Этому занятию предшествует текстуальное изучение нескольких сказок на уроках (сюжет, основные образы, конфликт персонажей, мораль (“урок”) сказок, языковых средства и поэтическая форма) и внеклассное знакомство с теми сказками, которые не были охвачены вниманием на уроках
1 часть занятия (семинар)
Цель семинара: создать условия для рождения в сознании пятиклассников целостной картины пушкинского сказочного мира, способствовать обобщению знаний о сказках А.С.Пушкина и осознанию их связи с фольклором.
Семинар походит в виде беседы с учениками о сказках Пушкина с анализом эпизодов, приведением конкретных примеров из текста. Для подготовки беседы за основу взяты исследования сказок А.С.Пушкина, В.Коровиной[1] и В.Непомнящего[3].
План семинарской беседы
- Чем сказки Пушкина похожи на народные, а чем отличаются? Какие сказочные элементы поэт создал сам, а какие позаимствовал из УНТ? (Первичные впечатления пятиклассников)
- Каких героев народных сказок напомнили вам герои сказок пушкинских? Докажите, что герои Пушкина - психологические характеры, изменяющиеся, “живые”, а герои народных сказок - застывшие типы. (Пушкин пытается изобразить движение души героя через физическое действие. В.Непомнящий пишет: “В “предполагаемых обстоятельствах” сказки-обстоятельствах, в основе своей фантастических, неправдоподобных, условных, - Пушкин создал реалистические характеры, наделенные “безусловной” истиной страстей, правдоподобием чувствований". Т.е. фольклорная сказка стала у Пушкина сказкой психологической. )
- Как изображаются действия в сказках?(В народных сказках- “общий план” без деталей, действие является условно-сказочным, у Пушкина- “крупный план”, множество деталей, подробностей, мелочей, действие реальное, зримое.)
- В чем стилистическое своеобразие народных сказок и сказок Пушкина? (Использование устойчивых повторяющихся формул в УНТ и у Пушкина, употребление экспрессивной лексики и оценочных эпитетов, обилие глаголов, интонация как способ передачи авторской оценки у Пушкина.)
- Каковы сказочные идеалы, положительные герои? (В фольклорных сказках – это народные идеалы, передающие не индивидуальные, а коллективные представления о добре и зле, справедливости и правде. В сказках Пушкина присутствует уже авторская оценка героев, индивидуальная точка зрения на сказочные события. Где-то поэт ироничен по отношению к своим персонажам, где-то искренне им сочувствует, а бесенка (отрицательного персонажа!) в “Сказке о попе и работнике его Балде” он даже жалеет, что видно благодаря использованию уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Вывод: Пушкин, обратясь к народным сказкам, творчески переработал в своей художественной системе фольклорные элементы, соединил народные сказочные традиции и литературное новаторство. В.Непомнящий отмечал [3], что “в пушкинских “Сказках” широта, размах, простодушная мудрость, яркая определенность красок, ребяческая непосредственность высказывания – все качества, изначально присущие народному творчеству как творчеству коллективному, предстали в форме личных качеств этого рассказчика. Народный дух как бы воплотился в Пушкине, в его лирическом “я”.”
2 часть занятия (практическая, игровая)
Командная игра “Путешествие с Ученым Котом по Лукоморью”
Игра может быть использована как внеклассное мероприятие, она даёт школьникам возможность продемонстрировать не только свои познания, но и смекалку, находчивость, ощутить радость и азарт командного соревнования.
Цель игры: способствовать развитию коммуникативных умений, памяти, мышления, воображения, помочь реализации творческих навыков и актерского мастерства.
Оформление игры: репродукции к сказкам Пушкина разных художников (А.Куркин, Б.Дехтерев, Т.Маврина, В. Конашевич, И. Билибин), макет сказочного дуба; звуковое оформление (запись актерского чтения “Лукоморья”); маска Ученого Кота у ведущего.
Д\з к игре - написать окончание “Сказки о Медведихе”
Вступление
Звучит актерское чтение “Пролога” к поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” (“Лукоморье”) в записи. Целесообразно начать игру с прослушивания именно этого фрагмента, т.к., как писала В.Коровина[1], “вступление к поэме “Руслан и Людмила” представляет собой “собирательную” картину сказочных мотивов, изобилующую необыкновенным, волшебным”.
Ведущий в это время надевает маску Ученого Кота.
Я – Ученый Кот и поведу вас, ребята, в страну сказок, в Лукоморье. И, как любого сказочного героя, вас ждут сказочные испытания. Вам предстоит показать, как вы знаете пушкинские сказки и насколько быстро можете ориентироваться в тексте, умеете ли вести командную игру, слушать друг друга и выбирать правильный ответ, как умеете фантазировать и даже перевоплощаться в сказочные образы. А сейчас я хочу поближе познакомиться с вами и немного больше рассказать о себе.
Приветствие команд. Ученый Кот дает мифологический комментарий о себе (см. статью КОТ в энциклопедии “Мифы народов мира”[2] или другие источники по выбору учителя.) Благодаря мифологическим комментариям во время игры вводится новая информация.
“Волшебные испытания” (конкурсы)
1. “Внимательный читатель”
Ученый Кот задает участникам вопросы по содержанию и предлагает найти ответы на них в текстах сказок.
- Какое приданое было у молодой царевны из “Сказки о мертвой царевне…”?(7торговых городов да 140 теремов)
- Благодаря какому приспособлению сын и отец в “Сказке о царе Салтане… ” впервые увидели друг друга? (подзорная труба)
- Какую песню поет белка, живущая в хрустальном домике, из “Сказки о царе Салтане… ”? (“Во саду ли в огороде…”)
- Какова мораль в “Сказке о попе и работнике его Балде”? (“Не гонялся бы ты поп за дешевизной!”)
- Чем угощали богатыри свою гостью в “Сказке о мертвой царевне…”? (Вином и пирогом)
- Мы часто говорим: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” Это цитата из одной Пушкинской сказки, из какой? (“Сказка о золотом петушке”)
- Перечислите сказки, в которых одним из действующих “лиц” является Окиян (вода). (“Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о царе Салтане”). После ответа на этот вопрос один из учеников дает мифологический комментарий образу Окияна (океан жизни), воде как первородной стихии [2]
- В какой сказке герой впадает в сон? (“ Сказка о мертвой царевне…”)
- Кто (что за герой, как его зовут) пытается царевну из “Сказки о мертвой царевне…” предупредить об опасности? (Пес богатырей по кличке Соколко)
- В какой пушкинской сказке обладает даром речи животное, которое традиционно в УНТ считается символом немоты? (“Сказка о рыбаке и рыбке”, золотая рыбка говорит, хотя существует поговорка “молчит как рыба”) После ответа на этот вопрос один из учеников дает мифологический комментарий образу рыбы (см. “Мифы народов мира”).
- Три – священное сказочное число. Назовите сказки Пушкина, в которых используется число 33. (“Сказка о рыбаке и рыбке”- 33 года, “Сказка о царе Салтане” - 33 богатыря) После ответа на этот вопрос один из учеников дает мифологический комментарий числу три [2].
Ученый Кот в этом конкурсе оценивает скорость, точность, полноту ответа.
2. “Точный комментатор”
Ученый Кот предлагает командам объяснить значения взятых из сказок Пушкина слов и выражений: толоконный, полба, супостат, под спудом, будто пава, понадеяться на авось, столбовая дворянка, белены объелась.
Ученый Кот в этом конкурсе оценивает скорость, точность и грамотность ответа.
Ключ к заданию
Толоконный (лоб) - от толокно (овсяная мука), перен. “соломенная голова”, т.е. глупый человек.
Полба - особый вид пшеницы, вареная полба-каша.
Простофиля - образовано от “просто” и “Филя” (распространенное имя у крепостных крестьян), глуповатый, малосообразительный человек, разиня.
Супостат - противник, недруг.
Под спудом - в скрытном месте.
Словно пава - величественно (пава-самка павлина).
Понадеяться на авось - понадеяться на случайную удачу, “авось” - может быть.
Столбовая дворянка - дворянка, относящаяся к древнему потомственному дворянскому роду, в 16 веке заносившемуся в специальные столбцы (родословные книги).
Объесться белены - обезуметь, одуреть. Белена - ядовитое растение, вызывающее помутнение рассудка.
3. “Художник- сказочник”
Ученый Кот раздает командам репродукции c картин художников В.М.Конашевича<рисунок 1><рисунок 2><рисунок 3><рисунок 4><рисунок 5> и Т.А.Мавриной <рисунок 6><рисунок 7> к сказкам Пушкина и задает по ним вопросы:
- Найдите фрагменты текстов, соответствующие рисунку.
- Почему лес, изображенный на иллюстрации, вызывает впечатление сказочного, таинственного? Какими средствами художник добивается у нас такого ощущения?
- Какие детали обстановки терема 7 богатырей подсказаны художнику текстом, а какие придуманы?
- Нарисуйте словесную картину, соответствующую фразе “И молва трезвонить стала: “Дочка царская пропала!”” (Какая команда догадается, что у слова “трезвонить” два значения: “говорить” и “звонить в колокола”, и отразит это в своем словесном рисунке?)
Ученый Кот в этом конкурсе оценивает скорость ответа, его полноту, творческий подход, фантазию.
После подведения итогов конкурса один из учеников рассказывает о художнике И.Билибине, иллюстрировавшем сказки Пушкина, демонстрирует репродукции картин<рисунок 8> <рисунок 9>.
4. “Сказочные фантазии”
Ученый Кот предлагает командам представить написанные заранее (д\з к игре) окончание “Сказки о Медведихе”. В этом конкурсе оценивается логика сюжета, словесно-стилевое оформление продолжения сказки и качество его презентации.
5. “Ожившие сказки”
Команды представляют инсценировки выбранных фрагментов сказок. Ученый Кот в этом конкурсе оценивает актерскую игру, костюмы и оформление выступления команды.
Итоги урока
Ученый Кот подводит итоги путешествия по сказочной стране, благодарит участников за то, что с честью выдержали все испытания, награждает команды. Каждый ученик получает оценку за какой-то вид деятельности, в котором он особенно преуспел.
Рефлексия над своей деятельностью (проходит в форме коллективного обсуждения)
- Что запомнилось больше всего на уроке?
- Что было самым интересным?
- Что нового вы узнали о своих одноклассниках?
- Что нового открыли для себя?
- Что показалось особенно сложным?
- Что было слишком простым? Неинтересным?
- Понравилось ли работать в группе?
- Как вы оцениваете работу всего коллектива?
Литература
- Коровина В. Изучение сказок Пушкина в школе//Пушкин в школе. - М.,1999
- Мифы народов мира.-энциклопедия в 2-х томах/гл. ред.С.А. Токарев- М., Советская энциклопедия, 1991-1992
- Непомнящий В. О сказках Пушкина //Пушкин А.С. Сказки.- М..,1966