"О, как убийственно мы любим…" Любовная лирика Ф.Тютчева, Н.Некрасова и А.Фета

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (851 кБ)

Загрузить презентацию (464 кБ)

Загрузить презентацию (814 кБ)

Загрузить презентацию (471 кБ)


Цели урока:

  • познакомить учащихся с любовной лирикой   Ф.И.Тютчева,  А.Н.Некрасова, А.А.Фета,  расширить знания о личности поэтов;
  • углубить представление о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа;
  • развить навыки выразительного чтения, устной речи учащихся, расширить терминологический инструментарий;
  • воспитать интерес  к изучению лирических произведений.

Тип урока: урок-презентация.

Оборудование: интерактивная доска, портреты Ф.И. Тютчева, Н. А.Некрасова,  А.А. Фета, запись вальса до-диез минор Шопена, презентации учащихся.

План урока

I. Вступительное слово учителя

Наш урок  мы назвали «О, как убийственно мы любим…».  Так называется  одно из самых ярких, чувственных и сильных произведений поэта. Поистине шедевр создал Фёдор Тютчев, испытывая чувства к Е. А. Денисьевой. Его искренняя любовь и забота пропитали стихотворение душевным теплом. Каждая строка полна переживаний и дум поэта.
Прежде чем перейти к основной части нашего  урока-презентации   компьютерных проектов, остановимся  на понятии цикл. (Поскольку  целью сегодняшнего урока не является рассмотрение всей любовной лирики Тютчева, Некрасова, Фета, а отдельных циклов стихотворений).
Что же называется циклом, каковы его основные признаки?
Цикл –  группа стихотворений,  посвящённых одном лицу, объединённых общей мыслью и темой.

Основные признаки:

– романтическая концепция любви (любовь как стихийное бедствие и поединок роковой);
– лирическая героиня;
– внутренний монолог как основная форма любви.

II. Основная часть урока

Звучит  вальс  до-диез минор Шопена (Приложение 1)

Учитель: Говорят, о Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, не чувствует поэзии вообще. Николай Алексеевич Некрасов писал так: « Каждый стих его хватает за сердце внезапно набегающие порывы ветра, их и слушать больно и переставать слушать жаль. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в  человеческом сердце».
Одна из прекраснейших тем творчества  Ф.И. Тютчева  – любовь. Она вдохновила его на создание гениальной интимной лирики. Вот они Музы Тютчева (на экране проецируются портреты любимых женщин Тютчева)

Компьютерная презентация о Тютчеве (Презентация 1)

Среди любовной лирики Тютчева были и такие стихи, подлинное содержание которых стало известно много позже смерти Тютчева. Теперь мы знаем, что они посвящены Елене Александровне Денисьевой, последней любви поэта. Их знакомство состоялось в 1850 году в Смольном институте, где учились старшие дочери Фёдора Ивановича.
Елена Денисьева долго оставалась не вполне понятной, даже загадочной девушкой. Она была соткана из противоречий. Исключительная живость свобода характера сочеталась в ней с твёрдой религиозностью, высокая культура поведения – с буйными вспышками гнева и веселья.  Она была на 23 года моложе Тютчева. Взаимное увлечение росло незаметно для обоих, пока наконец не вызвало с её стороны такую глубокую, такую самоотверженную любовь, что она охватила все его существо, и он остался навсегда её пленником. (Презентация 4)

Последняя любовь

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты,  последняя  любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Скрыть свои отношения от сплетников Петербурга оказалось невозможным,  и поэтому Елене Александровне было отказано в приемах в тех домах, где она еще совсем недавно была желанной гостьей. От нее отрекся даже родной отец. Об этой любви, продолжавшейся  14 лет, с 1850 по 1864 год, год ее смерти, рассказывают произведения поэта.

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьбу людскому суесловью
На поругание предала
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей.
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Ее спасали от насилья
Безмерной пошлости людской!

А вот стихотворение – воспоминание, написанное через год после смерти Денисьевой:

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею –
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души не витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

В Санкт-Петербурге на Волковом кладбище находится усыпальница Денисьевых – Тютчевых. Место для нее и первый памятник выбрал сам поэт. Вместе с Еленой Александровной здесь покоятся и ее дети.
Стихи «денисьевского» цикла – лиричны и сюжетны. Но хорошо, если бы это было достоянием только одной поэзии. Увы, это трагедия жизни.

Учитель: Любовная лирика  Николая Алексеевича  Некрасова разительно отличается от поэзии сердца» его предшественников. Чувство поэта лишено романтического ореола, свойственного стихотворениям  А .С. Пушкина и поэтам  его круга. Но «заземлённость» придавала  некрасовским стихам особый драматизм, в них отчётливо проступает проза жизни.

Компьютерная  презентация о Некрасове  (Презентация 2) .

Стихотворения «Панаевского цикла»

…Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки…

У Н.А.Некрасова есть замечательный  цикл стихов, посвященный любимой –  «панаевский цикл». Поэт запечатлел в этих стихах историю своей сложной, радостной, а порой и мучительной любви. И даже после того, как они расстались,  Некрасов всегда отмечал, что в лучшие    времена их объединяла общность взглядов     и взаимопонимание.

Что было лучшего у нас  
Мы на один алтарь сложили, 
И этот пламень не угас.
Все, чем мы в жизни дорожили,

Этот эпиграф к любовной лирике Николая Алексеевича Некрасова напоминает строки из стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил...» Но в любви двух поэтов есть существенная разница. Чувство Пушкина идеально, он так любит, что его любовь переходит в самоотречение:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Лирический герой Некрасова тоже желает счастья любимой женщине, но все-таки ему хочется, чтобы и она мучилась, страдала от разлуки с ним. Как видим, любовь в стихотворениях Некрасова ближе к прозе жизни. Не случайно в одном из его стихотворений есть такие строчки:

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья.

Воспоминания современников об Авдотье Яковлевне Панаевой

«Одна из самых красивых женщин в Петербурге».  (В.Сологуб.)
«Не только безукоризненно красивая, но и привлекательная  брюнетка».  (А.Фет)
«Я был влюблен не на шутку, теперь проходит, а не знаю еще… Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя». (Ф.Достоевский)
«Сколько в ней хорошего. В ней много ума и доброты истинной».  (Т.Грановский)

Действительно, всматриваясь в портрет А.Я.Панаевой, мы видим женщину редкой красоты. 

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно,  
Твой весёлый, насмешливый ум.

 Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку, уныло,
Так лукаво меня ты смешишь.

 Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня

  Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу
И вперёд – в это тёмное море –
Без обычного страха гляжу

Гражданская жена Некрасова А.Я. Панаева была еще и талантливым человеком, писательницей, мемуаристкой. В конце 40-х годов она окончательно «пренебреженная мужем», становится гражданской женой Некрасова. Отношения этих двух талантливых людей, этих сильных личностей отразились в стихах этого цикла. Сложность взаимоотношений влюбленных усугублялись и неоднозначным отношением окружающих к их связи, и смертью их сына в младенчестве… «Авдотья Яковлевна как бы закоченела в тоске», она не могла даже плакать. Они пожили, постоянно расходясь и сходясь десять-одиннадцать лет.

Стихи, посвященные Панаевой

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, –
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты –
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...

Чуковский об отношениях Некрасова с Панаевой

В свое время Чуковский посвятил исследованию отношений Некрасова с Панаевой немало времени. Он тщательно собрал воспоминания многочисленных современников, неизвестные тогда письма Некрасова и А. Панаевой и в 1926 г. Написал блестящий очерк « Панаева ». Чуковский обстоятельнейшим образом восстановил историю их любви и выписал образ Авдотьи Яковлевны со всеми её достоинствами (исключительной деятельной добротой, культурой гостеприимства, жаждой семейного счастья, верностью памяти поэта) и со всеми недостатками (мотовством, необразованностью и ограниченностью).Впрочем, достоинств было больше, чем недостатков. Когда Панаева была  молодой, блистала красотой, она восхищала тех, перед кем мы сейчас преклоняемся. Чуковский с присущим ему остроумием писал:
Герцен, Белинский, Достоевский, Некрасов – какие имена, какие люди! И Тургенев, и Гончаров, и Грановский, и Каверин, и  Лев Толстой – все у неё за столом, у Пяти Углов или потом у Аничкина моста, и, кажется, если бы в иной понедельник вдруг обрушился в её гостиной потолок, вся русская литература погибла бы. У нас не было бы ни «Отцов и детей», ни «Войны и мира», ни «Обрыва».  Этот блестящий пассаж совсем не легкая игра словами, здесь все точно, все документально: имена, адреса, общение людей.

Но все достоинства не принесли Авдотье Яковлевне большого и долгого счастья с Некрасовым. И Чуковский не снимает вины с него, полагая, что его трудный характер, частые приступы хандры, жестокой и мрачной ревности делали повседневную их жизнь тягостной. А к середине 50-х Некрасов уже без конца думал, что надо жить отдельно, уезжал от нее, вновь возвращался и вновь уезжал… И, наверное, можно только пожалеть того, и другого – несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга.
Думается, что и в отношениях с этой женщиной проявляются скорее лучшие его качества, чем худшие. Прекрасным было начало их любви.
Воспользуемся текстом Чуковского:
Некрасову было двадцать два года, когда он познакомился с нею. Ей было двадцать четыре. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Вначале она решительно отвергла его (Некрасова). Он с отчаянья чуть не  кинулся в Волгу, но не такой был человек, чтобы отступать. Ее упрямство только разжигало его.    «Как долго ты была сурова, как ты хотела верить мне и как и верила, и колебалась снова», – вспоминал он в дальнейшем письме. Нелегко досталась ему эта женщина. Этот любовный поединок продолжался с 1843 года по 1848. В 1848 году она, окончательно пренебреженная мужем, стала, наконец, женой Некрасова, и день, когда это случилось, долго был для него праздником из праздников:

Счастливый день! Его я отмечаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
И праздную его в душе моей.

 Одних этих строк, этой памяти  верности любви, оценки ее начала в своей жизни («С него я жизнь мою считаю») достаточно, чтобы говорить, что Некрасов умел любить. Ведь строки   написаны, когда уже прошло много лет.
Официально Некрасов так и не женился на Панаевой, когда в феврале 1862 года умер
Панаев и она овдовела. Они были уже совсем разными людьми, ничего общего не осталось.
Произошел окончательный разрыв…Авдотья Яковлевна вышла замуж за секретаря редакции Головачева и даже родила долгожданную дочь.

Тема любви в лирике А.А.Фета

Учитель: Говорить о  стихах Фета на самом деле  невозможно. Это  всё равно, что пересказывать словами музыку. Лирика Фета дышит таким счастьем, такой свободой, такой надеждой, что даже больно. Почему  больно? Тайна рождения, осознанная как катастрофа, вынужденная утомительная офицерская служба, трагическая  любовь.
Встреча с Марией Лазич осветила жизнь поэта светом печальным и таинственным. Время, к сожалению, не сохранило её портретов, но воспоминания современников и самого Фета  доносят  до нас удивительный образ умной, начитанной, обаятельной девушки, тонкой ценительницы поэзии и талантливой музыкантши.  Не будучи красавицей, она, по словам Фета, отличалась «необычной роскошью чёрных с сизым отливом волос.

Презентация о Фете (Презентация 3)

Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только божеским даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет и реальную автобиографическую подоплеку.     Вдохновением для Фета являлась любовь его молодости – дочь сербского помещика Мария Лазич. Любовь их была столь высока и неугасаема, сколь и трагична. Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, тем не менее ее последними словами перед смертью было восклицание: "Виноват не он, а я!" Обстоятельства ее смерти так и не выяснены, как и обстоятельства рождения Фета, но есть основания полагать, что это было самоубийство. Сознание косвенной вины и тяжести утраты тяготило Фета на протяжении всей его жизни, и результатом этого явилось двоемирие... Современники отмечали холодность, расчетливость и даже некоторую жестокость Фета в повседневной жизни. Но какой контраст это составляет с другим миром Фета – миром его лирических переживаний, воплощенных в его стихотворениях. Фет погружен в свой собственный мир, ведь только в нем возможно единение с любимой.

Героиня лирики А. А. Фета

Самой большой любовью всей жизни Фета была Мария Лазич. Но их   судьба сложилась несчастливо. Они расстались, и Мария покончила жизнь самоубийством, обронив зажженную спичку, от которой загорелось ее платье. Это несчастье наложило на жизнь и творчество поэта неизгладимый отпечаток. Стихи, в которых присутствует “она”, овеяны трагичностью и тоской. Вместе с Марией Лазич погиб и его идеал, который звучал теперь только в стихах – воспоминаниях о ней. Стихотворение “На заре ты ее не буди...” овеяно чистой, искренней, нежной любовью к возлюбленной.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит

Годы прошли, а Фет по-прежнему любит только ее одну, единственную и неповторимую:

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Фета всегда тянуло к прекрасному, гармоническому, чего не хватало в его реальной жизни. Поэтому его творчество часто уходит в далекие античные времена в поисках этой гармонии и красоты.

III. Заключительное слово учителя

Вот и подходит к концу наша встреча с удивительными страницами лирики трёх поэтов.  И мы можем сделать вывод, что любовь для Ф.И. Тютчева,  Н.А.Некрасова,  А.А.Фета,  действительно,  великое чувство, в их стихах оно получает вечную жизнь, непреходящую деятельность, оплаченную «муками сердца».
Я думаю, что в вашей жизни будут такие ситуации , когда у вас появится желание взять в руки томики стихов Тютчева, Некрасова, Фета, чтобы почитать их для души. И пусть каждый из вас испытает в жизни великое чувство, название которому ЛЮБОВЬ.

IV. Оценки за урок

V. Домашнее задание. Сделать письменный анализ одного стихотворени