Обобщающий урок географии в 6-м классе: "Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека"

Разделы: География, Литература


Презентация. Слайд 1, 2.

Цель :

  • обобщить знания учащихся о водах планеты;
  • закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту;
  • раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на учащихся;
  • воспитывать экологическую культуру и любовь к своей планете.

Оборудование : физическая карта полушарий, России, таблицы : “Реки мира”, “Озера мира”, , мультимедийный учебник, ИКТ, презентация, атлас, рабочая тетрадь с печатной основой, высказывания великих людей.

Слайд 3.

Эпиграф к урокУчитель.

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать , тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты пополняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… ты самое большое богатство на свете!
Антуан де Сент-Экзюпери.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Обобщающее повторение.

Слайд 4.

У. – Выдающийся политический деятель Индии – Индира Ганди сказала: “ Цивилизация – это диалог между человеком и водой.”

Вопрос:

Что такое гидросфера?

Из чего состоит гидросфера Земли? (На интерактивной доске написать состав гидросферы.)

Сколько на Земле выделяют океанов и каких? (Мультимедийный учебник – практикум :дети показывают с помощью интерактива океаны.)

У. – Жизнь на Земле зародилась именно в водной среде. Все организмы более чем на 60% состоят из воды. У воды много удивительных свойств, которые делают ее непохожей на все другие вещества. И среди них есть самое необычное – ее бессмертие. Сколько бы воды человечество не потребляло , от этого ее общее количество на планете не уменьшается.

Вопросы:

Почему пресная вода на Земле не иссякает?
В каких состояниях вода находится на Земле?
В каком состоянии воды больше в природе?
Какие еще свойства вод Мирового океана можно назвать?
Что называют соленостью вод?
В каких единицах выражают соленость ?
Какое море Мирового океана считается самым соленым? (У. – показывают на карте и подписывают в к/к).

У. – Воды Мирового океана не находятся в состоянии покоя. Они все время движутся.

Вопросы:

Какие вам известны виды движения вод Мирового океана? (У.– ИКТ – мульт. уч.– практикум: подписывают виды волн.)

Какова основная причина образования волн?
Почему возникают приливы и отливы?
Где наблюдаются самые высокие приливы? (з-в Фанди)
Какие известны типы волн?
Что такое цунами?
Почему разрушительная сила цунами проявляется на побережьях? (видеофрагмент о деятельности цунами).
Как изображают течения на карте? Какое течение является самым продолжительным?

(ИКТ._мульт.уч. – практикум – ученик наносит течения.)

У. – воды суши включают в себя реки, озера, болота, искусственные водоемы, ледники, подземные воды, многолетнюю мерзлоту.

Вопросы:

Что такое река?
Что является озером?
Что называется водохранилищем?
Что такое болото?
Ледник – что это… ?
Какую воду называют подземной?

У. – Вода не только необходима для самой жизни человеку. В ней заключена еще и сила эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов. Так, А.С. Пушкин писал: Слайд 5.

Когда подымет океан
Вокруг меня волы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня мой талисман.

Вопросы:

Какой океан самый большой по площади и самый глубокий? (Показ на карте.)
Какова максимальная глубина океана? (Показ.)
Назовите самый мелкий океан? (Показ.)
Какой океан загрязнен больше других? (Показ.) Почему?

У. – В стихотворении “ К морю” А.С. Пушкина есть такие строки: Слайд 6.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой..
Прощай же море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Русский поэт В.А. Жуковский писал: Слайд 7.

Безмолвное море, лазурное море, стою очарован над бездной твоей…

Вопросы:

Какие типы морей известны? (У.– ИКТ – мульт.уч. – практикум – отмечает моря.)
Чем внутреннее море отличается от окраинного?
Что такое залив? Пролив? (У. – ИКТ – мульт.уч. практикум)
Назовите самый большой пролив между материками.
Пролив, соединяющий Средиземное море и Атлантический океан? Северный Ледовитый и Тихий океаны? Охотское и Японское моря? (Показ по карте.)

У. – Особенно много стихов поэты посвящали рекам и озерам, на берегах которых им довелось побывать. М.Ю. Лермонтов в 1839г. Написал: Слайд  8.

Терек воет, дик и злобен
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен, слезы брызгами летят.

Еще раньше, в 1829г. О Тереке писал А.С. Пушкин: Слайд 9

Меж горных рек несется Терек,
Волнами точет дикий брег,
Клокочет вдруг огромных скал…

Оба поэта дают точные характеристики горной реки.

Совсем по-другому описывают равнинные реки.

О Волга!...колыбель моя!
Любили кто тебя как я?
Один , по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И самый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…---

Писал Н.А. Некрасов в 1860г. Слайд 10.

Вопросы:

Какие бывают истоки рек?
Что такое устье?
Что называют бассейном реки?
Что такое дельта реки?
Что такое водопад?
Как называется самый высокий водопад мира? (Показ на карте.)

Географический диктант.

Я буду вам определения читать, а вы цифры ответов писать. Слайд 11.

Определения.

  1. Углубление, по которому постоянно река продолжает течение.
  2. Граница не на век, разделяющая бассейны двух рек.
  3. Место это очень мало, где река берет начало. (указать в к/к исток Волги).
  4. Место– финал, где река впадает в море или океан.(указать в к/к устье Волги)
  5. Площадь – та, с которой собирает воду река. (провести границу бассейна реки Волги)
  6. Это нагромождение камней, пересекающих реку, образуя на ней…
  7. Понижение, но не русло, от истока реки до устья.
  8. Реку и ее притоки смело назови…
  9. Место это очень круто, там река лежит в уступах.
    (Ответы: 5, 2, 7, 6, 1, 9, 4, 3, 8)

Работа со схемой речной системы. Слайд 12.

Теперь посмотрите на схему реки.

Здесь цифрами части ее нам даны, какой цифрой обозначен исток? – 2

Какой правый приток? – 3, 4; левый приток? -8. (указать в к/к притоки Волги)

Какой цифрой устье намечено? – 1, скажите скорее

Какой – верхнее течение – 7, нижнее – 6 и среднее? – 5.

Питание реки– установите соответствие. Слайд 13.

Слайд 14.

Проверти правильность выполнения практической работы.

На карту взгляни и географический объект по координатам определи. Слайд 15.

У. – С. Есенин в 1914г. Проникновенно написал об озере: Слайд 16.

Выйду на озеро, в синюю гать,
К сердцу вечерняя льет благодать…–

Или в 1910г. :

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари…

Вопросы: (Работа с физ. картойУ. показывают объекты.)

Как называется самое глубокое озеро мира?
Назовите самое большое по площади озеро мира?
Назовите самое высокогорное озеро мира7
Назовите озеро, в которое впадает около 300 рек, а вытекает только 1.? Какая?
Как называется самое крупное водохранилище нашей страны?
Что такое канал? Какой канал соединяет Волгу и Дон?
Что называют снеговой линией?
Что представляет собой айсберг?
Какая часть айсберга больше: надводная или подводная?

У. – Люди воду считают живительной влагой, приписывают ей удивительный вкус, называют ее освежающей, прохладной, целительной.

Воды гидросферы сильно воздействуют на слух человека: “ Терек воет, Тихий Дон, волны ревучи, море плещет, катят волны, недвижен Днепр, тяжелый грохот прибоя и т.д.

Люди испытывают разнообразные, в основном приятные, чувства, соприкасаясь с водой. Любят купаться, плескаться, касаться воды, свесить ноги с мостков и поболтать ими в воде. Находясь рядом с водой, мы всегда ощущаем, чем она пахнет: свежестью, затхлостью, морскими водорослями или чем-то еще.

Слайд 17. Воды гидросферы имеют и воспитательное значение. Оставаясь один на один с водной стихией, человек учится мужеству, стойкости, готовности оказать помощь ближнемУчитель.

Водные берега – это любимые места отдых и туризма. Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать по– пусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты!

III. Итог.

Какой большой раздел мы с вами повторили?
Что для себя вы отметили в этом уроке?
Что понравилось? Что хотели бы изменить или чем дополнить урок?

IV. Домашнее задание :

Повторить номенклатуру и найти еще стихи о водах.

Спасибо за урок.