, сначала маскировались, прикидывались правоверными, а потом, снюхавшись и объединившись, обнаглели и, к счастью, выявились, правда, с большим опозданием, так как успели уже сорганизоваться и причинить немало вреда стране. Настроение создалось тяжелое. Недоверие и подозрительность, да и что удивительного, когда вчерашние знакомые сегодня оказываются врагами, много лет лгавшими и носившими маску. Правда, большинство предателей и вредителей всегда были разложенцами, людьми, мало симпатичными мне, я лично не понесла разочарований, так как ко всем обнаруженным преступникам никогда не питала нежных чувств, но противно, что я могла с ними встречаться, говорить, даже некоторых принимать у себя в доме. На фоне этих событий протекает год…»
Арестована в декабре 1937 года, расстреляна 3 марта 1942 года.
Учитель предлагает вопросы для дискуссии:
- О каких событиях идет речь?
- Что вы знаете об этом времени?
- Какие выводы мы можем сделать из отрывка?
- Как вы думаете, почему расстреляли такого явного «патриота», как певица Сванидзе?
- Почему такие разные характеристики этого времени: аресты ночью и праздничная обстановка днем?
- Как чувствовали себя люди?
- Как чувствовали себя творческие люди, кто пострадал во время репрессий?
Слово подготовленного учащегося
Некоторые факты о писателях той эпохи:
Александр Солженицын - 9 февраля 1945 года Солженицын арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Н.Виткевичу.
Варлам Шаламов - 19 февраля 1929 г. Шаламов был арестован за участие в подпольной троцкистской группе и за распространение дополнения к «Завещанию Ленина». Как «социально вредный элемент» был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей.
Николай Заболоцкий - В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. В 1946 вернулся в Москву.
Николай Гумилев - 3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В.Н.Таганцева».
Осип Мандельштам - Первый раз Осипа Мандельштама арестовали в мае 1934 года. Но времена были еще довольно «вегетарианские». Поэта с женой отправили в ссылку в Пермскую область. В 1938 года Осип Эмильевич был арестован вторично. После чего был по этапу отправлен в лагерь на Дальний Восток. Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток).
Лидия Чуковская - Дочь Корнея Чуковского. В 1926 году Чуковская была арестована по обвинению в составлении антисоветской листовки, так называемой «анархо-подполье».
Даниил Хармс - Впервые арестовали в 1931 году троих – Хармса, Бахтерева и Введенского по обвинению в участии в «антисоветской группе писателей». Хармс получил три года лагерей, замененных ссылкой в Курск. В следующий раз Хармса арестовали уже в августе 1941 года – за «клеветнические и пораженческие настроения». Поэт умер в питерских «Крестах» в феврале 1942 года.
Михаил Булгаков – лишен средств к существованию, фактически вычеркнут из театральной жизни Москвы, при этом ему отказывают в эмиграции.
В.Высоцкий «Братские могилы»
И.Деген «Мой товарищ…»
(во время рассказа на доске демонструются кадры хроники Великой Отечественной войны)
Вечером 21 июня 1941 года немецко-фашистское командование по приказу Гитлера объявило условный пароль «Дортмунд», являвшийся сигналом к нападению на СССР. На следующий день в четвертом часу утра мощными артиллерийскими залпами по пограничным укрепленным районам немецко-фашистская армия начала войну против Советского Союза. Через несколько минут гитлеровские орды вторглись в пределы СССР. Одновременно с вторжением сухопутных войск сотни вражеских самолетов начали бомбить аэродромы, военно-морские базы, узлы и линии связи, железнодорожные станции, военные городки и другие военные объекты. Массированным воздушным налетам подверглись многие советские города. Однако идея «блицкрига» не смогла воплотиться благодаря мужеству советских воинов, и война продолжалась почти 4 года.
На советско-германском фронте были разгромлены и пленены 607 дивизий противника, уничтожено 75% его военной техники. По различным данным, потери вермахта составили от 6 млн. до 13,7 млн. человек. СССР потерял около 27 млн. человек, в т.ч. 11,3 млн. человек на фронте, 4-5 млн. Партизан. В числе жертв войны 13,7 миллиона человек составляет мирное население, из них преднамеренно было истреблено оккупантами 7,4 миллиона, 2,2 миллиона погибло на работах в Германии, а 4,1 миллиона вымерло от голода в оккупации.В фашистском плену оказалось около 6 млн. человек. В тяжелой кровопролитной войне советский народ внес решающий вклад в освобождение народов Европы от фашистского ига. День Победы (9 мая) отмечается ежегодно как всенародный праздник и День памяти по погибшим.
А.Твардовский «В этот час величайшей печали»
Ф. Медведев «Мой друг – Евгений Евтушенко»
Смерть Сталина воспринималась многими как личная утрата. Простые люди просто не понимали, как дальше жить, что будет со страной и с ними. Однако новое руководство страны, продолжая курс Сталина, все же убавило обороты репрессий, и наступила так называемая «оттепель».
24 декабря 1953 года известный советский сатирик Александр Борисович Раскин написал эпиграмму. По цензурным соображениям она не могла быть опубликована, но очень быстро разошлась по московским литературным кругам:
Не день сегодня, а феерия!
Ликует публика московская.
Открылся ГУМ, закрылся Берия,
И напечатана Чуковская.
После реконструкции открылся ГУМ. Построенный еще в 1893 году и воплощавший лучшие достижения российской раннемодернистской архитектуры, в 1930-м был надолго закрыт как торговая точка. День 24 декабря 1953 года обозначил новый рубеж в истории ГУМа: он снова стал общедоступным и широко посещаемым магазином.
Описанные здесь события одного дня нуждаются в расшифровке. Накануне был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян бывший всесильный глава НКВД Лаврентий Павлович Берия..
И в этот же день на первой полосе «Литературной газеты», органа Союза писателей СССР, появилась статья критика, редактора и литературоведа Лидии Корнеевны Чуковской «О чувстве жизненной правды». Это была первая публикация Чуковской в этой газете с 1934 года: дочь опального поэта Корнея Чуковского, в 1949-м она и сама попала под каток кампании по борьбе с космополитизмом. Однако важно было не только то, что Чуковскую напечатали, но и то, что статья ее вновь резко полемизировала с господствующими течениями и центральными авторами советской детской литературы 1950-х.
Эпиграмма Александра Раскина отмечает важный хронологический рубеж — начало новой эпохи в политической и культурной истории Советского Союза. Эту эпоху позже назовут «оттепелью». Но эта же эпиграмма размечает и основные направления развития советской культуры в первое десятилетие после смерти Сталина. Руководители Коммунистической партии очень остро ощущали глубокий политический, социальный и экономический кризис, в котором оказался Советский Союз к концу правления Сталина.
В 1955 году для посещения и экскурсий был открыт Московский Кремль, а на месте снесенного храма Христа Спасителя и так и не достроенного Дворца Советов в 1958 году стали строить не памятник или государственное учреждение, но общедоступный открытый бассейн «Москва».
Следующим шагом в установлении контроля партии над деятельностью КГБ стало распоряжение о пересмотре дел о врагах народа. Так готовилась доказательная и идеологическая база для разоблачения культа личности Сталина, которое Никита Хрущев произведет под занавес ХХ съезда партии в феврале 1956 года.
Уже начиная с лета 1954-го из лагерей начнут возвращаться первые реабилитированные. Массовая реабилитация жертв репрессий наберет силу по окончании ХХ съезда.
С 1954 года в СССР прекратились массовые аресты, но отдельных людей по-прежнему сажали по политическим обвинениям.
В конце 1950-х — начале 1960-х были переименованы города и поселки, названные в честь Сталина, его имя было изъято из названий заводов и кораблей, а вместо Сталинской премии, ликвидированной в 1954 году, в 1956-м была учреждена Ленинская премия. Осенью 1961 года набальзамированный труп Сталина был вынесен из Мавзолея на Красной площади и захоронен у кремлевской стены. Все эти меры принимались в той же логике, в какой в 1930–40-е годы уничтожались изображения и упоминания расстрелянных «врагов народа».
Табу на изображение собственно лагерей было снято, когда в 11-м номере журнала «Новый мир» за 1962 год по прямой санкции Никиты Хрущева был опубликован рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — о типичном дне одного заключенного в ГУЛАГе. Однако уже в 1971–1972 годах все издания этого рассказа изымались из библиотек и уничтожались, его даже вырывали из номеров журнала «Новый мир», а имя автора в оглавлении замазывали чернилами.
Ю.Визбор «Да будет старт»
(во время рассказа на доске демонструются кадры хроники первого полета Гагарина в космос)
Полвека пилотируемой космонавтики убедительно продемонстрировали, что СССР есть чем гордиться в освоении космоса. Первый пилотируемый космический полет, первый выход человека в открытый космос, первая женщина-космонавт на орбите, первый групповой полет, первые орбитальные пилотируемые станции - эти достижения советской космонавтики признаются безоговорочно всеми.
Началом эры пилотируемой космонавтики стало 12 апреля 1961 года, когда на космическом корабле "Восток'’ наш соотечественник -Юрий Алексеевич Гагарин впервые совершил 108-минутный полет, облетев земной шар. Спустя 50 лет очевидно, что этот полет стал одним из величайших событий не только XX века, но и всей истории человечества.
Первый полет человека в космос навсегда останется символом стремления человечества к познанию и прогрессу. Для нашей страны это событие, так же как Победа в Великой Отечественной войне, стало поистине национальным триумфом, сплотившим и объединившим тогда весь народ.
Е.Евтушенко «Танки идут по Праге»
(во время рассказа на доске демонструются кадры из фильма Московской Хельсинкской группы «"Демонстрация семерых" на Красной площади 25 августа 1968)
Одно из самых значимых политических событий второй половины ХХ века длилось, по оценкам разных наблюдателей, от трех до пяти минут. 25 августа 1968 года семь человек — пятеро мужчин и 2 женщины, одна из них с маленьким ребенком — вышли на Красную площадь в Москве, сели у Лобного места и развернули плакаты, осуждавшие вторжение в Чехословакию. Ввод войск в эту страну произошел за несколько дней до этого — в ночь с 20 на 21 августа — соединенными силами СССР и его союзников. Через несколько минут на участников демонстрации набросились сотрудники КГБ, дежурившие на Красной площади. Они вырывали и рвали лозунги, избивали протестующих, пока за теми не приехали милицейские машины. Позднее участники демонстрации были приговорены к тюремному заключению, к ссылке или принудительному лечению.
Вторжение в Чехию было направлено на то, чтобы у жителей СССР и союзных ему стран не было соблазна жить по-другому: руководство Чехословакии попыталось несколько ослабить (не отменив вовсе) цензурные правила и либерализировать общественную жизнь, что и имело своим результатом насильственную смену власти.
Миллионы жителей СССР занимались деятельностью, предосудительной с точки зрения законов и неписаных норм советской жизни: доставали и перепродавали товары, полученные по блату, читали самиздатские и тамиздатские книги, слушали по ночам вещающие по-русски западные радиостанции — их тогда называли в обиходе «голоса», потому что две из них назывались «Голос Америки» и «Голос Израиля». Власть была готова закрывать глаза на такие формы поведения, но лишь до тех пор, пока человек не переходил невидимой черты — не отказывался от общей лояльности власти. Лояльный гражданин должен был сидеть на собраниях на предприятии и голосовать «за», не протестовать против несправедливости, не создавать «непонятных народу» произведений, не давать собственных объяснений действиям советского режима. Нарушить стандарты лояльности можно было разными способами, и все они влекли немедленное наказание, от недопуска к защите диссертации до тюремного заключения.
«Длинные семидесятые» впоследствии назвали эпохой застоя. Это название неточно: да, эти 15–17 лет в жизни страны были очень тяжелыми, но не застойными. Экономика была в упадке, однако общество бурно развивалось.
Важнейшим из таких движений стало неофициальное искусство. Важнейшей проблемой советской культуры в 1950–1980-е годы была не цензура, а самоцензура. Большинство художников, которые хотели печататься, выставляться, ставить спектакли, слышать свою музыку исполненной, изначально приспосабливали свой вкус к требованиям администраторов, редакторов, репертуарных комиссий (от этих комиссий зависело, будет ли показан фильм или спектакль). Реже они настраивались на борьбу с ними, чтобы пробить свое произведение. Но в любом случае они держали в уме именно цензурные требования.
С.Алексиевич «Чернобыльская молитва»
В 1985 году началась перестройка. Где-то на рубеже 1970-х — 1980-х годов в самоощущении многих жителей больших советских городов начал происходить странный, но ощутимый сдвиг. Система, еще вчера казавшаяся прочной, если не вечной, неожиданно пошла трещинами, порождая ощущение неизбежных и скорых перемен. Трудно сказать, с чего именно началось это брожение. То ли с обозначившейся неудачей афганской войны, то ли с полукомической московской Олимпиады с ее ласковым Мишей, которую бойкотировало большинство западных стран и которая проходила в городе, заботливо очищенном КГБ от приезжих. То ли с похорон Владимира Высоцкого, превратившихся в массовую манифестацию. То ли с гротескного цикла смертей генеральных секретарей ЦК КПСС. За два с половиной года, с ноября 1982-го по март 1985-го, страна успела проводить в последний путь трех лидеров. Когда во время последней из этих церемоний прощания страна, прильнувшая к телеэкранам, увидела наконец молодого и уверенного в себе Горбачева, большинство уже не сомневалось: «Началось!»
Культура оказалась вполне готова к этим переменам. Уже начиная с середины 1970-х годов в крупных городах возникла среда литераторов, художников, музыкантов, существовавших и работавших за рамками официального советского искусства с его творческими союзами и партийным контролем. Дело здесь было не только в политической оппозиционности: речь шла скорее об образе жизни, о неодолимом отвращении, которую вызывала сама необходимость добиваться цензурного разрешения на публикацию. Складывание независимой художественной сферы шло исключительно быстрыми темпами, и очень скоро его авторам стало тесно в «андеграунде» и они приступили к самолегализации. При этом власть не то чтобы не реагировала на этот нараставший процесс, но репрессии, которые она готова была применить, были разрозненными и демонстрировали по преимуществу ее неуверенность в себе.
Центром художественного процесса тех лет стало возвращение имен и заполнение белых пятен. В центре читательского внимания оказалась так называемая возвращенная литература. Крупным событием весны 1986 года стала публикация в журнале «Огонек», одном из флагманов перестройки, небольшой подборки стихов Николая Гумилева, расстрелянного большевиками в 1921 году. Эти несколько стихотворений открыли лавину: журналы, быстрее реагировавшие на перемены, чем несколько растерявшиеся книгоиздатели, на протяжении нескольких лет, почти позабыв про текущий литературный процесс, соревновались, кто первым напечатает в СССР ранее запрещенные произведения Набокова, Платонова, Зощенко, Булгакова, Пастернака, Ахматовой, Гроссмана, Венедикта Ерофеева и многих других. Тиражи, которыми выходила возвращенная литература, достигали миллионов экземпляров.
Особо болезненным вопросом было отношение к писателям-эмигрантам. В Советском Союзе человек, переехавший жить в мир, населенный идеологическими врагами, по сути дела вычеркивался из списка живых — его нельзя было не только печатать, но и упоминать, не обвиняя в предательстве. Перестройка изменила это положение дел: дискуссии о месте авторов-эмигрантов в текущем литературном процессе особенно обострились после присуждения в 1987 году Нобелевской премии Иосифу Бродскому. Официальные советские инстанции накопили солидный опыт травли лауреатов самой престижной литературной премии мира: случаи с Буниным, Пастернаком и Солженицыным были у всех в памяти, но на этот раз после короткой заминки возобладал иной подход. Уже в декабрьском номере «Нового мира» появилась небольшая подборка стихотворений Бродского, за которой последовали другие: русским лауреатом Нобелевской премии было решено гордиться.
Рок стремительно распространялся по всей стране. Секрет его популярности заключался в том, что эта музыка идеально соответствовала времени: мир вокруг менялся стремительно, а рок столь же стремительными ритмами, жесткостью текста на родном для слушателей языке, внешним видом лидеров буквально говорил: если хочешь шагать в ногу с эпохой, то лучше всего делать это вместе с нами.
Однако в это же самое время происходит событие, которое не только ускоряет падение Советского Союза, но и показывает, насколько хрупок мир на этой планете, как человек в гонке технологий забывает о сохранении экологического равновесия. Как важно помнить обо всем, что происходила в течение XX века, чтобы не повторить многих ужасных событий того времени.
Слово подготовленного учащегося (отрывок из Нобелевской речи Свеланы Алексиевич):
(во время рассказа на доске демонструются кадры из фильма «Колокол Чернобыля»)
Я жила в стране, где нас с детства учили умирать. Учили смерти. Нам говорили, что человек существует, чтобы отдать себя, чтобы сгореть, чтобы пожертвовать собой. Учили любить человека с ружьем. Если бы я выросла в другой стране, то я бы не смогла пройти этот путь. Зло беспощадно, к нему нужно иметь прививку. Но мы выросли среди палачей и жертв. Пусть наши родители жили в страхе и не все нам рассказывали, а чаще ничего не рассказывали, но сам воздух нашей жизни был отравлен этим. Зло все время подглядывало за нами.
Я написала пять книг, но мне кажется, что всё это — одна книга. Книга об истории одной утопии…
Варлам Шаламов писал: «Я был участником огромной проигранной битвы за действительное обновление человечества». Я восстанавливаю историю этой битвы, ее побед и ее поражения. Как хотели построить Царство Небесное на земле. Рай! Город солнца! А кончилось тем, что осталось море крови, миллионы загубленных человеческих жизней. Но было время, когда ни одна политическая идея XX века не была сравнима с коммунизмом (и с Октябрьской революцией как ее символом), не притягивала западных интеллектуалов и людей во всем мире сильнее и ярче. Раймон Арон называл русскую революцию «опиум для интеллектуалов».
Идее о коммунизме по меньшей мере две тысячи лет. Найдем ее у Платона — в учениях об идеальном и правильном государстве, у Аристофана — в мечтах о времени, когда «все станет общим»… У Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы… Позже у Сен-Симона, Фурье и Оуэна. Что-то есть в русском духе такое, что заставило попытаться сделать эти грезы реальностью.
Двадцать лет назад мы проводили «красную» империю с проклятиями и со слезами. Сегодня уже можем посмотреть на недавнюю историю спокойно, как на исторический опыт. Это важно, потому что споры о социализме не утихают до сих пор. Выросло новое поколение, у которого другая картина мира, но немало молодых людей опять читают Маркса и Ленина. В русских городах открывают музеи Сталина, ставят ему памятники.
«Красной» империи нет, а «красный» человек остался. Продолжается.
7. Работа учащихся
На доску выводится стихотворение Б.А.Слуцкого:
Двадцатые годы, когда все были
Двадцатилетними, молодыми,
Скрылись в хронологическом дыме.
В тридцатые годы все повзрослели —
Те, которые уцелели.
Потом настали сороковые.
Всех уцелевших на фронт послали,
Белы снега под ними постлали.
Кое-кто остался все же,
Кое-кто пережил лихолетье.
В пятидесятых годах столетья,
Самых лучших, мы отдохнули.
Спины отчасти разогнули,
Головы подняли отчасти.
Не знали, что это и есть счастье,
Были нервны и недовольны,
По временам вспоминали войны
И то, что было перед войною.
Мы сравнивали это с новизною,
Ища в старине доходы и льготы.
Не зная, что в будущем, как в засаде,
Нас ждут в нетерпении и досаде
Грозные шестидесятые годы.
- Какие приметы каждого десятилетия отмечает поэт?
- Согласны ли вы с ним? Были ли грозными шестидесятые?
- Как можно было бы продолжить стихотворение, какие особые приметы следующих десятилетий вы можете сформулировать?
- Вернемся к эпиграфу урока. Как вы считаете, может ли стихотворение Пастернака отразить судьбу писателя XX века и почему?
8. Заключительное слово учителя
События XX века представить как опорные точки на исторической оси. Рассматривать их как взлеты или падения приходится индивидуально, опираясь на собственные убеждения и взгляды. Русская история XX века еще так близка, что спокойный, объективный взгляд на нее невозможен: победители до конца неясны или не осознали свою победу. В стоящих на одной полке книгах, включая учебники, могут содержаться не просто разные, а прямо противоположные оценки одних и тех же событий или исторических персонажей.
Писатель, даже гениальный, не может ничего изменить в ходе истории. Но он способен предвидеть, предупредить, более убедительно, чем кто бы то ни было, включая ученого-историка, рассказать «как это было». Писатели были и участниками, и свидетелями, летописцами, хронографами исторических событий. Их голос, их взгляд прежде всего должен быть учтен при оценке того, каким был в нашей истории Настоящий Двадцатый Век. Литература — термометр исторической эпохи.
9. Подведение итогов урока
Подведение итогов урока посредством заполнения “Индивидуальных карт обратной связи”, которые потом анализируются учителем.
Литература
- Литература: учебник для 11 класса (базовый уровень): в 2 ч. Часть 1. И.Н.Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2011
- История русской литературы XX века. Советская классика. Егорова Л.П., Чекалов П.К.- Москва, 1998
- История русской литературы первой половины XX века: учебное пособие. Ю.М. Павлов, М.С.Синкевич. – Краснодар: Новация, 2016.
- Статистика о Великой Отечественной войне. Научная статья по специальности «История. Исторические науки». Р.М.Денисенко-Киберленинка