Об опыте работы с применением ИКТ

Разделы: Русский язык, Литература


Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Бернард Шоу

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся разных компетенций. Поиск новых средств по решению данной проблемы приводит нас к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Существует несколько десятков различных технологий. В наше сложное и быстро меняющееся время невозможно стоять на месте и в нашей работе особенно, потому что именно дети очень быстро осваивают все новое и ждут этого от нас.

Из всех применяемых технологий, возможно, наиболее интересные для детей и продуктивные в работе – это информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии и их элементы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, пробудить интерес к изучению предмета, добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала.

Возможно, кто-то возразит, что нельзя, например, урок литературы сводить к общению с компьютером. Но об этом и не идет речь. Живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нет необходимости строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-25 минут.

В области ИК-технологий как и все начинали с самого простого: на уроках литературы это было иллюстрирование материала темы урока слайдами с соответствующим текстом, фотографиями, причём, надо помнить непременное условие такой работы – текст слайда не должен повторять сказанное учеником или учителем, это не урок чтения материала со слайдов. На слайдах могут быть ключевые фразы или отдельные моменты, которые помогут ученику рассказать подготовленный материал.

Вот, например, шесть лет назад, урок по лирике Н.Рубцова в 8 классе. Два ученика помогали готовить презентацию “Биография Н.Рубцова”, вторая группа готовила рассказ о стихах поэта, 3-я – чтение стихов, и - что заслуживало особого поощрения – мальчишки, которые в этом возрасте уже особенно не любят читать стихи, читали их только наизусть. Знали, что будет презентация и готовились особо старательно. И когда в конце урока оценивали проделанную работу, все единодушно сказали: “Интересно!”.

Такие же презентации готовили с учениками по творчеству В.Шукшина, А.Пушкина и других писателей и поэтов. Были увлекающиеся этим ученики, они и на каникулы брали литературный материал для подготовки презентаций, им это было интересно. Потом оставалось вместе провести урок, это было сотворчество – подобрать материал, соотнести его со слайдами, без репетиций на уроке сориентироваться во время показа презентации.

Применение компьютера на уроках литературы может быть самым разнообразным, преследовать самые разные цели: знакомство с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и творчеством поэта или писателя, видеопросмотр фрагментов кинофильмов и т.д.

Применение ИК-технологий тем более удобно для сельских школ, где нет драмтеатров, музеев, выставок. Поэтому уместное использование компьютера на уроках литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. Сейчас к юбилеям писателей и поэтов выпускаются диски, на которых собран богатейший материал. Причем подается это в очень интересных формах. Уроки становятся интереснее и информационно насыщеннее, и это служит прекрасной мотивацией учащихся к учению.

С использованием м/м презентаций проводили интегрированный урок (английский и литература) по творчеству Шекспира, урок по произведениям о Великой Отечественной войне к 9 мая.

На уроках русского языка использование ИКТ позволяет увеличить объём тренировочных упражнений, создать яркие зрительные образы, облегчить учащимся запоминание учебного материала, организовать их внимание. Опять же самое простое – тесты: ученикам предлагается тест, затем идет самопроверка и самооценка здесь же.

В 8 классе при изучении темы “Обособленные члены предложения” организуется работа с текстом по карточкам, можно под диктовку или текст для списывания вывести на экран. Затем идет проверка – на экран проецируется текст. Идет самопроверка и оценивание.

На другом уроке - терминологический диктант с самопроверкой: учащимся предлагается написать не менее 5 понятий, которые они узнали при изучении данной темы. Через документ-камеру (проецируется одна из работ учащихся) они проверяют, правильно ли написали термины.

Здесь же - редактирование текста: вставить подходящие по смыслу обособленные члены предложения (на экране текст). Для учащихся, которые, скорее всего, будут испытывать трудности, можно предложить слова для справок. Текст можно взять разной тематики – о временах года, из литературного произведения, которое изучается, на какую-то интересующую детей тему и т.д.

Задание такое: найти предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания. Использование ИКТ позволяет сразу узнать результат – задание с самопроверкой и с самооценкой.

На экране текст: определить особенности употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей речи. Использование компьютера на уроках русского языка позволяет активизировать работу учащихся с низкой мотивацией и подготовкой, т.к. выполнение заданий со слайдов (не по учебнику) позволяет учитывать индивидуальный темп выполнения заданий – одни быстрее, другие - медленнее, учитель же успевает обойти класс и проверить задание у всех. Урок получается очень насыщенный, проходит быстро, для детей незаметно.

В теме “Образование слов” выполняли такое задание: на экране слова, составить из них пословицы.

По теме “Буквы О-Ё после шипящих” игра “Ручеёк” - на экране слова, распределить их на группы по местонахождению орфограммы, далее идет слайд для самопроверки.

Можно организовать работу в парах: текст на экране, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. А проверяют учащиеся, поменявшись тетрадями - взаимопроверка.

В последнее время, когда компьютер и Интернет прочно вошел в жизнь школьника, домашнее чтение художественной литературы начинает восприниматься как тяжелая обязанность. Формула: “рассказ о писателе – чтение произведения – обсуждение – сочинение” исчерпывает себя. Это диктует сама жизнь. Поэтому на урок литературы пришел проект.

Именно метод проектов стал одной из современных педагогических технологий. Несмотря на многие его положительные качества, довольно сложно внедрять его в активную урочную практику. Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение учебной задачи, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Проект может завершить большую тему и начать новую.

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее продумываются возможные проблемы. Здесь уместна “мозговая атака” с коллективным обсуждением в классе на уроке.
  3. Затем распределяются задачи по группам, обсуждаются методы исследования, поиска информации.
  4. Потом учащиеся самостоятельно работают по своим направлениям.
  5. Обязательным этапом является промежуточное обсуждение полученных данных и индивидуально и по группам (на уроке или после).
  6. Учащиеся защищают свои мини-проекты, Идёт коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

С шестиклассниками работали над проектом по творчеству М. Пришвина – при изучении его “Кладовой солнца”. Но тему проекта выбрали шире – она воплотилась в высказывании самого Пришвина: “Я, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”. Детям стало интересно, как это у писателя так получается. Вот и исследовали. Надо отметить, что коллективного обсуждения как такового с первого раза почти не получилось: учащиеся в основной своей массе просто слушали защиту мини-проектов. Вопросов было мало. Они ещё этому не научились, из этого был сделан соответствующий вывод. Проект оформили, но требовалась еще серьёзная его доработка. Сами шестиклассники остались довольны, так как все вместе решили: их трудом будут пользоваться другие ученики, будущие шестиклассники.

Что особенно хорошо? Дети имеют возможность максимально реализовать свои способности: кто-то анализирует, другие оформляют, третьи делают зарисовки, четвертые текст готовят. При такой работе нет невостребованных, не замеченных. Да дети и сами “рвутся” к работе, им это интересно.

В 8 классе задумали и подготовили проект по литературе “Круг детского чтения в сельской школе”. А потом его приурочили к открытому уроку чтения 9 октября, изучали литературные интересы школьников. Представив проект на суд зрителей, поняли, что он требует доработки. Это было впереди, и вот – на районной научно-практической конференции учащихся данный проект занял 1 место, две ученицы представляли его на региональном уровне.

Были интегрированные проекты по теме “Декабристы на Урале” (литература и история), проект “Письма с фронта”.

Включение учащихся в создание учебных проектов дает им возможность освоить новые способы деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не только на применение знаний, но и на приобретение новых и на интеграцию знаний.

Вот, например, проект по русскому языку, тема которого “НЕ с разными частями речи”.

1. Тему предлагает учитель, ставим цели (повторить материал, обобщить, уложить в схемы, помочь одноклассникам в овладении навыками выбора написания).

2. Ожидаемый результат:

1) наглядность для урока.

2) продуктивная атмосфера на уроке;

3) повышение мотивации к учебному процессу, что, в свою очередь, повышает качество знаний;

4) межличностное общение всех участников образовательного процесса;

5) работа учащихся на уроке в качестве консультанта в помощь одноклассникам.

Трудности, которые ожидали:

- определение целей и задач;

- поиск путей решения;

- аргументация выбора;

- самостоятельные действия учащихся, без подсказок учителя;

- объективное оценивание.

При всем при этом, несомненно одно: метод проектов помогает учащимся свободно и творчески развивать коммуникативные и другие компетентности.

Новые возможности в обучении с применением ИК-технологий позволяет разъяснить древняя китайская пословица: “Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь”.