Обобщающий урок по литературе в 6-м классе "Урок доброты"

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  • oбобщить знания учащихся по трем изученным произведениям;
  • провести параллели, объединяющие все произведения;
  • совершенствовать навыки устной речи учащихся, их умения работать с текстом литературного произведения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы подробно изучили произведения, названия которых и их авторов вы назовете сейчас сами, отгадав мои небольшие "загадки"

- В статье учебника об этом авторе сказано "Любовь писателя к природе соединилась с любовью к человеку". Кто это, какое произведение этого автора мы изучили?

(Михаил Михайлович Пришвин "Кладовая солнца")

- Продолжите, пожалуйста, предложение; назовите автора и название произведения: "Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! : А я все не могу забыть:

(бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой

гривой; Виктор Петрович Астафьев "Конь с розовой гривой")

- Герой какого произведения "пошел в пятый класс в сорок восьмом году"?

(Валентин Григорьевич Распутин "Уроки французского)

По мере того как ученики называют авторов и названия произведений, учитель записывает это на доске.

II. Работа с учебником. (Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. Литература 6 кл. Просвещение)

Обратимся к учебнику, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 107, еще раз прочитаем слова: "истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе - изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе". Именно о чудодейственной силе добра мы и будем говорить сегодня, а урок наш назовем

"Урок доброты"

(записывается на доске)

Первое произведение - это сказка - быль М.М. Пришвина "Кладовая солнца".

Прочитайте, пожалуйста, портрет Насти (стр. 38).

Обратим внимание: "золотая курочка", "волосы отливали золотом", "веснушки, как золотые монетки"

- Что бывает золотого цвета?

(Солнце. А солнце - символ жизни и тепла)

III. Заранее учащимся было дано задание подготовить вопросы героям всех трех произведений, записав их на листочках, в начале урока учащиеся опускают свои вопросы в подготовленные конвертики.

- Выбираем из ваших одноклассников ребят, похожих на Настю ("золотая курочка") и Митрашу ("мужичок в мешочке"), выбранные учащиеся достают из конверта вопросы и отвечают на них от лица героев произведения.

(Пример: вопрос Насте "А легко ли доить корову?")

IV. В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой".

Учащиеся устно рассказывают о семье Левонтия.

Вопрос учителя. Можно ли назвать их добрыми людьми?

Учащиеся рассказывают о бабушке Катерине Петровне.

Вопрос учителя. В чем проявилась ее доброта?

Выбираем ученика, похожего на главного героя произведения, который достает вопросты из конверта и отвечает на них.

V. В.Г. Распутин "Уроки французского".

Учащиеся рассказывают об учительнице Лидии Михайловне.

Вопрос учителя. В чем проявилась ее доброта?

Выбираем ученика, похожего на главного героя произведения, он отвечает на вопросы из конверта.

VI. Выводы, обобщения.

Кто же в этих произведениях совершает добро? (Таблица записывается на доске)

М.М. Пришвин

"Кладовая солнца"

В.П. Астафьев

"Конь с розовой гривой"

В.Г. Распутин

"Уроки французского"

Антипыч

- Травка

- соседи детей

- Левонтий

- Васеня

- бабушка Катерина Петровна

- Лидия Михайловна

Учитель обращает внимание детей на то, что не только люди, но и животные (Травка) совершают добро, потому что, по словам писателя Леонида Андреева, ": все живое имеет одну и ту же душу:"

Вопрос учителя. Так что же такое доброта?

(Заслушав ответы учащихся, учитель знакомит детей с определениями из словаря С.И. Ожегова:

  • добро - благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека;
  • доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)

Вопрос учителя. Что объединяет все три произведения?

(Все произведения о детях; все произведения об очень трудных первых годах после Великой Отечественной войны; все произведения об умении совершать добрые поступки)

VII. Подведение итогов.

Слово учителя. Воспитывайте в себе, ребята, умение совершать добрые поступки, и помните слова М.М. Пришвина: "Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы".