Цель:
- приобретение позитивного опыта,
- осознание ответственности за свой выбор.
Задачи:
- Выявить причины несчастья (одиночества) героев романов
- А.С Пушкина и М.Ю. Лермонтова
- Осмыслить категорию счастья.
- Проанализировать жизненный путь Т. Лариной, героини, которая выдержала испытания судьбы
- Составить логическую цепочку: “Как не упустить шанс быть счастливым”.
Оборудование:
- доска,
- компьютер,
- экран,
- раздаточный материал (листы, выданные каждому ученику)
Ход урока
1. Объявление темы, цели, задач.
2. Показ слайда “Что такое счастье”. Словарная работа. Слайд “Дух-Душа-Тело” переносим на листок. Записываем личностные качества (Приложение 2)
3. Показ слайдов презентации, где обобщен материал об Онегине и Печорине. Заполнение таблицы №1 “Что помешало героям быть счастливыми” Вывод записываем после таблицы.
4. Эволюция взглядов Татьяны Лариной. Что дало душевные силы идти дальше?
5. Систематизация опыта работы с художественными произведениями, размышление о том, как надо поступать в подобных жизненных ситуациях. Заполнение таблицы №2. (Приложение 1)
6. Вывод. Путь к счастью – это соблюдение нравственных законов (каких?) и развитие духовного и душевного потенциала.
СЧАСТЬЕ - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения
ГАРМОНИЯ - согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь
(С.И. Ожегов)
ДУХ - внутренняя, моральная сила
ИНТЕЛЛЕКТ - мыслительная способность, умственное начало у человека
(С.И. Ожегов)
- Дух (интеллект)
-
-
-
- Душа (психика)
-
-
-
- Тело
-
Причины трагического одиночества Евгения Онегина
Убеждения |
Поступки, качества |
Результат |
Искусство должно развлекать |
Ходит в театр показать “себя”, посмотреть других. Воспринимает искусство как форму развлечения. |
Охлаждение к искусству |
Интересы. “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь” |
Читал труды ученых, чтобы блеснуть в разговоре |
Прослыл за умного, а конкретного результата нет |
Образ жизни. Смысл- в развлечениях, получении разнообразных удовольствий |
Развлечения. Балы и покорения сердец. Старается брать от жизни все, ничего не отдавая взамен |
Крайняя неудовлетворенность действительностью. |
Дружба. Один всегда превосходит другого. Все должно быть по-моему |
Не отказался от дуэли с другом, потому что испугался общественного мнения |
Потеря ещё одного близкого человека |
Любовь. Познать науку страсти нежной, чтобы манипулировать людьми |
Лицемерит, пренибригает чувствами других людей. Упускает возможность быть счастливым |
В 26 лет “Без службы, без жены, без цели”. |
Эволюция характера Татьяны
- Чувства Татьяны. Потрясение с первого взгляда.
- Готовность встретить своего героя
- Томление страстью. Объяснение в любви.
- Страдание от того, что отвергли.
- Анализ ситуации. Почему так случилось?
- Снятие идеализации. Объективный взгляд на любимого
- Понимание. Прощение.
- Вышла замуж за достойного человека.
- Любовь к новым людям. Светлая память о первой любви.
- Задание: подобрать цитаты.
Почему Татьяна-любимая героиня А.С Пушкина
Черты, которые Пушкин ценит в женщине:
- Верность
- Доброта
- Искренность
- Достоинство
- Благородство
- Простота в поведении
Задание: приведите примеры героинь, наделенных этими чертами
Причины трагического одиночества Печорина
Положительные черты (+) |
Отрицательные черты (-) |
Очень умный |
Высокомерие, эгоизм |
Целеустремленный |
Некоторая степень циничности |
Сдержанный |
Черствость |
В какой-то мере благородный |
Желание демонстрировать свое превосходство |
Способен переживать, но чувств не показывает |
Холодность, безучастность |
- Глубокое одиночество в детстве
- Общественные стереотипы
- Недоверие к людям
- Болезненное самолюбие
- Усталость от жизни
Результат:
Не оставил доброй памяти, не принес пользы. После него только разбитые сердца.
А наделен таким мощным потенциалом…
Вывод:
Путь к счастью – это соблюдение нравственных законов и развитие духовного и душевного потенциала человека, совершенствование во благо себя и окружающих.
Художественные произведения позволяют сделать правильный выбор.
В этом сила искусства – просветление человека, облагораживание души