Цели и задачи урока:
- oбобщить знания учащихся по трем изученным произведениям;
- провести параллели, объединяющие все произведения;
- совершенствовать навыки устной речи учащихся, их умения работать с текстом литературного произведения.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках мы подробно изучили произведения, названия которых и их авторов вы назовете сейчас сами, отгадав мои небольшие "загадки"
- В статье учебника об этом авторе сказано "Любовь писателя к природе соединилась с любовью к человеку". Кто это, какое произведение этого автора мы изучили?
(Михаил Михайлович Пришвин "Кладовая солнца")
- Продолжите, пожалуйста, предложение; назовите автора и название произведения: "Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! : А я все не могу забыть:
(бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой
гривой; Виктор Петрович Астафьев "Конь с розовой гривой")
- Герой какого произведения "пошел в пятый класс в сорок восьмом году"?
(Валентин Григорьевич Распутин "Уроки французского)
По мере того как ученики называют авторов и названия произведений, учитель записывает это на доске.
II. Работа с учебником. (Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. Литература 6 кл. Просвещение)
Обратимся к учебнику, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 107, еще раз прочитаем слова: "истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе - изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе". Именно о чудодейственной силе добра мы и будем говорить сегодня, а урок наш назовем
"Урок доброты"
(записывается на доске)
Первое произведение - это сказка - быль М.М. Пришвина "Кладовая солнца".
Прочитайте, пожалуйста, портрет Насти (стр. 38).
Обратим внимание: "золотая курочка", "волосы отливали золотом", "веснушки, как золотые монетки"
- Что бывает золотого цвета?
(Солнце. А солнце - символ жизни и тепла)
III. Заранее учащимся было дано задание подготовить вопросы героям всех трех произведений, записав их на листочках, в начале урока учащиеся опускают свои вопросы в подготовленные конвертики.
- Выбираем из ваших одноклассников ребят, похожих на Настю ("золотая курочка") и Митрашу ("мужичок в мешочке"), выбранные учащиеся достают из конверта вопросы и отвечают на них от лица героев произведения.
(Пример: вопрос Насте "А легко ли доить корову?")
IV. В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой".
Учащиеся устно рассказывают о семье Левонтия.
Вопрос учителя. Можно ли назвать их добрыми людьми?
Учащиеся рассказывают о бабушке Катерине Петровне.
Вопрос учителя. В чем проявилась ее доброта?
Выбираем ученика, похожего на главного героя произведения, который достает вопросты из конверта и отвечает на них.
V. В.Г. Распутин "Уроки французского".
Учащиеся рассказывают об учительнице Лидии Михайловне.
Вопрос учителя. В чем проявилась ее доброта?
Выбираем ученика, похожего на главного героя произведения, он отвечает на вопросы из конверта.
VI. Выводы, обобщения.
Кто же в этих произведениях совершает добро? (Таблица записывается на доске)
М.М. Пришвин "Кладовая солнца" |
В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой" |
В.Г. Распутин "Уроки французского" |
Антипыч - Травка - соседи детей |
- Левонтий - Васеня - бабушка Катерина Петровна |
- Лидия Михайловна |
Учитель обращает внимание детей на то, что не только люди, но и животные (Травка) совершают добро, потому что, по словам писателя Леонида Андреева, ": все живое имеет одну и ту же душу:"
Вопрос учителя. Так что же такое доброта?
(Заслушав ответы учащихся, учитель знакомит детей с определениями из словаря С.И. Ожегова:
- добро - благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека;
- доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)
Вопрос учителя. Что объединяет все три произведения?
(Все произведения о детях; все произведения об очень трудных первых годах после Великой Отечественной войны; все произведения об умении совершать добрые поступки)
VII. Подведение итогов.
Слово учителя. Воспитывайте в себе, ребята, умение совершать добрые поступки, и помните слова М.М. Пришвина: "Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы".