Цели урока:
- обобщить знания учащихся по данному разделу в игровой форме;
- развивать интерес к библейской мифологии;
- развивать познавательную активность;
- стимулировать мыслительную деятельность;
- развивать чувство товарищества, умение работать в коллективе;
- воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Оборудование:
- выставка книг, статей, рисунков учащихся по данному разделу;
- “черный ящик” с предметами, рисунками;
- альбомные листы,
- карандаши,
- фломастеры.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
- приветствие на русском, казахском и английском языке;
- объявление формы урока: состязание двух команд;
- деление учащихся на 2 команды путем жеребьевки;
- выборы спикеров, названия и девиза – 1-2 минуты;
- представление жюри.
2. Приветствие команд (название, девиз).
3. Конкурсы для команд:
- конкурс “Байга” для спикеров команд (за 3 минуты – наибольшее количество правильных ответов).
Спикеру первой команды | Спикеру второй команды |
Сколько частей в Библии? Как они называются? (Ветхий и Новый Завет) | Сколько богов в библейской мифологии? (один) |
За сколько дней бог создал мир? (шесть) | Для чего бог создал Солнце и Луну? (отличать день от ночи, обозначать времена года, дни и месяцы). |
В какой стороне находится рай? (восток) | Что растет в центре рая? (дерево жизни и дерево познания добра и зла) |
Что значит имя Ева? (жизнь) | Из чего бог создал Еву? (из ребра Адама) |
Какое наказание дал бог Еве за непослушание? (рожать в муках и подчиняться мужу) | Как бог наказал Адама? (добывать хлеб насущный) |
Какие города за грехи бог подверг уничтожению? (Содом и Гоморра) | Первые дети Адама и Евы (Каин и Авель). |
Сколько времени шел дождь во время Всемирного потопа? (40 дней и ночей) | Из чего был дождь, который лился на города Содом и Гоморра? (серы и огня) |
Из чего был построен ковчег? (из дерева) | Сколько детей было у Ноя? (три сына) |
Кто стоит на вратах рая? (херувим) | Где остановился Ноев ковчег? (Армения, Араратские горы) |
Что такое вертеп? (пещера) | Где родился Иисус? (Вифлееме) |
Что подарили волхвы младенцу Иисусу? (золото, ладан, смирну) | Царь Иудеи (Ирод). |
Сколько раз посещал станцию смотрителя путешественник? (три) | Кого велел зарезать отец в честь возвращения блудного сына (откормленного теленка). |
Фамилия гусара из повести “Станционный смотритель” (Минский) | Как звали главного героя повести “Станционный смотритель”? (Самсон Вырин) |
На каком языке разговаривали гусар и доктор? (немецком) | Как звали мальчика из повести “Станционный смотритель”, который проводил путешественника на кладбище? (Ванька) |
Что значит слово “завет”? (договор человека с Богом) | Что такое “гефсиман”? (масличное точило) |
Полное имя Дуни из повести “Станционный смотритель” (Авдотья Самсоновна) | Кто предал Иисуса? (Иуда). |
Автор рассказа “Мальчик у Христа на елке” (Ф.М.Достоевский) | Сколько детей было у Дуни? (три мальчика) |
Какого цвета глаза Дуни? (голубые) | Сколько лет мальчику из рассказа “Мальчик у Христа на елке”? (лет шести) |
Самый мудрый царь в библейской мифологии (Соломон) | Чем заболел смотритель, узнав о побеге Дуни? (горячкой) |
Москва – москвичи, Астана – астанчане, содом - ? | Какой город и как был наказан за чрезмерную гордыню? (Вавилон) |
В какие платья разодеты куклы за стеклом? (красные и зеленые). | Кто отогнал мальчика от витрины в рассказе Ф.М.Достоевского? (большой мальчик) |
(итоги конкурса)
- “Фальсифицированный” пересказ (домашнее задание): представитель команды рассказывает отрывок из “Станционного смотрителя” задача противоположной команды: найти ошибки при пересказе (должно быть три неточности).
- 1 команда: “Самсон Вырин в Петербурге” - стр.205 учебника; “Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил отпуск у почтмейстера на месяц (два), и никому не сказав, поехал (отправился пешком) за своей дочерью. Приехав в Петербург, остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, и начал свои поиски. Вскоре он узнал, что ротмитср Минский в Петербурге и живет на Литейной улице (Демутовом трактире”.
- 2 команда: “Рассказ Вырина о приезде в Петербург” - стр.203 учебника “Два (три) года назад, в летний (зимний) вечер… тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шарфом (шалью), вошел в комнату, требуя лошадей”.
- “Черный ящик”. Найти и прочитать в тесте отрывок, который имеет отношение к предмету из ящика. Сообщить название произведения и автора.
- книги - с.184, начало статьи;
- голубь – “Литература” часть 1 (составитель Т.Ф.Курдюмова), с. 48;
- кошка – с.208, 5 строчка;
- лимонад – с.203, снизу 6 строчка;
- деньги (купюры) – с.205-206;
- копеечка – с.213, 1-2 строчка;
- змея – с.187, 3 абзац;
- радуга – “Литература”, с.48, снизу;
- список учащихся – с.191.
- Конкурс художников. От каждой команды по одному человеку. Задача: нарисовать Ноев ковчег в соответствии с описанием в Библии) - 5 минут.
(Ковчег походил на огромный корабль, только был он четырёхугольный. Очень длинный, широкий и высокий (в нем было три этажа). Сбоку ковчега дверь, а сверху, на крыше, узкое, длинное окно, которое закрывалось и открывалось).
- конкурс “Чудеса Иисуса” - за 3 минуты перечислить чудеса, совершенные Иисусом (ему повиновались ветры и волны; воскресил сына вдовы прикосновением к гробу, а 12-летнюю девочку - взяв за руки; накормил более пяти тысяч человек двумя рыбками и пятью лепёшками; исцелил неходячего больного, исцелял слепых и одержимых).
- конкурс “Закончи строчки”. Из какого стихотворения эти строки, кто их автор?
1 команде | 2 команде |
Петр дал отпор головорезам… | Он отказался от противоборства… |
Я в гроб сойду и в третий день восстану… | Ты видишь, ход веков подобен притче… |
И с утра толпятся у окошка… | Хлопья снега вьются за витриной… |
Заяц лапкой бьет по барабану… | Ночь настанет – магазин закрою… |
Но книга жизни подошла к странице, которая дороже всех святынь… | Долгий день припомнив, спать улягусь мирно… |
- Конкурс чтецов. Рассказать стихи на библейскую тему (приложение 1).
4. Подведение общих итогов, награждение команд-победителей.
5. Подведение итогов работы спикерами команд.
6. Стих Д.С. Мережковского “Бог” - наизусть всем классом.
7. Импровизированный подарок членов команды своему спикеру. Команда изображает какой-то предмет, задача спикера: угадать что.
8. Дополнительные задания для команд в случае ничейного результата.
- Рассказать, что было изображено на картинках в комнате у Самсона Вырина.
- Перечислить заповеди Ветхого Завета:
- - Я есть Бог (бог – один);
- - не сотвори себе кумира (не унижай бога сравнением);
- - не поминай имя Господа всуе (не тревожь понапрасну, если надеешься на помощь в большой беде);
- - шесть дней работай, а седьмой отдыхай (посвяти день душе);
- - люби отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (отец – бог, мать – природа);
- - не убий (не противоречь замыслу бога о творении);
- - не изменяй, люби верно;
- - не кради;
- - не произнеси ложного свидетельства;
- - не завидуй.