Литература
-
Музыкально-поэтическая композиция "Земля моя – леса, поля и реки, страна моя, ты вся болишь во мне" 2010
Одна из целей экологического образования – помочь человеку через духовное начало осознать свое место в мироздании. "Чувства добрые" совестливости, сострадания, покаяния и разумного созидания помогут ему быть в гармонии с самим собой и природой. А такой человек никогда не уничтожит свой дом, в котором он живет, – Землю.
-
Музыкально-поэтический вечер "Эпоха петь нас подбивала…" По мотивам военных стихов и песен Б.Окуджавы и В.Высоцкого 2008
Представленная работа построена из рассказов о военной теме в творчестве двух поэтов-бардов разных эпох – Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого. Материал был подготовлен учителем с использованием стихотворных текстов, музыкального сопровождения, слайд-шоу. Музыкально-поэтическая композиция рассчитана на школьников 7–11-х классов.
-
Музыкально-цветовая ассоциация на произведение М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2010
Цель урока: раскрыть значение человеческих судеб на фоне государственной власти; показать через межпредметные связи особенности жанра песни; развивать логическое и образное мышление в их синтезе.
-
Музыкальное начало и одаренности Б.Л. Пастернака, изучаемые на уроках литературы 2011
В статье рассказывается о роли музыки в жизни и творчестве Б.Л. Пастернака.
-
Музыкально–литературная композиция "Экология и война" 2009
Вывод какой должны сделать учащиеся: мы живем в мире, где постоянно происходят военные конфликты, где жизнь и смерть находятся параллельно. Позиция "я - в стороне" приводит к разрушению не только окружающего, но и самого человека, с молчаливого согласия такого человека и начинается война.
-
Музыкальный урок–концерт "Что за прелесть эти сказки!" 2009
Это мероприятие можно проводить во время школьной предметной декады, по завершении темы полугодия или года, уроком-концертом для родителей.
-
Мультимедийное слайд-шоу на уроке внеклассного чтения в 5-м классе по книгам Успенского Э.Н. "Командировка в Простоквашино" 2006
Открытый урок по литературе в 5-м классе с использованием мультимедийного слайд-шоу. Компьютер уже сам по себе настраивает учащихся на то, что сейчас начнется что-то интересное, необычное. Урок действительно необычен: мы отправляемся в командировку. Цель данного урока познакомить учащихся с творчеством Э.Н. Успенского; научить их анализировать прозаический текст, активизировать внимание, память, мышление и речь учащихся; продолжить формирование навыков, умений по литературе: работать с книгой, собирать и систематизировать материал для выступления, использовать воспитательные возможности материала урока для повышения интереса к учебному предмету.
-
Мультимедийное сопровождение уроков литературы в 11-м классе (флэш-презентации). Разработка интегрированного урока "Африка в поэзии Н.Гумилева" 2009
Цели данного урока: изучение творчества Николая Гумилева; формирование образа поэта-путешественника, поэта-исследователя; открытие новых граней поэзии Гумилева; открытие Африки через поэзию Николая Гумилева.
-
Мультимедийный проект по литературе: "Образ Вечной Женственности в поэтическом мире А.Блока" 2007
Цели проекта: постижение многогранного и многоцветного поэтического мира стихотворений А. Блока; создание речевого художественного видеообраза стихотворений; овладение приемами обработки информации; совершенствование навыков компьютерного дизайна.
-
Мультимедийный творческий проект на уроках литературы в условиях цифровизации образовательного процесса 2019
Представлен алгоритм работы по организации выполнения МТП литературоведческого характера.
-
Мультимедийный урок "Акмеизм и акмеисты". 11-й класс 2011
Урок построен в форме беседы, чтения и анализа стихотворений и сопоставления их с полотнами художников. Он сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Результативность урока повышается за счет выбора эффективных методов и приемов, подбора материала, направленного на активизацию творческой деятельности учащихся.
-
Мультимедийный урок в 11-м классе "Пророк несбывшегося рая" (творчество Сергея Есенина в свете философско-эстетических исканий эпохи). 2009
Изучение творчества С.Есенина в школе нуждается в тщательно взвешенном отборе и преподнесении текстов для анализа. Долгое время существовал устоявшийся в массовом сознании стереотип восприятия С.Есенина только как "деревенского Леля", "тонкого русского лирика", душа которого вскормлена красотой родной края, народными песнями. Открыть учащимся глубину философско-эстетических исканий поэта, связанных с проблемами начала века, мы попробовали в предложенном уроке.
-
Мультимедийный урок литературы в 5-м классе по теме: "В мире сказок" 2006
Данный урок проводится после изучения сказок, это обобщающий урок. Дети имеют представление о том, что такое фольклор, его жанры; в чём разница между народной и литературной сказкой. Ребята с большим удовольствием рисовали иллюстрации к прочитанным сказкам, сами сочиняли сказки. Итогом нашей работы был опрос. Данный вид работы вызвал огромный интерес у детишек. Для некоторых было открытием, что их родители, бабушки и дедушки с удовольствием читают сказки и сейчас.
-
Мультимедийный урок литературы в 7-м классе "Цветы чужого сада" (японская лирическая миниатюра в русской поэзии) 2008
Цель представленного урока – постараться понять, почему европейцев всегда привлекала японская культура, философия и найти главные отличительные черты японской поэзии от русской. Выбранная система вопросов и заданий постепенно и ненавязчиво подводит учеников к логичным выводам. В ходе урока использованы переводы и произведения русских поэтов.
-
Мультимедийный урок литературы в 9-м классе "Одноцветная жизнь бедна…" (Роль образных средств языка в создании художественного образа в рассказах А.Чехова) 2009
В ходе урока учитель помогает учащимся исследовать текст, выбирая из него изобразительные средства, которые используются автором для создания у читателя зримого образа художественного мира данного литературного произведения, и выразительные средства - для пробуждения у читателя личностного отношения к происходящему. Разнообразная система вопросов и заданий (индивидуальных и групповых), поисковая деятельность, способность перевоплощения (игровые элементы) мотивируют учащихся к дальнейшей познавательной деятельности.
-
Мультимедийный урок – занятие "Введение в предмет «Журналистика»" 2008
Данный урок, построенный в форме телепередачи, дает представление в целом о профессии журналиста. Сценарий занятия создан по мотивам произведений Л.Филатова "Что это такое? Интервью простое!" и "Про Федота-стрельца, удалого молодца".
-
Мурманск – город великого будущего, сердце заполярного края 2015
Урок-диалог по очерку М. Горького «На краю земли» знакомит с прошлым города Мурманска и сопоставляет его с настоящим, знакомит выпускников с жизнью писателя. Цель: развитие интереса к литературе северного региона, бережное отношение к родному языку, культуре Кольского края.
-
Муса Джалиль. Жизнь и судьба 2014
На сайте мусульман Нижнего Новгорода есть такие слова: "Человечество учится помнить уроки истории, и мы понимаем важность воспитания у молодежи национального самосознания. Можно по-разному относиться к творчеству Мусы Джалиля, к его политическим убеждениям, но тот факт, что духовное наследие этой незаурядной личности должно сегодня быть использовано для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к свободе, неприятии фашизма, - бесспорен".
-
Муса Джалиль: жизнь и творчество 2015
Урок посвящен жизненному пути и творчеству Мусы Джалиля.
-
Мустай Карим «Радость нашего дома». Уроки жизни. 5-й класс 2016
Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством башкирского писателя Мустаем Каримовым, проанализировать отдельные главы повести, развивать речь и способность анализировать прочитанное.
-
“Мустай Карим – наша гордость”, внеклассное мероприятие, посвящённое к 100-летию народного поэта Республики Башкортостан 2018
Внеклассное мероприятие посвящёно 100-летию народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима.
-
Мцыри – любимый герой Лермонтова 2010
В ходе урока доказывается, почему литературный герой Мцыри становится символом поэзии М.Ю. Лермонтова, любимым идеалом поэта.
-
"Мцыри – романтический герой" 2014
Цель урока: знакомство с произведением М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Урок строится на постоянном обращении учителя к личному опыту учеников; сформировать представление о романтизме как о литературном направлении, выявить особенности направления; развивать логическое мышление, умение анализировать информацию, составлять сводную таблицу; показать красоту Кавказа.
-
«Мы в ответе за всех, кого мы приручили» по рассказу Леонида Николаевича Андреева «Кусака» 2024
Цели урока: проанализировать рассказ (образ Кусаки); формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты, анализировать проблемную ситуацию рассмотреть позицию автора и художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть образы героев.
-
"Мы в ответе за тех, кого приручаем…" (по рассказу Л.А. Андреева "Кусака") 2009
Урок в 7-м классе по произведению Л.Андреева «Кусака» способствует привитию доброго и внимательного отношения к природе, животному миру. Развивает творческие способности учащихся и подводит к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг. Перед уроком проводится большая подготовительная работа.
-
"Мы в ответе за тех, кого приручили". "Цикл уроков по рассказу Л.Андреева "Кусака" 2009
Рассказ учит бережному отношению к братьям нашим меньшим. Формирует нравственность и ответственность за свои действия в обращении с животными. И это очень актуально для морально-этической стороны воспитания и личностного становления школьников.
-
"Мы в ответе за тех, кого приручили". 4–5-й класс 2011
Литературно-экологический маршрут разработан для углубления знаний учащихся по экологии и литературе на межпредметной интегрированной основе. Задача данного маршрута – формирование у школьников нравственного и эстетического отношения к природе, развитие логического мышления, памяти, познавательной активности, популяризация лучших книг о природе и экологии; привлечение детей к чтению, воспитание навыков работать сообща.
-
"Мы в ответе за тех, кого приручили…" (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"). 7-й класс 2013
Урок литературы на примере сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" учит детей чувствовать ответственность за людей, животных, любви.
-
"Мы все к своей родине привержены" (по произведению Н.С. Лескова "Левша") 2008
Главным героем урока по предложенной теме является Левша. Сопоставительная характеристика с другими действующими персонажами рассказа - государями Александром и Николаем, атаманом Платовым - подготавливает оценку тульского мастера. В центре внимания оказывается поездка русского умельца в Англию, которого не соблазнила заморская жизнь. Соотнеся поступки простого человека и "отцов Отечества", учащиеся приходят к выводу о том, чем им дорог родной край.
-
"Мы все перед ней в неоплатном долгу" 2009
Авторская разработка урока по литературе по творческому и жизненному пути М.И. Цветаевой Данный урок помогает понять учащимся 11-го класса, как жила и творила, страдала и любила Марина Цветаева, помогает насладиться музыкой ее стихов. Учащиеся на данном уроке совершенствуют навыки работы с дополнительной литературой и поэтическими текстами.