Обобщающее занятие по литературе в 5-м классе на тему "Художественные особенности литературных сказок" (на примере сказок А.С. Пушкина)

15.02.2007

Этому занятию предшествует текстуальное изучение нескольких сказок на уроках (сюжет, основные образы, конфликт персонажей, мораль (“урок”) сказок, языковых средства и поэтическая форма) и внеклассное знакомство с теми сказками, которые не были охвачены вниманием на уроках

1 часть занятия (семинар)

Цель семинара: создать условия для рождения в сознании пятиклассников целостной картины пушкинского сказочного мира, способствовать обобщению знаний о сказках А.С.Пушкина и осознанию их связи с фольклором.

Семинар походит в виде беседы с учениками о сказках Пушкина с анализом эпизодов, приведением конкретных примеров из текста. Для подготовки беседы за основу взяты исследования сказок А.С.Пушкина, В.Коровиной[1] и В.Непомнящего[3].

План семинарской беседы

  1. Чем сказки Пушкина похожи на народные, а чем отличаются? Какие сказочные элементы поэт создал сам, а какие позаимствовал из УНТ? (Первичные впечатления пятиклассников)
  2. Каких героев народных сказок напомнили вам герои сказок пушкинских? Докажите, что герои Пушкина - психологические характеры, изменяющиеся, “живые”, а герои народных сказок - застывшие типы. (Пушкин пытается изобразить движение души героя через физическое действие. В.Непомнящий пишет: “В “предполагаемых обстоятельствах” сказки-обстоятельствах, в основе своей фантастических, неправдоподобных, условных, - Пушкин создал реалистические характеры, наделенные “безусловной” истиной страстей, правдоподобием чувствований". Т.е. фольклорная сказка стала у Пушкина сказкой психологической. )
  3. Как изображаются действия в сказках?(В народных сказках- “общий план” без деталей, действие является условно-сказочным, у Пушкина- “крупный план”, множество деталей, подробностей, мелочей, действие реальное, зримое.)
  4. В чем стилистическое своеобразие народных сказок и сказок Пушкина? (Использование устойчивых повторяющихся формул в УНТ и у Пушкина, употребление экспрессивной лексики и оценочных эпитетов, обилие глаголов, интонация как способ передачи авторской оценки у Пушкина.)
  5. Каковы сказочные идеалы, положительные герои? (В фольклорных сказках – это народные идеалы, передающие не индивидуальные, а коллективные представления о добре и зле, справедливости и правде. В сказках Пушкина присутствует уже авторская оценка героев, индивидуальная точка зрения на сказочные события. Где-то поэт ироничен по отношению к своим персонажам, где-то искренне им сочувствует, а бесенка (отрицательного персонажа!) в “Сказке о попе и работнике его Балде” он даже жалеет, что видно благодаря использованию уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Вывод: Пушкин, обратясь к народным сказкам, творчески переработал в своей художественной системе фольклорные элементы, соединил народные сказочные традиции и литературное новаторство. В.Непомнящий отмечал [3], что “в пушкинских “Сказках” широта, размах, простодушная мудрость, яркая определенность красок, ребяческая непосредственность высказывания – все качества, изначально присущие народному творчеству как творчеству коллективному, предстали в форме личных качеств этого рассказчика. Народный дух как бы воплотился в Пушкине, в его лирическом “я”.”

2 часть занятия (практическая, игровая)

Командная игра “Путешествие с Ученым Котом по Лукоморью”

Игра может быть использована как внеклассное мероприятие, она даёт школьникам возможность продемонстрировать не только свои познания, но и смекалку, находчивость, ощутить радость и азарт командного соревнования.

Цель игры: способствовать развитию коммуникативных умений, памяти, мышления, воображения, помочь реализации творческих навыков и актерского мастерства.

Оформление игры: репродукции к сказкам Пушкина разных художников (А.Куркин, Б.Дехтерев, Т.Маврина, В. Конашевич, И. Билибин), макет сказочного дуба; звуковое оформление (запись актерского чтения “Лукоморья”); маска Ученого Кота у ведущего.

Д\з к игре - написать окончание “Сказки о Медведихе”

Вступление

Звучит актерское чтение “Пролога” к поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” (“Лукоморье”) в записи. Целесообразно начать игру с прослушивания именно этого фрагмента, т.к., как писала В.Коровина[1], “вступление к поэме “Руслан и Людмила” представляет собой “собирательную” картину сказочных мотивов, изобилующую необыкновенным, волшебным”.

Ведущий в это время надевает маску Ученого Кота.

Я – Ученый Кот и поведу вас, ребята, в страну сказок, в Лукоморье. И, как любого сказочного героя, вас ждут сказочные испытания. Вам предстоит показать, как вы знаете пушкинские сказки и насколько быстро можете ориентироваться в тексте, умеете ли вести командную игру, слушать друг друга и выбирать правильный ответ, как умеете фантазировать и даже перевоплощаться в сказочные образы. А сейчас я хочу поближе познакомиться с вами и немного больше рассказать о себе.

Приветствие команд. Ученый Кот дает мифологический комментарий о себе (см. статью КОТ в энциклопедии “Мифы народов мира”[2] или другие источники по выбору учителя.) Благодаря мифологическим комментариям во время игры вводится новая информация.

“Волшебные испытания” (конкурсы)

1. “Внимательный читатель”

Ученый Кот задает участникам вопросы по содержанию и предлагает найти ответы на них в текстах сказок.

  • Какое приданое было у молодой царевны из “Сказки о мертвой царевне…”?(7торговых городов да 140 теремов)
  • Благодаря какому приспособлению сын и отец в “Сказке о царе Салтане… ” впервые увидели друг друга? (подзорная труба)
  • Какую песню поет белка, живущая в хрустальном домике, из “Сказки о царе Салтане… ”? (“Во саду ли в огороде…”)
  • Какова мораль в “Сказке о попе и работнике его Балде”? (“Не гонялся бы ты поп за дешевизной!”)
  • Чем угощали богатыри свою гостью в “Сказке о мертвой царевне…”? (Вином и пирогом)
  • Мы часто говорим: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” Это цитата из одной Пушкинской сказки, из какой? (“Сказка о золотом петушке”)
  • Перечислите сказки, в которых одним из действующих “лиц” является Окиян (вода). (“Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о царе Салтане”). После ответа на этот вопрос один из учеников дает мифологический комментарий образу Окияна (океан жизни), воде как первородной стихии [2]
  • В какой сказке герой впадает в сон? (“ Сказка о мертвой царевне…”)
  • Кто (что за герой, как его зовут) пытается царевну из “Сказки о мертвой царевне…” предупредить об опасности? (Пес богатырей по кличке Соколко)
  • В какой пушкинской сказке обладает даром речи животное, которое традиционно в УНТ считается символом немоты? (“Сказка о рыбаке и рыбке”, золотая рыбка говорит, хотя существует поговорка “молчит как рыба”) После ответа на этот вопрос один из учеников дает мифологический комментарий образу рыбы (см. “Мифы народов мира”).
  • Три – священное сказочное число. Назовите сказки Пушкина, в которых используется число 33. (“Сказка о рыбаке и рыбке”- 33 года, “Сказка о царе Салтане” - 33 богатыря) После ответа на этот вопрос один из учеников дает мифологический комментарий числу три [2].

Ученый Кот в этом конкурсе оценивает скорость, точность, полноту ответа.

2. “Точный комментатор”

Ученый Кот предлагает командам объяснить значения взятых из сказок Пушкина слов и выражений: толоконный, полба, супостат, под спудом, будто пава, понадеяться на авось, столбовая дворянка, белены объелась.

Ученый Кот в этом конкурсе оценивает скорость, точность и грамотность ответа.

Ключ к заданию

Толоконный (лоб) - от толокно (овсяная мука), перен. “соломенная голова”, т.е. глупый человек.

Полба - особый вид пшеницы, вареная полба-каша.

Простофиля - образовано от “просто” и “Филя” (распространенное имя у крепостных крестьян), глуповатый, малосообразительный человек, разиня.

Супостат - противник, недруг.

Под спудом - в скрытном месте.

Словно пава - величественно (пава-самка павлина).

Понадеяться на авось - понадеяться на случайную удачу, “авось” - может быть.

Столбовая дворянка - дворянка, относящаяся к древнему потомственному дворянскому роду, в 16 веке заносившемуся в специальные столбцы (родословные книги).

Объесться белены - обезуметь, одуреть. Белена - ядовитое растение, вызывающее помутнение рассудка.

3. “Художник- сказочник”

Ученый Кот раздает командам репродукции c картин художников В.М.Конашевича<рисунок 1><рисунок 2><рисунок 3><рисунок 4><рисунок 5> и Т.А.Мавриной <рисунок 6><рисунок 7> к сказкам Пушкина и задает по ним вопросы:

  • Найдите фрагменты текстов, соответствующие рисунку.
  • Почему лес, изображенный на иллюстрации, вызывает впечатление сказочного, таинственного? Какими средствами художник добивается у нас такого ощущения?
  • Какие детали обстановки терема 7 богатырей подсказаны художнику текстом, а какие придуманы?
  • Нарисуйте словесную картину, соответствующую фразе “И молва трезвонить стала: “Дочка царская пропала!”” (Какая команда догадается, что у слова “трезвонить” два значения: “говорить” и “звонить в колокола”, и отразит это в своем словесном рисунке?)

Ученый Кот в этом конкурсе оценивает скорость ответа, его полноту, творческий подход, фантазию.

После подведения итогов конкурса один из учеников рассказывает о художнике И.Билибине, иллюстрировавшем сказки Пушкина, демонстрирует репродукции картин<рисунок 8> <рисунок 9>.

4. “Сказочные фантазии”

Ученый Кот предлагает командам представить написанные заранее (д\з к игре) окончание “Сказки о Медведихе”. В этом конкурсе оценивается логика сюжета, словесно-стилевое оформление продолжения сказки и качество его презентации.

5. “Ожившие сказки”

Команды представляют инсценировки выбранных фрагментов сказок. Ученый Кот в этом конкурсе оценивает актерскую игру, костюмы и оформление выступления команды.

Итоги урока

Ученый Кот подводит итоги путешествия по сказочной стране, благодарит участников за то, что с честью выдержали все испытания, награждает команды. Каждый ученик получает оценку за какой-то вид деятельности, в котором он особенно преуспел.

Рефлексия над своей деятельностью (проходит в форме коллективного обсуждения)

  • Что запомнилось больше всего на уроке?
  • Что было самым интересным?
  • Что нового вы узнали о своих одноклассниках?
  • Что нового открыли для себя?
  • Что показалось особенно сложным?
  • Что было слишком простым? Неинтересным?
  • Понравилось ли работать в группе?
  • Как вы оцениваете работу всего коллектива?

Литература

  1. Коровина В. Изучение сказок Пушкина в школе//Пушкин в школе. - М.,1999
  2. Мифы народов мира.-энциклопедия в 2-х томах/гл. ред.С.А. Токарев- М., Советская энциклопедия, 1991-1992
  3. Непомнящий В. О сказках Пушкина //Пушкин А.С. Сказки.- М..,1966

a_id: 414591