Обобщающий урок в форме литературной игры по творчеству Н.В. Гоголя для 6-го класса "Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • проверить знания учащихся по изученным произведениям;
  • развивать познавательный интерес к изучению произведений классической литературы;
  • формировать коммуникативные навыки обучающихся.

Оборудование:

  • карточки для работы команд;
  • фишки;
  • музыкальное оборудование;

(звучит Полька, выходят ведущие)

Сергей: Здравствуйте!

Саша: "Великая, торжественная минута! У ног моих шумит моё прошедшее: передо мной сквозь туман светлеет неразгаданное будущее. Какое же ты, моё будущее: О, будь блистательно, будь деятельно!", - так писал Н.В.Гоголь: И мы, то самое будущее, вспомним сегодня отдельные страницы его жизни и творчества:

Сергей: Мы начинаем игру, посвященную творчеству Николая Васильевича Гоголя. Тема сегодняшней игры-викторины - повести под общим названием "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Саша: В 6 классе мы изучали только две повести: "Ночь перед Рождеством" и "Майская ночь, или утопленница". Вопросы будут касаться только этих повестей. Поэтому каждый ученик сможет принять участие в игре.

Сергей: Теперь познакомлю вас с условиями игры.

Саша: Каждый правильный ответ "оценивается" "фишкой", которую вам будет передавать наш помощник.

Сергей: А поможет нам оценить знания ребят уважаемое жюри:

Саша: _____________________________,

Сергей: ___________________________(аплодисменты!)

Сергей: Итак, начнём

(звучит "Гопак")

I тур. Знаем ли мы биографию Гоголя? Вопросы задаются двум командам сразу, кто первый ответит правильно - получает фишку. Сигналом готовности отвечать является понятая вверх рука.

1 вопрос. Будущий писатель появился на свет в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии в этот весёлый весенний день (по новому стилю). Что это за писатель и что это за день? (1 апреля 1809 года. 20 марта по старому стилю. Это был Н.В. Гоголь.)

2 вопрос. Какому литератору, намекая на его фамилию, однажды сказали: "Если вы и птица, то небесная!"? (Н.В. Гоголю.)

3 вопрос. Согласно Даниилу Хармсу, он обожал, переодевшись Солнцем русской поэзии, гулять по Тверскому бульвару, а то и попасться под ноги оригиналу. Назовите обоих. (Гоголь и Пушкин.)

4 вопрос. О ком Гоголь говорил: "Ничего не предпринимал я, ничего не писал без его совета"? (Об А.С. Пушкине.)

5 вопрос. Смертельно боясь именно этого, Гоголь приказал домашней челяди будить его каждый час, что ухудшило здоровье писателя. Чего же так боялся писатель? (Уснуть летаргическим сном.)

6 вопрос. Почему 1831 год можно назвать одним из самых знаменательных для Н.В.Гоголя? (Весной 1831 года он познакомился со своим кумиром - А.С.Пушкиным.)

7 вопрос. Кто раньше родился: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов или Н.В. Гоголь? Назовите даты рождения этих писателей. (Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году. Гоголь - родился 20 марта (1 апреля) 1809 г; Лермонтов родился 3 октября 1814 г.)

8 вопрос. Кто из писателей дольше прожил: Пушкин, Лермонтов или Гоголь? Укажите даты смерти этих писателей. (Гоголь - он умер 21 февраля 1852 в возрасте 43 лет. Пушкин умер 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1837 года в возрасте 38 лет. Лермонтов был убит 15 июля 1841 г. в возрасте 27 лет)

9 вопрос. В каких учебных заведениях получали образование Пушкин, Лермонтов, Гоголь? (Петербург - Царскосельский лицей, Москва - Университетский благородный пансион, Гимназию высших наук в Нежине.)

10 вопрос. Как называется комедия Н.В. Гоголя? Варианты ответа

а) "Аудитор";
б) "Инспектор";
в) "Ревизор";
г) "Рэкетир".

11 вопрос. По "говорящим" фамилиям героев "Ревизора" догадайтесь, кто из этих персонажей был лекарем:

а) Держиморда;
б) Гибнер;
г) Ляпкин-Тяпкин.
(От русского глагола "гибнуть". Такой вот опасный лекарь.)

12 вопрос. Как называется произведение Н.В. Гоголя?

а) "Рот";
б) "Глаз";
в) "Зуб";
г) "Нос". (звучит музыка)

Сергей: Мы переходим ко второму туру.

Саша:

Конкурсу чтецов!

Сергей: Приглашаем на сцену по 1 человеку от каждой команды. Задача - прочитать отрывок из произведения Гоголя: Максимальная оценка - 5 фишек (т.е. баллов). Оценивается исполнительское мастерство.

(Выступление команд, оценка жюри)

Саша: Серёжа! Объявляй следующий тур!

Сергей:

Тур 3. Литературные портреты.

Саша: Необходимо отгадать литературного героя по его описанию. А также назвать произведение, из которого этот герой. Каждой команде будет дано по два портрета. Один - главного героя, другой - второстепенного.

Сергей: На обдумывание - 2 минуты.

1) "Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? - говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. Лгут люди, я совсем не хороша". Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. "Разве черные брови и очи мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркала, - так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! - и, отдвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть". (Оксана, " Ночь перед Рождеством")

Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колеса с Комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а: (Чёрт, Ночь перед Рождеством)

За правильный ответ - 1 фишка

2) Под самым покутом, на почетном месте, сидел гость - низенький, толстенький человечек с маленькими, вечно смеющимися глазками, в которых, кажется, написано было то удовольствие, с каким курил он свою коротенькую люльку, поминутно сплевывая и придавливая пальцем вылезавший из нее превращенный в золу табак. Облака дыма быстро разрастались над ним, одевая его в сизый туман. Казалось, будто широкая труба с какой-нибудь винокурни, наскуча сидеть на своей крыше, задумала прогуляться и чинно уселась за столом в хате головы. Под носом торчали у него коротенькие и густые усы; но они так неясно мелькали сквозь табачную атмосферу, что казались мышью, которую он поймал и держал во рту своем, подрывая монополию амбарного кота. (Винокур, Майская ночь, или утопленница)

Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно незаметно, и казалось - винокуренная кадь двигалась по улице. Может быть, это самое подало повод прозвать его Пузатым. Не прошло нескольких дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он знахарь. (Пацюк, Ночь перед Рождеством)

За правильный ответ - 2 фишки

Саша: Любите ли вы театр так, как люблю его я???

Сергей: Ну:как ты, может быть, и не любим:

Саша: Но в конкурсе театральных постановок поучаствовать придётся!

Сергей: Итак, 4 тур: Наши маленькие литературные постановки!

IV тур: Наши маленькие постановки.

Саша: Каждая команда представляет небольшой отрывок из любого произведения Гоголя. Оценивается подбор источника и актёрское мастерство. Максимальная оценка - 5 фишек (т.е. 5 баллов)

Сергей: Ну, а пока команды готовятся у зрителей тоже есть шанс поучаствовать в игре:И у членов жюри тоже:Предлагаем вам ответить на несколько вопросов!

Дополнительные вопросы для зрителей

Саша: "Боже мой, сколько тут панства!" Кем были сказаны эти слова и по какому поводу?

(Вакулой, на улицах Петербурга)

Сергей: "Нет, этот, - подумал Вакула, - еще ленивее Чуба" Кого Вакула имел в виду? (Пацюк)

Саша: Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью.)

Сергей: Команды готовы? И первыми выступят___________________________! Приветствуйте!!!!

(выступление 1 команды)

Саша: Аплодисменты второй команде!!!!!

(выступление 2 команды)

(итоги тура, раздают фишки)

Саша: Серёж, а что тебе больше всего понравилось в произведениях Гоголя?

Сергей: Пожалуй, лихо закрученный сюжет и фантастичность: А тебе?

Саша: А мне описания природы, помнишь:. "Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!..

Сергей: Стоп:.Я-то помню, а вот помнят ли участники конкурса, мы сейчас узнаем.

Итак, V тур: Пейзаж.

Саша: Сейчас команды получат описание пейзажа и должны будут определить, из какого произведения Гоголя он взят. На обдумывание дается 1 минута. За правильный ответ команда получает 2 фишки.

":Перекрестив ее, закрыл он окошко и тихонько удалился. И через несколько минут все уже уснуло на селе; один только месяц так же блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля, в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: всё погрузилось в сон. Изредка только прерывалось молчание лаем собак. :" ("Майская ночь, или утопленница")

":Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег:" (Ночь перед Рождеством)

(подведение предварительных итогов)

VI тур. Супер-игра

Вопросы задаются двум командам сразу, кто первый ответит правильно - получает фишку. Сигналом готовности отвечать является понятая вверх рука.

1. Из каких произведений эти предметы? С именами каких героев они связаны?

  1. Краски
  2. Черевички
  3. Бандура

2. Что значит колядовать? Что такое колядки? (Колядовать - значит петь под окнами домов песни накануне Рождества. Эти песни и называют колядками. В них поют про Рождество. Хозяину, хозяйке, их детям желают здоровья. Тому, кто колядует, дают хлеб, колбасу, конфеты или деньги.)

3. Как звучит полное название произведения, куда вошла повесть "Ночь перед Рождеством"? ("Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, написанные Пасичником Рудым Паньком")

4. Почему черт поклялся мстить Вакуле? (Вакула "намалевал" его изгоняемым из ада: испуганный черт метался, а грешники били его кнутами.)

5. Чем потчевала Солоха гостей, приходивших к ней? (жирными, со сметаной варениками)

6. ": Казак идет по улице: и подтанцовывает. Вот он тихо остановился перед дверью хаты.: Тут он отворотился, насунул набекрень свою шапку и гордо отошел от окошка, тихо перебирая струны:. На каком музыкальном инструменте играл Левко? (Бандура)

7. В повести к своей девушке казак Левко обращается "Галю, Галю". Назовите ее второе имя. (Ганна)

8. Назовите имя дьяка из повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" (Осип Никифорович)

Ведущие: Ну а теперь. Внимание, команды! Сдайте все ваши фишки членам жюри: И, пока уважаемое жюри подводит итоги сегодняшней игры, мы послушаем отрывок из "Ночи перед Рождеством:" в исполнении _______________________________________________.

Сергей: Для подведения итогов мы приглашаем на сцену членов жюри!

Саша: Встречайте!

(подведение итогов, музыка)

Саша: Поздравляем победителей!

Сергей: До свидания! До новых встреч!

Дополнительныы вопрос (если команды набрали одинаковое количество баллов)

10. ":Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки, в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак, и будто светилось насквозь при серебряном месяце. Хоровод, играя, придвинулся к нему ближе. Послышались голоса. "Давайте в ворона, давайте играть в ворона!" - зашумели все, будто приречный тростник, тронутый в тихий час сумерек воздушными устами ветра. "Кому же быть вороном?" Кинули жребий - и одна девушка вышла из толпы. Левко принялся разглядывать ее. Лицо, платье, все на ней такое же, как и на других. Заметно только было, что она неохотно играла эту роль. Толпа вытянулась вереницей и быстро перебегала от нападений хищного врага. "нет, я не хочу быть вороном!" - сказала девушка, изнемогая от усталости: "Мне жалко отнимать Цыпленков у бедной матери!" "Ты не ведьма!" - подумал Левко. "Кто же будет вороном?" Девушки снова собирались кинуть жребий. "Я буду вороном!" - вызвалась одна из середины. Левко стал пристально вглядываться в лицо ей. Скоро и смело гналась она за вереницею и кидалась во все стороны, чтобы изловить свою жертву. Тут Левко стал замечать:"

Что стал замечать Левко в теле этой утопленницы? (чернота)

Приложение.