Обобщающий урок по литературе в 6-м классе

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. обобщить знания учащихся по данному разделу в игровой форме;
  2. развивать интерес к библейской мифологии;
  3. развивать познавательную активность;
  4. стимулировать мыслительную деятельность;
  5. развивать чувство товарищества, умение работать в коллективе;
  6. воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Оборудование:

  1. выставка книг, статей, рисунков учащихся по данному разделу;
  2. “черный ящик” с предметами, рисунками;
  3. альбомные листы,
  4. карандаши,
  5. фломастеры.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

  1. приветствие на русском, казахском и английском языке;
  2. объявление формы урока: состязание двух команд;
  3. деление учащихся на 2 команды путем жеребьевки;
  4. выборы спикеров, названия и девиза – 1-2 минуты;
  5. представление жюри.

2.  Приветствие команд (название, девиз).

3.  Конкурсы для команд:

- конкурс “Байга” для спикеров команд (за 3 минуты – наибольшее количество правильных ответов).

Спикеру первой команды Спикеру второй команды
Сколько частей в Библии? Как они называются? (Ветхий и Новый Завет) Сколько богов в библейской мифологии?

(один)

За сколько дней бог создал мир? (шесть) Для чего бог создал Солнце и Луну? (отличать день от ночи, обозначать времена года, дни и месяцы).
В какой стороне находится рай? (восток) Что растет в центре рая? (дерево жизни и дерево познания добра и зла)
Что значит имя Ева? (жизнь) Из чего бог создал Еву? (из ребра Адама)
Какое наказание дал бог Еве за непослушание? (рожать в муках и подчиняться мужу) Как бог наказал Адама? (добывать хлеб насущный)
Какие города за грехи бог подверг уничтожению? (Содом и Гоморра) Первые дети Адама и Евы (Каин и Авель).
Сколько времени шел дождь во время Всемирного потопа? (40 дней и ночей) Из чего был дождь, который лился на города Содом и Гоморра? (серы и огня)
Из чего был построен ковчег? (из дерева) Сколько детей было у Ноя? (три сына)
Кто стоит на вратах рая? (херувим) Где остановился Ноев ковчег? (Армения, Араратские горы)
Что такое вертеп? (пещера) Где родился Иисус? (Вифлееме)
Что подарили волхвы младенцу Иисусу? (золото, ладан, смирну) Царь Иудеи (Ирод).
Сколько раз посещал станцию смотрителя путешественник? (три) Кого велел зарезать отец в честь возвращения блудного сына (откормленного теленка).
Фамилия гусара из повести “Станционный смотритель” (Минский) Как звали главного героя повести “Станционный смотритель”? (Самсон Вырин)
На каком языке разговаривали гусар и доктор? (немецком) Как звали мальчика из повести “Станционный смотритель”, который проводил путешественника на кладбище? (Ванька)
Что значит слово “завет”? (договор человека с Богом) Что такое “гефсиман”? (масличное точило)
Полное имя Дуни из повести “Станционный смотритель” (Авдотья Самсоновна) Кто предал Иисуса? (Иуда).
Автор рассказа “Мальчик у Христа на елке” (Ф.М.Достоевский) Сколько детей было у Дуни? (три мальчика)
Какого цвета глаза Дуни? (голубые) Сколько лет мальчику из рассказа “Мальчик у Христа на елке”? (лет шести)
Самый мудрый царь в библейской мифологии (Соломон) Чем заболел смотритель, узнав о побеге Дуни? (горячкой)
Москва – москвичи, Астана – астанчане, содом - ? Какой город и как был наказан за чрезмерную гордыню? (Вавилон)
В какие платья разодеты куклы за стеклом? (красные и зеленые). Кто отогнал мальчика от витрины в рассказе Ф.М.Достоевского? (большой мальчик)

 (итоги конкурса)

- “Фальсифицированный” пересказ (домашнее задание): представитель команды рассказывает отрывок из “Станционного смотрителя” задача противоположной команды: найти ошибки при пересказе (должно быть три неточности).

- 1 команда: “Самсон Вырин в Петербурге” - стр.205 учебника; “Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил отпуск у почтмейстера на месяц (два), и никому не сказав, поехал (отправился пешком) за своей дочерью. Приехав в Петербург, остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, и начал свои поиски. Вскоре он узнал, что ротмитср Минский в Петербурге и живет на Литейной улице (Демутовом трактире”.

- 2 команда: “Рассказ Вырина о приезде в Петербург” - стр.203 учебника “Два (три) года назад, в летний (зимний) вечер… тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шарфом (шалью), вошел в комнату, требуя лошадей”.

- “Черный ящик”. Найти и прочитать в тесте отрывок, который имеет отношение к предмету из ящика. Сообщить название произведения и автора.

  1. книги - с.184, начало статьи;
  2. голубь – “Литература” часть 1 (составитель Т.Ф.Курдюмова), с. 48;
  3. кошка – с.208, 5 строчка;
  4. лимонад – с.203, снизу 6 строчка;
  5. деньги (купюры) – с.205-206;
  6. копеечка – с.213, 1-2 строчка;
  7. змея – с.187, 3 абзац;
  8. радуга – “Литература”, с.48, снизу;
  9. список учащихся – с.191.

- Конкурс художников. От каждой команды по одному человеку. Задача: нарисовать Ноев ковчег в соответствии с описанием в Библии) - 5 минут.

(Ковчег походил на огромный корабль, только был он четырёхугольный. Очень длинный, широкий и высокий (в нем было три этажа). Сбоку ковчега дверь, а сверху, на крыше, узкое, длинное окно, которое закрывалось и открывалось).

- конкурс “Чудеса Иисуса” - за 3 минуты перечислить чудеса, совершенные Иисусом (ему повиновались ветры и волны; воскресил сына вдовы прикосновением к гробу, а 12-летнюю девочку - взяв за руки; накормил более пяти тысяч человек двумя рыбками и пятью лепёшками; исцелил неходячего больного, исцелял слепых и одержимых).

- конкурс “Закончи строчки”. Из какого стихотворения эти строки, кто их автор?

1 команде 2 команде
Петр дал отпор головорезам… Он отказался от противоборства…
Я в гроб сойду и в третий день восстану… Ты видишь, ход веков подобен притче…
И с утра толпятся у окошка… Хлопья снега вьются за витриной…
Заяц лапкой бьет по барабану… Ночь настанет – магазин закрою…
Но книга жизни подошла к странице, которая дороже всех святынь… Долгий день припомнив, спать улягусь мирно…

- Конкурс чтецов. Рассказать стихи на библейскую тему (приложение 1).

4. Подведение общих итогов, награждение команд-победителей.

5. Подведение итогов работы спикерами команд.

6. Стих Д.С. Мережковского “Бог” - наизусть всем классом.

7. Импровизированный подарок членов команды своему спикеру. Команда изображает какой-то предмет, задача спикера: угадать что.

8. Дополнительные задания для команд в случае ничейного результата.

  • Рассказать, что было изображено на картинках в комнате у Самсона Вырина.
  • Перечислить заповеди Ветхого Завета:
  1. - Я есть Бог (бог – один);
  2. - не сотвори себе кумира (не унижай бога сравнением);
  3. - не поминай имя Господа всуе (не тревожь понапрасну, если надеешься на помощь в большой беде);
  4. - шесть дней работай, а седьмой отдыхай (посвяти день душе);
  5. - люби отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (отец – бог, мать – природа);
  6. - не убий (не противоречь замыслу бога о творении);
  7. - не изменяй, люби верно;
  8. - не кради;
  9. - не произнеси ложного свидетельства;
  10. - не завидуй.