Развитие потребности учащихся в чтении – это цель уроков литературы в первую очередь, но и уроки русского языка могут помочь активизировать читательский интерес. В сегодняшней школе акцент сделан на практическую направленность преподавания, на коммуникативные функции языковых единиц, на интеграцию курса русского языка и литературы.
Учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи, т. е. умению правильно и целесообразно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации (как в устной, так и в письменной форме).
Основная задача, стоящая перед учителем, – овладение учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей; для выражения разнообразных мыслей, чувств и для пробуждения у учащихся потенциала языкового творчества, поиска своих собственных языковых форм, приемов выражения мыслей и чувств, конструирования текста.
Эта цель может быть достигнута, если исходить из понимания текста как особой единицы языка и речи, с помощью которой реализуются цели общения в различных сферах человеческой деятельности. Текст всегда связан с актом коммуникации, общения. Следовательно, речевая деятельность предполагает умение создавать и понимать тексты. Поэтому главное внимание на уроках русского языка должно уделяться тексту. Лексика, морфология и синтаксис осмысливаются учащимися с точки зрения речевой деятельности: в центре внимания оказывается использование в речи лексических средств, грамматических форм, синтаксических структур.
Известно, что в тексте любого художественного произведения, изучаемого в школе, и в учебниках встречаются слова, значение которых учащиеся не понимают. Но, не усвоив лексического значения этих слов, учащиеся не могут оценить идейно– художественное богатство этого литературного произведения.
В области словарной работы стоят следующие задачи:
1. Определить перечень слов, которые
должны быть усвоены учащимися при изучении
текста художественного произведения и
литературно – критических статей.
2. Подготовить объяснение трудных слов.
3. Разработать систему словарных упражнений
Работу над трудными словами можно провести при изучении романа Л. Н. Толстого “Война и мир”.
Том 1.
1. Выписать слова (имена прилагательные и другие части речи), характеризующие внешность капитана Тушина, его характер, поведение в бою (часть2-я, главы 15 и 20).
2. Выписать сложные слова из 3 главы 1-й части (описание вечера у А.П.Шерер) и объяснить их правописание.
3. Объяснить, подобрав синонимы или описательные обороты, значение слов вариация, канонада, репутация, узурпировать, циркуляр, эмансипация.
4. Составить предложения со словами капитуляция, коммерческий, мемуары, оранжерея, салон, фамильярный, авангард, арьергард, оккупация.
5. Образовать другие части речи от слов вариант, капитуляция, узурпатор, циркуляр.
Том 2.
1. Выписать определения из описания старого дуба в главах 1 и 4 (часть 3-я)
2. Объяснить значение слов алчный, баркарола, иероглиф, капельмейстер, кредит, филантропический.
3. Составить предложения со словами инстинктивный, прелюдия, ретироваться, сентиментальный.
4. К данным словам подобрать однокоренные: гостиная, несоизмеримо, предотвращенный, присоединиться, распространение, сосредоточенность
Том 3.
1.Подобрать синонимы к словам гуманизм, идеология, инстинктивно, интеллектуальный, цивилизованный.
2. Составить предложения со словами диапазон, оппонент, цивилизация.
3.Разобрать по составу слова бесчисленный, волеизъявление, мировоззрение, непочтительность, препровождать, разочарование, рассредоточить.
4. Объяснить правописание слов беспрестанно, возвращаться, зажженный, неумолкаемый, пренебрежение, присоединяемый.
5. Выписать слова, пишущиеся с не слитно и раздельно, из 1 главы (часть 2-я); правописание не объяснить.
Том 4.
1. Выписать пословицы и поговорки из речи Платона Каратаева (часть 2-я, глава 11).
2.Подобрать синонимы к словам гармонический, инстинктивный, мистический, фамильярный.
3.Составить предложения со словами бесцеремонный, комиссия, консерватор, профессия, реформатор.
4.Образовать другие части речи от слов восстановить, презрение, преобразовать, расспросить, расчет.
Опыт показывает, что описанная работа позволяет заметно обогатить словарный запас учащихся, усовершенствовать их речевые навыки.
Такие разделы языкознания как “Морфология” и “Синтаксис” также осмысливаются учащимися с точки зрения речевой деятельности: в центре внимания оказывается использование в речи лексических средств, грамматических форм, синтаксических фигур.
При изучении темы “Предложения с однородными членами” перед учащимися ставится задача понаблюдать, как “работают” предложения с однородными членами в художественном тексте. Для знакомства возьмем стихотворение поэта 20 века Б. Пастернака. Сколько раз мы наблюдали падающий снег! Как знакома нам ситуация: мы в теплой уютной комнате, у окошка; смотрим, как за стеклом пролетают мимо и тихо падают снежинки. Снег идет... Так же, как мы, как тысячи людей, стоял у окна и Поэт... И родились строки
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.Словно с видом чудака
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.Снег идет густой – густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,Может быть, проходит время?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятенье:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
– Простые, но очень красивые и глубокие строки. И наша задача – постараться понять, как, с помощью каких языковых средств автору удается создать эту картинку.
Анализ стихотворения (фрагмент включает 4 строфы и записан на доске; каждая строфа переписывается учащимися в тетрадь с выполнением задания: расставить знаки препинания, выделить орфограммы в словах, объяснить).
– Перед нами первое четверостишие. Зачем в первом сложном предложении простое повторяется? (Прием, который использует автор, создает впечатление непрерывности действия, его повторяемости, длительности.)
– А теперь проанализируем второе предложение. Произведем его синтаксический разбор. Сначала маленькое сложное предложение и потом – большое, длинное простое предложение, в котором, помимо грамматической основы, автор использует все члены предложения: и дополнение, и определение, и обстоятельство. А с какой целью это понадобилось для одного простого предложения?
– Поэт рисует в одном предложении целый образ, используя великолепную метафору (звездочки – снежинки), прием олицетворения. Благодаря этим трем строчкам мы видим: окошко в комнате, на подоконнике стоит герань, которая прижимается к оконному стеклу, вся устремленная туда, за окно, к белым звездочкам – снежинкам, что манят цветки своим свободным бушующим танцем в порывах ветра. И как точен автор в создании своего образа: не герань, а цветки герани – маленькие живые звездочки, ведь и снег часто называют белыми цветами зимы...
Создание такого образа и достигается особым построением простого предложения, в котором использован весь арсенал второстепенных членов предложения.
– И даже определения здесь разные. Какие определения использованы в этом предложении по отношению к определяемому слову?
– Покажите согласованные и несогласованные определения.
– Рассмотрим второе четверостишие. Подумаем, что дает автору использование деепричастий и деепричастных оборотов в предложении? (Дополнительный смысл: характеристика действия сходит; усиливается прием олицетворения.)
– Почему нет запятой между определениями? Как называются такие определения? А какие – однородными? (Один из учеников кратко записывает на доске признаки однородных членов предложения.)
А мы пока перечитаем третью часть стихотворения.
– Докажите, что члены предложения однородны. (По записи, сделанной учеником на доске.)
– В чем их особенность? Почему нет запятой перед союзом или? (Один из учащихся рисует на доске схемы “Знаки препинания при однородных членах предложения”.)
А класс думает на вопросом: с какой целью автор в одном простом предложении использует пять однородных членов? Что он стремится передать с их помощью? (Многообразие движения времени). С помощью однородных членов дается сравнение: падающий снег и уходящее время... Оказывается, летящие снежинки за окном могут натолкнуть на философскую мысль о быстротечности нашей жизни; год за годом, день за днем проходят так же, как идет снег... Не вернуть, не остановить ни прошедший день, ни упавшую снежинку...)
– А почему вдруг вклинивается этот союз или? Почему не и? Вспомним, к какому разряду относится или?
– Назовите еще союзы, входящие в эту группу. Какие значения они могут привносить в предложение?
– А в нашем случае? (Человек не может дать точного ответа на вопрос, решить однозначно, быстро или медленно летят снежинки – года: иногда время тянется, а иногда летит так, что не успеваешь оглянуться. Каждому из нас это ощущение хорошо знакомо...)
– И вот перед нами заключительное предложение стихотворения. В чем его особенность?
– Каким членом предложения является обобщающее слово? Какими частями речи выражены однородные члены предложения и обобщающее слово? Что достигается этим? (Один ученик записывает на доске схемы “Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах”.)
_ А мы подумаем, что дает употребление обобщающего слова при однородных членах? (Обобщает смысл, усиливает значение следствия, результата прогресса, выраженного рефреном стихотворения: снег идет.)
Подведение итогов. Оценки.
– Мы вспомнили то, что знаем об однородных членах предложения, и понаблюдали, как они “работают”, на примере прекрасного стихотворения Б. Пастернака.
Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение поэта к слову помогли нам и насладиться языком мастера, и понять не только основную мысль произведения, но и ее оттенки.
Богатство русского языка определяется не только количеством слов, но и их многозначностью, способностью языка передавать различные оттенки смысла с помощью синонимов.
Перед тем как выполнять задание, необходимо вспомнить все известное учащимся о синонимах.
Индивидуальный опрос у доски можно провести по карточкам.
Карточка 1.
Выписать из предложения синонимы. Дать их определение, подобрать примеры.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
(И. Токмакова)
После данного упражнения класс переходит к работе с омонимами.
Карточка 2.
Что такое омонимы? Дайте характеристику омонимов в следующем тексте.
Шел я с сумкой за плечом.
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну,
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
(Б. Лившиц)
Далее переходим к антонимам.
Дать определение антонимов. Подчеркнуть их в следующих предложениях.
Ветер.
Бывает он в холод,
Бывает и в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает волны
По морю гонять.
(Н. Найденова)
На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами.
Игры-упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, желание двигаться вперед.
Много дидактических игр – упражнений можно использовать при изучении темы “Лексика”.
1. “Найди слово по его приметам”. Это глагол: его синоним – промчался.
Я шел зимой вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
(Д. Хармс)
2. Кто больше вех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?
Хороший ветер.
Я проснулся поутру,
Пляшет Солнце на ветру.
Веселятся все поля без меня.
И резвятся тополя без меня.
И смеется вся земля,
И шмели снуют, звеня.
Все на свете без меня, без меня!
И я тогда вскочил,
Башмаки скорей схватил.
Мне Ветер, Ветер, Ветер
Сказал, куда идти.
И мой хороший ветер
Играл со мной в пути.
(Э. Мошковская).
На последующих уроках главная роль будет принадлежать ученикам. Все это должно найти “выход” в рассуждениях, выводах, в умении сказать и написать, и... удивиться – удивиться тому, как писатели умело рисуют нам картины мира, как дают нам возможность насладиться их мастерством.