1. Слово о писателе.
О.Ф.Кургузов (17.12.1959-10.03.2004) родился в деревне Угрюмово Домодедовского района Московской области. Окончил дневное отделение факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова(1983). При его активном участии в Москве было создано несколько журналов для детей, благодаря которым в литературу вошло новое поколение талантливых писателей.
Член Союза журналистов и Союза писателей, член Совета по детской книге России.
2.Произведения писателя.
·“Царство людей” (Пересказ)(1994)
·“По следам Почемучки”(1995)
·“Про каплю Акву”(1996)
·“Солнце на потолке”(1997). С подзаголовком “Рассказы маленького мальчика”(1998-международная литературная премия им.Януша Корчака-“за удачное изображение взаимоотношений между детьми и взрослыми и за искрящийся юмор”)
·“Энциклопедия Почемучки: Книга вопросов и ответов”(1999)
·“Где ты, матрац?”(2000)
·“День рождения вверх ногами: Рассказы и сказки”(2001)
·“Наш кот- инопланетянин: Рассказы маленького мальчика”(2003)
3.Обзор книг современного детского писателя.
“Рыцарь детской литературы”, “лучезарный человек”, “Самый солнечный писатель наших дней”, “тонкий лирик” - так называли Олега Кургузова коллеги по работе и критики.
“Молодой писатель” ушёл из жизни в возрасте сорока пяти лет, оставив нам произведения, наполненные теплом и светом. В его наследии детские научно-познавательные книги и рассказы и сказки.
В 1994 году О.Кургузов пересказал научно-популярную книгу немецкого учёного Ф.Готтенрота “История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времён”, изданную на русском языке М.О.Вольфом в 1900 году.
Автор собрал уникальные сведения о культуре народов древних и новых времён, живших в Европе и Азии, о том, как менялся их быт, одежда, утварь, оружие, мебель, украшения, инструменты, нравы и обычаи. В новой редакции книга получила название “Царство людей. Одежда, утварь, обычаи, оружие, украшения народов древних и новых времён”.
Книжка “По следам Почемучки” впервые вышла в свет в 1995 году и с тех пор переиздавалась целых три раза. Она представлена в форме занимательных бесед мальчика с взрослыми. Самые обычные явления находят в книге самое простое объяснение.
Своеобразным продолжением “почемучек” стала выпущенная в 1996 году небольшая брошюра под названием “Про каплю Акву”. Здесь в доступной форме раскрываются все секреты воды. Читатель отправится в путешествие с царицей всех водяных капель Аквой над водой, по воде, под водой; встретится и с коварными айсбергами, и с удивительными морскими чудовищами.
Но самой главной книгой О.Кургузова, которую он писал всю жизнь, стал сборник под названием “Рассказы маленького мальчика”. Сначала была публикация трёх рассказов, потом с каждым годом появлялись всё новые и новые. Так увидела свет его книга “Солнце на потолке”. Те же рассказы, но расширенные и дополненные, составили сборник “Наш кот-инопланетянин”.
Объединяет все рассказы О.Кургузова главный персонаж- маленький мальчик, живущий в гармонии с взрослыми и со всем миром.
В рассказе “Солнце на потолке” ребёнок пытается “догнать солнечный луч”, преследуя его с предмета на предмет, желая тем самым ощутить всю его теплоту и почувствовать удовольствие. Для этого он “зависает” даже на стенке.
В рассказах О.Кургузова, как правило, в любой обыденной ситуации обязательно появляется некая “фантастическая подоплёка”. И как только она “включается”, герои начинают играть в жизнь и жить в игре. Мать и отец добровольно участвуют в таком эксперименте. Увидев, что солнышко остановилось на потолке, она предупреждает сына: “В старой рубашке на потолок не лезь!” И мальчик одевает старую, рваную… Мечтать – это когда без границ и ограничений. Мальчик выбирает мир, созданный на грани реальности и фантазий, в котором он счастлив. Ведь как здорово увидеть непостижимое и сохранить неуловимое!
Каждый новый рассказ – это “капля” мудрости, доброты, тепла. Сам писатель, обращаясь к читателям, говорил: “Попробуйте взглянуть на мои истории с разных сторон.” Мы попытаемся…Ведь даже его имя звучит по-разному: не только по-матерински - “Олег Оленча”, но и по-волшебно-таинственному- “Гело Возугрук”. Обилие звуковых словообразований,приёмы игры в слова и смыслы, сказочная реальность, добрый, лёгкий юмор –вот с чем мы встретимся на страницах его рассказов.
Нелепая, но смешная ситуация выведена в рассказе “Где ты, матрац?”. Напротив дачи мальчика на железнодорожных путях останавливается поезд. Из одного вагона виднеется непонятная штуковина, которую отец сразу окрестил “старбердан” (почему-то сразу вспоминается берданка-старое однозарядное ружьё) и приспособил для сушки двух своих матрацов. Пока рассуждали, как это здорово поместить эту конструкцию на огороде и просушить вещи, поезд тронулся. Так простились с семьёй матрацы. В итоге были слёзы и “прощальная матрацная песня”. Трудные жизненные ситуации становятся не такими уж трудными, если взять да и “обыграть” их. “Обыграть” серьёзное несерьёзно - в этом успех благополучной, счастливой семьи.
В рассказе “День рождения вверх ногами” взрослые принимают правила, предложенные сыном. Родители поздравляют его, встав на голову(в прямом смысле). “Чай с тортом все пробовали. А вот Дня рождения на голове ни у кого не было!” -с восторгом отмечает малыш. Взрослые на “одной волне” с ребёнком; понимают друг друга, поддерживают; живут одной жизнью; дают возможность почувствовать мальчику, что он особенный. А это не так уж мало.
Так и хочется разделить рассказы О.Кургузова по-особенному: не только по тематике (дружная семья, любовь, свобода), но и по видовой принадлежности: философские, реально-волшебные и юмористически-бытовые, сюжетно-словарные.
1.Философские
·“Мальчик-папа” обещает исправиться и в семье “держаться втроём”.
·“Душа нараспашку” всему миру, в которую “залетают” мысли и чувства, делая человека и мудрее, и сильнее. И когда он делится содержимым, то наделяет других неземной лёгкостью и возвышенностью.
·“Тепло наших чувств” можно измерить. Главное – не оставлять пустотЫ и пустОты.
·“Слова в море”, когда хорошо “просолятся”, лучше сохранятся, чем на берегу.
·“Тревожное время” не будет таким тревожным, если в доме вставить новое окно. Тогда через не затуманенное пылью стекло откроется новая, красивая, спокойная жизнь.
·“Кривой дом” Оказывается, как мало надо, чтобы увидеть “небо –небеса -нёбушко”, “облако – корабль” и любящих тебя людей.
·“Надоело летать” Иногда и спуститься не мешает…на землю. Тогда можно многое не только увидеть, но и понять.
·“Открытые двери” Не всегда надо держать двери закрытыми, иногда бывает полезно их и открыть, довериться своему чутью.
·“Сколько весит голова?”, “Мы пишем рассказ”, “Давно мы не прижимались друг к другу”…
2.Реально-волшебные и юмористически-бытовые
·“Шапка со свистом” радует, если она новая и если она твоя.
·“Батарейные куры” как особый вид выводятся в домашних условиях при наличии самих батарей, несутся, и из “батарейных яиц” вылупляются “маленькие батареи”…
·“Шкаф”, который скинули с балкона “за дело”.
·“Зверская фотография”, которая передаёт твоё внутреннее состояние, а не внешнее. Справиться с этим несоответствием поможет только любящий тебя человек.
·“Две лишние коробки” 6 коробок, 4 руки и 2 головы. Разгадает головоломку мама, прекратив поцелуем появившееся гудение в головах отца и сына.
·“Как мы на люстре висели” -двойной подарок для мамы, задуманный как “праздничная неожиданность”.
·“Как мы поздравляли маму” Путём сложных изысканий была выведена формула воздушного поцелуя. Сила её такова, что может человека наповал уложить, а может и поднять в воздух, даже с тяжёлыми хозяйственными сумками.
·“Папа и цыгане” Какова цена утраты какого-то костюма, если приобретена целая Песня.
·“Как мы поздравляли папу”…
3.Сюжетно-словарные
·“Борщ по- флотски” будет сварен мамой для “приземлившихся” моряков.
·“Папа пишет письмо” Необычное письмо, благодаря “дрыкнутой” ручке, и ответ, наполненный миллионом “чмоков”.
·“В глубь острова” Что надо сделать, чтобы таинственное, “сладостное” не ускользало? Как почувствовать то, что невозможно понять?
·“Мы понимаем друг друга”, “Сырниковый случай”, “Во всём виноват Фарадей”, “Папа лезет в бутылку”…
“Наш кот- инопланетянин” - последняя прижизненная книга вышла в серии “Город мастеров”(2003), с посвящением сыну Паше и с подзаголовком “Рассказы маленького мальчика”.
Кот Лукьян( Лукаша) тоскует о своей планете Альфа-Кошка, уставясь задумчивыми глазами в потолок(“О чём думал кот?”); плачет, когда над ним потешаются(“И кошки храпят”); злится, когда его дразнят (“Ух,котище!”); умеет любить (“Сухопутный или морской?”)… В сказочном мире ребёнка говорящее дерево “машет ветвями”(“Мы пишем рассказ”), а говорящая селёдка летает “на швабоде”(“Селёдка на свободе!”); все люди дружат между собой, а предметы одушевляются. Таким образом, всё, что окружает мальчика, существует в едином потоке жизни и подчиняется его главному закону “круговорота любви в семье”.
И последнее. Творчество О.Кургузова можно определить как “взрослые рассказы для детей и детское повествование для их родителей”.