Цели урока:
- “оживить” время и “заселить” пространство истории;
- умение увидеть главную проблему произведения;
- показ трагедии человека, облеченного властью;
- воспитание культуры и этики в ходе дискуссии.
Идея урока.
Слово учителя. Судьба художника. М.А.Булгаков нужен любому из нас. Пришло время освоения уроков булгаковской судьбы, стремление писателя познать свой внутренний мир и открыть его читателю. Каждая его вещь – прежде всего захватывающее, обогащающее, облагораживающее чтение.
29 марта 1930 года Михаил Булгаков обратился к советскому правительству с письмом, в котором сообщал, что из 301 отзыва советской прессы о его творчестве” похвальных было три”, враждебно – ругательных “298”. “На широком поле словесности, - писал он через два дня Сталину, - я был единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашенный ли волк, стриженный ли волк он все равно не похож на пуделя”.
В этих словах весь Булгаков, человек твердых убеждений и непоколебимой порядочности.
Он не желал даже приспосабливаться в одежде. Носил модные костюмы, галстух – бабочку (привычный галстук), лакированные туфли. Дома любил надевать традиционный халат, вязаную шапочку – подарок жены (совсем как Мастер в романе). Его любимым писателем был Н.В.Гоголь.
Вся жизнь Михаила Афанасьевича была рыцарским подвигом, а его поражения, в конечном счете, оказывались победами Духа. Все написанное им в далеком “работает” на сегодняшний день. В чем секрет его творчества? Вечные духовные ценности: честь, достоинство, справедливость – их осуществление в человеке и проверка этим же. Попробуем увидеть, понять и почувствовать то, что скрыто за строками произведений. Героями будут также и многие слова.
На доске записывается ассоциативная цепочка слов, которая может послужить ответом на многочисленные вопросы.
Истина, добрые люди, внутренняя свобода, милосердие, волосок, жизнь, духовность, обстоятельства, творчество, искренность, терпение, образ, среда, страдание, трусость.
Что, прежде всего, мы должны постичь в судьбе художника?
Ответит нам сам автор, а мы будем его слушателями и собеседниками (учащиеся готовят домашние задания по темам)
1. “Слово писателя”.
2. Психологическая характеристика М.А. Булгакова.
3. Из интервью “Моя встреча с М.А. На исходе ХХ века”.
“Слово писателя”
Готовя ответ на это задание, я затронул (а) такие вопросы:
- Почему писатель сделал выбор в пользу того, от чего жизнь будет нелегкой?
- Что значит истинное призвание?
- Что я понял (а) в личности писателя?
Для Булгакова подлинный художник и есть в высшей мере человек. Вне внутренней свободы творчество вообще невозможно.
Художник по своей природе отзывчив, контактен, впечатлителен, чувствует сложную гармонию мира, общества, внутреннего состояния человека. Следовательно, мастер слова должен объективно писать о жизни и ее ценностях.
Горе всякому, кто капитулирует перед средой. Но душевное безволие сильнее всего уродует именно художника. Главное в человеке, по мысли Булгакова, что он создан историей и культурой.
Внутренняя стойкость писателя сделала его одиноким. Вера в самого себя “самостоянье” укрепило его позиции.
Роман “Мастер и Маргарита” знает несколько редакций. Каждая из которых внутренне неизбежна. И никто ничего не требовал, “не заказывал”. Самому нужно было, поэтому не было никакого исключения к себе, ради каких бы то ни было выгод.
Духовная честность и творческая независимость всегда были для него превыше всего.
2. Психологическая характеристика М.А. Булгакова (Ученик выбрал этот вид работы).
Каждый волен выбирать свой путь. Я выбрал свой. Я твердо стою на земле. Мой удел – черная работа. Сфера – горные вершины, облака, звезды. Все это в моей душе. Слишком многое я потерял. А стоят ли все мои обретения этих потерь?
Мы обретаем себя. И я верю, что путь, который я продолжаю, – это путь непременно ввысь! Делом жизни стал роман “Мастер и Маргарита” – путь к нравственной истине: боль за человека. С первых же дней литературной деятельности испытывал гонения, нападки критиков. После разговора со Сталиным получил средство к существованию и возможности творить…
3. Из интервью “Моя встреча с М.А. Булгаковым на исходе ХХ века”
Вопрос: Что значит для Вас среда?
Ответ: Это не значит, что писатель должен быть таким, каким хочет видеть его среда.
Вопрос: Что Вы считаете важным в человеке?
Ответ: Человек уже создан историей и культурой. Важно его существо.
Вопрос: А каким должен быть, по-вашему, писатель?
Ответ: Зачем профессионализм, если литератору нечего сказать людям.
Заключительное слово журналиста. Именно духовная честность и творческая независимость всегда были для Булгакова – писателя превыше всего. Самому нужно быть бескомпромиссным художником. Это, конечно, сильно осложняло жизнь, но иного он не хотел.
Слово учителя. Как должна сложиться судьба художника с подобными чувствами, мыслями?
- Как мне кажется этот образ – жизнь, подвешенная на волоске, - встречается ив его письмах. О том, что такое жизнь, кто ее подвешивает и кто обрезает “волосок”, кто ею управляет и что нужно для того, чтобы человек осуществился, идет спор в древних главах “Мастера и Маргариты”.
Послушайте этот диалог: “образ – жизнь, подвешенная на волоске”… (инсценирование).
- Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? – спросил, очень оживившись, развязанный.
- Ну, хотя бы жизнью твоею, - ответил прокуратор, ею клясться самое время, так, ты очень ошибаешься!
Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
- Я могу перерезать этот волосок.
- И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, - согласись, что перерезать волосок уж верно может лишь тот, кто подвесил?
Слово учителя. А теперь окунемся во власть мыслей, чувств, фантазии автора.
Перечислите все, то, что привлекло ваше внимание. Очертите круг ваших ассоциаций.
Итак, Палестина 1 век н.э. Инсценирование гл. 2 “Понтий Пилат”.
Затем начинается работа учащихся по группам исследователей, подсказчиков, протоколистов:
1 группа исследователей.
- О чем спорят герои? – это наверно, на наш взгляд, важный вопрос.
- Конечно же, о добре и зле. И пока жив человек добро будет открываться человеку, освещая ему, путь к истине, что есть жизнь?
- Что значат слова Иешуа о добрых людях?
У Иешуа Га-Ноцри своя жизненная философия: злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”
- Добр ли Понтий Пилат или действительно “свирепое чудовище”? Что мешает ему быть добрым?
Трудно не согласиться с этим определением, потому что Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся”. Он могущественный прокуратор. Но свободы не знает. Понтий Пилат раб кесаря: и своей должности, и своей карьеры.
- В чем правда и сила Иешуа?
Он свободен во всем. Вера Иешуа в доброе начало человека беспредельна (о кентурионе марке Крысобое). Любой аморальный поступок, предательство Иуды, он готов объяснить как временное заблуждение и оправдать. Иешуа Га-Ноцри уверен, что, пройдя сквозь испытание, человек окончательно обретает уверенность.
Главное достоинство в человеке, по убеждению Иешуа, - духовная сторона жизни.
Здесь все люди равны и свободны.
Этой же группой были изучены и освещены и такие вопросы:
Какой из образов, на ваш взгляд, мы лучше всего видим? Почему?
Как это достигается? Очертите круг ваших ассоциаций?
Слово учителя. Очень интересно будет послушать мнение группы протоколистов.
Группа протоколистов.
Мы отметили поведение Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри.
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. Через индивидуальную характеристику и типизацию через поступок, противоречивость героя, обстоятельства, в которые поставлен герой, были этой группой освещены поведение Понтия Пилата и поведение Иешуа.
В работу подключилась группа подсказчиков, подсказавшая “проблему двойной жизни прокуратора. Видимо, с годами прокуратор Иудеи пришел к убеждению, что раздвоенность личности неизбежна.
В ответы этой группы были включены причины душевных мучений, символических образов (полная Луна), “наложение двух эпох” как композиционный прием, который позволил автору произнести приговор своим современникам: “трусость – самый страшный порок”. Трусость быть личностью, жить откровенной, “гласной” жизнью.
Группа исследователей.
Не менее важной, по нашему мнению, является и такая проблема, как обнажение скрытых пороков человека: испытание на алчность и милосердие.
Фантастический элемент в литературном произведении.
Инсценирование. Гл. 12 “Сеанс черной магии”.
1. Испытание Воланда.
2. Черная сила – “вечно совершающая благо”
3. Как все совместилось?
4. Что есть истина? Труд.
5. Милосердие – другое лицо справедливости.
Отношение к обретению каждым человеком своей истины существования.
Слово учителя. Можно ли в один ряд выстроить художественное произведение и картину: кисть + слово? Любой художник может создавать полотна. Вот и происходит своеобразная перекличка картины Н.Н.Ге “Что такое истина? Христос и Понтий Пилат”.
(На партах учащихся репродукции картины)
- Что вы увидели? Что здесь необычного? Что вы можете сказать?
- О чем говорит название полотна?
(комментарий зарисовщиков и экскурсовода)
1. Два лика истины: цветной и черно-белый.
2. Одна истина – самопожертвование.
3. Общечеловеческое – пропуск к истине.
4. Переосмысление и преодоление власти внешних сил.
5. Евангельская легенда обретает черты реальности.
6. Почему такое изображение – лицом к лицу?
7. Домысливание – вот на какую работу обрекал зрителя художник.
Слово учителя. Выводы. Угол зрения группы.
Что же хотел сказать Булгаков? Что ему удалось сказать?
Писатель сумел убедить в нерасторжимости добра и зла…проблема результата – это творческое дерзание писателя “Самый лучший писатель тот, кто терпел самое блистательное поражение”.
Интрига остается интригой. А это значит, что мы своими чувствами ответили на его чувства, внутренним слухом уловили его слова, обращенные к нам. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимался этой тайной, ибо хочу быть человеком. Все, что происходило в его гражданской судьбе, “подвешенный”, - все так или иначе вошло в книги. В примере Иешуа Га-Ноцри М.А.Булгаков черпал внутреннюю свободу перед сильными мира сего, черпал в борьбе за творчество.