Цели:
- расширить представление учащихся о своеобразии басен И.А. Крылова;
- учить детей задумываться о том, чему учат басни великого баснописца;
- обучить выразительному чтению наизусть.
Оборудование: детские рисунки к басням, книга “Басни И.А. Крылова” (1769-1844) (Приложение 2), презентация. (Приложение 1)
Ход урока
I. Оргмомент
II. Вступительное слово учителя. (Слайды 1–6)
Мастерство Крылова-баснописца.
Великого русского баснописца И.А. Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У его памятник в Летнем саду в Петербурге всегда собираются дети. Они внимательно рассматривают сидящего в кресле поэта, с интересом вглядываются в изображённых на памятнике героев басен – разных зверей и птиц.
Иван Андреевич Крылов (2(13). 2. 1769 (по другим данным, 1768) Москва, умер – 9(21).11.1844 в Петербурге) - русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера. детские годы прошли на Урале и в Твери (ныне Калинин). Рано узнал материальные лишения, ещё подростком был вынужден поступить на службу подканцеляристом. Переехал в Петербург (1782), был мелким чиновником в Казённой палате. Отсутствие систематического образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, французского и итальянского языков. В 14 лет написал комическую оперу “Кофейница”. В 1787 –1788 гг. создал комедии “Бешеная семья”, “Сочинитель в прихожей”, “Проказники”, высмеивающие пустоту и развращённость столичного дворянства, и трагедия “Филомела”, направленная против деспотизма. В 1789 году Крылов предпринял издание журнала “Почта духов”, в котором печатал свои сатирические письма, высмеивающие пороки дворянства и бюрократического аппарата.
Смелая сатира Крылова вызвала недовольство Екатерины – писателю пришлось прекратить литературную деятельность и на несколько лет скрыться в провинции.
Лишь в 1806 году он смог вернуться в Петербург. В 180618-07 годах Крылов пишет комедии “Модная лавка” и “Урок дочкам”, которые получили большой успех. В 1812-1814 годах служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке. В 1809 году вышла первая книга басен, означавшая начало работы Крылова как баснописца.
Басни Крылова стали “…книгой мудрости самого народа” (Н.В. Гоголь). Подлинная народность, живописный и неиссякаемый язык делают его творчество вершиной развития русской басни, ставят писателя в ряд мировых корифеев этого жанра.
Его басни переведены более чем на 50 языков мира.
III.
1. Чтение басен наизусть учащимися.
2. Выставка рисунков. (Ребята рисовали дома иллюстрации к любимым басням).
Задание: Конкурс “Отгадай басню по иллюстрациям”. (Рисунки 1-7)
IV.
1. Игра-конкурс на лучшее знание басен Крылова. (Слайды 7-13)
1. “Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки...”. (Слон и моська)
2. “Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”. (Ворона
и лисица)
3. “На взгляд-то он хорош,
Да зелен-ягодки нет зрелой
Тотчас осколинку набьёшь”. (Лисица и виноград)
4. “А вы, друзья, как не садитесь,
Всё в музыканты не годитесь”. (“Квартет”)
5. “Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука…”. (Лебедь,
Щука, Рак)
6. “И кому же в ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена…”. (Стрекоза и муравей)
7. “То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет…”. (Мартышка и
очки)
8. “Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что там за рожа?
Какие у неё ужимки и прижки!
Я удовилась бы с тоски,
Когда на неё хоть чуть была б похожа!”. (Зеркало
и Обезьяна)
9. “Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился”. (Волк и Журавль)
10. “Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала”. (Свинья
под дубом)
11. “Как тянешь плавно и протяжно:
Во всё лесу у нас такой певицы нет!” -
“Тебя, мой куманёк, век слушать я готова”. –
“А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь,
То жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…”. (Кукушка и Петух)
V.
1. Назовите басни, из которых взяты следующие выражения, ставшие пословицами и поговорками.
Объясните их смысл. В каких случаях жизни ими пользуются. (Слайд 14-15)
- Слона-то я и не приметил. (“Любопытный”)
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль а себя, кума, оборотиться? (“Зеркало и обезьяна”)
- Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку. (“Кукушка и Петух”)
- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. (“Лебедь, Щука, Рак”)
- А воз и ныне там. (“Лебедь, Щука, Рак”)
- А Васька слушает да ест. (“Кот и повар”)
2. Сейчас вам будет предложено несколько слов из хорошо известной басни. Все слова в форме именительного падежа. Вы должны поочерёдно отгадать басню. (Слайд 16)
- “Плутовка, дерево, хвост, Ворона, глаза…”
- “Волк, угол, зубы, шесть, глаза…”
- “Волк, кость, беда…”
- “Улица, Слон, зеваки…”
- “Лягушка, луг, Вол…”
- “Старость, глаза, очки, Мартышка…”
(Ответы: 1. “Ворона и Лисица”. 2. “Волк на псарне”. 3. “Волк и Журавль”. 4. “Слон и Моська”. 5. “Лягушка и Вол”. 6. “Мартышка и очки”)
3. Игра “Доскажи словечко”. (Слайд 17-18)
“На ту беду … близёхонько бежала”.
“Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на …”
“Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за
…”
“Вороне где-то бог послал кусочек …”
“Попрыгунья … Лето красное пропела”
“Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый
Мишка затеяли сыграть …”
“Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а
… тянет в воду”
4. Назовите по три басни Крылова о:
- лисе (“Ворона и Лисица”, “Лиса”. “Лисица и Орёл”)
- волке (“Волк и Ягнёнок”, “Волк на псарне”, “Волк и овцы”)
- медведе (“Квартет”, “Трудолюбивый Медведь”, “Медведь у пчёл”)
- обезьяне (“Обезьяна”, “Квартет”, “Зеркало и обезьяна”)
- людях (“Кот и повар”, “Ларчик”, “Любопытный”)
5. Ребятам выдаётся задание, где указано, что прочесть может шахматный конь. Начиная с нижнего левого угла, ходом шахматного коня можно прочитать мораль к одной из басен И. А. Крылова. (Слайд 19)
дело | нет | лад |
на | в | не |
согласья | их | , |
когда | пойдёт | товарищах |
Ответ: “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт”.
6. В комнату находок поступило много различных вещей: сыр, очки, зеркало, виноград, скрипка, волк и собачки… (Слайды 20-24)
Ребята должны разыскать их владельцев, сообщить их имена и адреса.
VI. Подведение итогов.
Учитель:
Басня никогда не бывает нудной.
Она поучает незаметно, мудро, весело.
Мы приглашаем вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняем роли.
Некоторые басни похожи на спектакли.
Инсценирование басен “Квартет”, “Ворона и лисица”.
Задание на дом: написать сочинение-миниатюру “Чему учат басни Крылова?”.