И тьмой, и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия…
/1838г./
Цель: проследить эволюцию взглядов поэта на судьбу своего поколения.
Задачи:
- Дидактическая:
– обучение лингво-смысловому анализу поэтического текста;
– закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи;
– получение новых знаний об образно-выразительных средствах и стилистических фигурах;
– углубить понимание стихотворения, не разрушая его цельности. - Развивающая:
– развивать умения исследования текста, творческое воображение. - Воспитывающая:
– помочь увидеть и почувствовать не только образную сторону произведения, его смысл, но и красоту слова;
– проникнуть вглубь, в “секрет” обаяния стихотворений М.Ю.Лермонтова.
Методы и приемы:
– эвристическая беседа,
– исследовательская работа,
– лингво-смысловой анализ текста,
– составление опорного конспекта.
Формы работы:
– групповая,
– фронтальная,
– индивидуальная.
Оборудование:
– портрет М. Ю. Лермонтова,
– тексты стихотворений.
Опережающее домашнее задание:
– 1-я гр. – Историческая справка: характеристика эпохи “безвременья”.
– 2-я гр. – Биографическая справка: судьба поэта в 30-е г., конфликт с высшим
обществом.
– 3–4-я гр. – Анализ стихотворения “Монолог” по вопросам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
III. Выступление учащихся от групп по опережающему домашнему заданию.
1-я группа:
В годы реакции выросло и сформировалось молодое поколение дворян – цвет образованной части русского общества. На это поколение возлагалась ответственность за изменение жизни. Оно должно было возглавить борьбу за общественное переустройство: в России продолжался первый – дворянский период освободительного движения, народ пока был не в состоянии бороться со своими врагами. Еще свежи были воспоминания 1825 года, когда лучшие из молодых дворян с оружием в руках пытались добиться свободы для человека. Лермонтов принадлежал к поколению, чья юность пришлась на суровое десятилетие после восстания декабристов. Судьба поколения волновала его, и раздумья о современниках можно найти в самых ранних юношеских стихотворениях поэта.
В.Г.Белинский писал о судьбе поколения 30-х г.: “Сомнение овладевает умами во времена переходные, во времена гниения и разложения устаревших стихий общества, когда для людей бывает одно прошедшее, уже отжившее свою жизнь, и еще не наставшее будущее, а настоящего нет”.
А также отмечал: “...горе тем, кто является в эпоху общественного недуга! Общество живет не годами – веками, а человеку дан миг жизни: общество выздоровеет, а те люди, в которых выразился кризис его болезни... навсегда могут остаться в разрушающем элементе жизни!..”.
2-я группа:
В России 30-х годов Лермонтов был одним из немногих поэтов, который не отказался от гражданской темы и выступал в своем творчестве против современного ему “ветхого мира”. Недовольство общественной жизнью появилось уже в его юношеских стихотворениях, но наибольшей силы и зрелости протест против действительности достигает в лирике 1837–1841 гг. Особенно гневное обвинение поэт бросает высшему правящему обществу в стихотворениях “Смерть поэта” и “1-е января”. Антигуманное, жестокое, бездушное и пустое общество обрекает человека на страдания и несчастье. Лирика Лермонтова полна скорби о судьбе человека в этом мире. Трагическая гибель лучших людей в результате столкновения со светом рождает у поэта глубокую печаль (стихотворения “Смерть поэта” и “Памяти А.И.Одоевского”); нескрываемой грустью проникнуты стихотворения “Отчего”, “Благодарность” и др.; бесконечным одиночеством и тоской о счастье овеяны стихотворения “Утес”, “Листок”, “На севере диком” и др.
3–4 группа:
Вопросы по анализу стихотворения “Монолог”:
- В чем видит автор “особенность” своего поколения?
- В чем заключается особенность повествования лирического героя?
- Какое средство художественной выразительности наиболее часто встречается в стихотворении? Почему?
В стихотворении “Монолог” образ поколения, чья юность томится “средь бурь пустых”, а “жизнь пасмурна”, возникает как укор и обвинение существующему укладу жизни. Говоря о жизни поколения, автор отмечает ее однообразие, пустоту и безрадостность.
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье...И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
Это поколение не знает юности, не ведает “ни любви, ни дружбы сладкой”; ему “душно” на родине, а между тем у него есть и “жажда славы” (то есть жажда деятельности, которая может принести славу), и “пылкая любовь свободы”, и “глубокие познанья”, и “талант”. Все это оказывается лишним и ненужным в обществе; в первой же строке поэт с горечью пишет:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
Здесь звучат боль и страдание автора, размышляющего о поколении, к которому он принадлежит. В стихотворении нет суда над этим поколением. Лермонтов сочувствует ему и вызывает ответное сожаление о нем читателя.
Форма “Монолога” помогает передать и грустное настроение автора, как бы размышляющего вслух, и искренность его размышлений, это свободный стих, не связанный рифмой и организуемый ритмом, с обрывающимися на многоточиях как бы неоконченными строчками. Интересно характерное для поэзии Лермонтова сравнение людей и их переживаний с образами, взятыми из мира природы: “Мы, дети севера, как здешние растенья”; или: “Как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша”. “Монолог” можно назвать одним из вариантов стихотворения “Дума”, от которого он, однако, существенно отличается.
Учитель:
– У Лермонтова много стихотворений-“двойников”. Напряженность его поисков, энергия души и неподвижность действительности, которая окружала поэта, приводит Лермонтова к возращению мотивов, тем, даже композиций стихотворений. Но возвращение не было повтором, напротив, часто становилось пересмотром позиции. Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: “Чем отличается позиция автора в “Монологе” по отношению к своему поколению от его взглядов в стихотворении “Дума””?
IV. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова “Дума” /работа в группах/.
Задание для групп:
1. Определить основной смысловой стержень отрывка.
2. Какие ключевые слова и средства художественной выразительности помогают
раскрыть данную тему?
3. Каково эмоциональное отношение лирического героя к изображаемому?
V. Выступления учащихся от групп.
Уже первое четверостишие дает представление об облике поколения 30-х годов и об отношении автора к своим современникам:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Чувство печали вызвано у автора думами об отсутствии будущего у поколения, которое слишком много сомневается и бездействует. Бездействие – вот главное, на что Лермонтов в первую очередь обращает внимание. Пассивность и отсутствие решительности вызваны сознанием бесплодности действия. Говоря о “бремени познанья”, Лермонтов имеет в виду тяжесть знаний, ничего не дающих для выработки взглядов, для действия. Такие пустые знания тягостны людям. Сомнение – тоже характерный признак духовного облика того поколения – свойственно людям в такие времена, когда им неясны дальнейшие пути развития общества или когда уже очевидна бесполезность или неправильность прежних методов действия. Тогда настоящая действительность не удовлетворяет человека, ввергает его в отчаяние или безнадежность.
Удивительно конкретно нарисована в первой строфе настоящая и будущая судьба поколения. Поэт не ставит задачи создать живописный образ – и в строфе почти нет эпитетов; но автору важно охарактеризовать свое поколение как пассивное, бездейственное – и текст насыщается существительными, обозначающими отвлеченные понятия: познанье, сомненье, бездействие, грядущее.
Во второй строфе Лермонтов объясняет причину нынешнего положения дворянской молодежи, сменившей “отцов” – декабристов. Бывшее юным в дни восстания, молодое поколение увидело безрезультатность попытки изменить положение России путем решительного действия и вместо восприятия лучшего опыта “обогатилось” лишь “ошибками” да “поздним умом” своих предшественников. Это вызывает горькое чувство Лермонтова.
Расстановка ударений в двух первых строках второй строфы подчеркивает, что современное поколение восприняло лишь отрицательную сторону первого выступления революционных дворян. Логическое ударение падает на слова богаты и ошибками. Эти слова стоят первыми в строках, обращая на себя внимание.
Односторонняя оценка неудавшегося, но смелого выступления сделала жизнь современников поэта пустой и бессмысленной: перед ними не было цели, к какой нужно было бы стремиться, чтобы сделать свою жизнь нужной и оправданной. Передавая пустоту бездейственного, бесцельного существования, Лермонтов использует двойное сравнение:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Эти наглядные сравнения несут определенную эмоциональную окраску. Образы “ровный путь” и “чужой праздник” конкретны, эмоциональны и вызывают чувство грусти и сожаления.
Во второй строфе гипербола “Богаты мы, едва из колыбели” характеризует раннее наступление зрелости поколения, “разбуженного выстрелами на Сенатской площади” (Герцен). Эта мысль о ранней зрелости поколения получает в четвертой строфе образное воплощение в сравнении-метафоре “тощий плод”. Если первые две строфы порождают сожаление о бесполезности и бессмысленности существования поколения, то в третьей печаль автора уступает место негодованию и презрению. Здесь Лермонтов беспощадно обнажает одну из главных причин бездействия: оно определяется страхом перед властью.
Четыре строки третьей строфы – это обвинительное заключение, выносимое Лермонтовым поколению 30-х годов. Поэт обвиняет современников в равнодушии к общественным вопросам (“К добру и злу постыдно равнодушны”), в отходе от борьбы (“В начале поприща мы вянем без борьбы”), в малодушии перед опасностью (“Перед опасностью позорно-малодушны”) и политическом рабстве (“И перед властию – презренные рабы”). Лишь два эпитета вводит автор в строфу, уничтожающе характеризуя ими героев “Думы”: они “позорно малодушны” перед опасностью и “презренные рабы” перед властью.
Следующее четверостишие изобилует изобразительными средствами. Оценивая судьбу современного ему поколения в общем ходе истории, Лермонтов сравнивает его с “тощим плодом”, который, рано созрев, никому не может принести радости и опадет, когда вокруг него расцветут новые цветы. Автор верит, что они будут радовать “и вкус и глаз”, он говорит о “часе красоты”, и именно вера в неизбежность его наступления позволяет ему с такой силой и смелостью обнажать пороки современников. Но нельзя не видеть и сочувствия, с каким Лермонтов пишет о своем поколении: “пришлец осиротелый”. Сочувствие здесь можно понимать как признание губительного влияния общественных условий на поколение 30-х годов.
Сначала М.Ю.Лермонтов обрисовал самые существенные свойства своего поколения: бездействие, отказ от борьбы, политическое рабство и равнодушие к общественным вопросам. Далее он обнажает различные стороны его нравственного упадка и обнищания. Пятая – девятая строфы дают яркую картину того духовного банкротства, к какому пришло поколение 30-х годов в результате отказа от общественной борьбы. Здесь Лермонтов отказывается от сдержанности и строгости в выражении своих мыслей и чувств и использует богатые средства поэтической выразительности: яркие метафоры, запоминающиеся эпитеты, образные сравнения.
Пятая строфа начинается метафорой: “Мы иссушили ум наукою бесплодной”, и она возвращает читателя к образу первой строфы: бремя “познанья и сомненья”. Наука не развила, не обогатила ум, а иссушила его, потому что не стала средством, способным направить на борьбу за изменение действительности. Отказавшись от борьбы, утаив в себе “надежды лучшие и голос благородный”, молодые дворяне 30-х годов обрекли себя на умственное бесплодие.
Духовно одинокие и опустошенные, они не сумели найти счастья и в физических радостях, возникающих в образе “чаши наслаждения”. Они не успели предаться искренней радости, боясь, что она наскучит, но все равно не смогли сберечь “юных сил”. В предыдущей строфе Лермонтов говорит об умственном бесплодии, здесь речь идет о раннем ощущении физической старости, о преждевременной утрате молодости.
Ни поэзия, ни искусство не могут взволновать современников Лермонтова, так как они разучились чувствовать: “остаток чувств” таится в них “бесполезным кладом”.
Равнодушие поколения раскрывается далее как неспособность к жертвам ни во имя любви, ни во имя ненависти, как отсутствие цельности и искренности в отношениях с людьми: “И ненавидим мы и любим мы случайно”. Все это порождает душевный холод, апатию, безразличие ко всему, а затем и полное безверие, неспособность искать счастья ни в настоящем ни в будущем. Неверие в будущее заставляет молодое поколение с усмешкой относиться и к прошедшему:
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Нарисовав полную картину духовного банкротства молодого дворянства 30-х годов, Лермонтов, не прибегая к метафорическому образу, прямо говорит о роли, какую оно сыграет в жизни. Если вначале, понимая трагичность существования человека в эпоху реакции, поэт не мог отказаться от сочувствия молодому поколению, то в оценке роли современников в исторических судьбах России он беспощаден; поэт уверен, что духовно обанкротившееся поколение не сможет ничего оставить миру.
В предпоследнем четверостишии Лермонтов пишет о современниках как о “толпе угрюмой”, он знает, что люди будущего скоро забудут о своих предшественниках, потому что они не оставят после себя “ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”. Выразителен и оправдан эпитет “угрюмая”, подготовленный предшествующей характеристикой поколения, не умеющего радоваться, скучающего и равнодушного. Метафорический эпитет “плодовитая мысль” напоминает уже возникавший образ “бесплодная наука”.
Последнее четверостишие, как уже говорилось, перекликается с четвертым. Здесь выражено убеждение в неизбежности прихода потомка – “судьи и гражданина”. Современное поколение не оставит ему ничего в наследство. Если молодежь 30-х годов была с юности богата лишь “ошибками отцов”, то для последующих поколений она сама явится уже не ошибавшимся, а “промотавшимся отцом”, банкротом. Если современники Лермонтова “насмешливо” глядели назад, не понимая своих отцов, то потомок оскорбит их самих “насмешкой горькою”, потому что он, как “судья и гражданин”, не сможет быть равнодушным к добру и злу. “Презрительный стих” потомков заслужен теми, кто стал “презренными рабами” перед властью. Так вновь оживают в конце “Думы” образы предшествующих строф, связывая все стихотворение в стройное целое с четкой композицией.
По ходу выступлений составляется опорный план – конспект, возможна слайдовая заготовка:
тема | образы, ключевые слова | эмоциональная оценка | |
1. Облик поколения: | |||
|
существительные, обозначающие
отвлеченные понятия * познанье, сомненье, бездействие, грядущее |
сожаление бессмысленности и бесполезности существования | |
2. Причины такого положения: | |||
|
ключевые слова * богаты, ошибками, томит, без цели, празднике чужом |
сожаление бессмысленности и бесполезности существования | |
3. Обвинительное заключение: | |||
|
оценочная лексика * позорно малодушны |
беспощадное обличение пороков и бездеятельности | |
4. Противопоставление положения поколения “сейчас–завтра”: | |||
|
яркое противопоставление | беспощадное обличение пороков и бездеятельности | |
сейчас ▼ *тощий плод ▼ сочувствие ▼ пришелец осиротелый |
будущее ▼ *час красоты ▼ вера в лучшее |
||
5. Нравственный упадок и духовное обнищание поколения: | |||
|
* осушили ум * остаток чувств, бесполезный клад * и ненавидим мы и любим мы случайно |
беспощадное обличение пороков и бездеятельности | |
6. Роль поколения и память потомков: | |||
|
* без счастья и без славы * толпой угрюмою и скоро позабытой * презрительным стихом насмешкой горькою |
презрение о никчемности существования |
VI. Итоговая беседа по сопоставлению стихотворений “Дума” и “Монолог”.
– Найдите сходные образы в этих стихотворениях “Монолог” и “Дума”, общее в облике их героев и подумайте об изменении авторского отношения к своим современникам.
Обучающиеся:
Сходных строчек и образов не так уж мало в этих стихотворениях, но в “Думе” они конкретнее, точнее, выразительнее, а развитие и изменение их помогает ясно увидеть, насколько решителен и беспощаден автор в оценке своего поколения и его роли на земле. Так, строки “Монолога”:
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем…–
перекликаются с образом “тощего плода” из “Думы”.
Конец “Монолога”:
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит, –
напоминает выразительные сравнения из “Думы”:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Начало “Монолога” (“К чему глубокие познанья, жажда славы”) находит развитие в первой строфе “Думы”; слова из “Монолога”:
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит… –
вырастают в великолепное четверостишие:
И ненавидим мы, и любим мы случайно…
Конкретное сравнение двух стихотворений показывает, что с годами сочувствие современникам сменяется у Лермонтова протестом против их пассивности и обвинением за то, что они не нашли выхода своим силам и смирились с безрадостным существованием. Если в “Монологе” Лермонтов является сочувствующим свидетелем, то в “Думе” он выступает как “судья и гражданин”.
В “Монологе” Лермонтов еще сочувствует поколению и винит обстоятельства, еще надеется на понимание, “Дума” – размышление наедине с самим собой, а не обращение. Собеседников у поэта нет, он смотрит на свое поколение отчужденно, хотя местоимение мы непрестанно повторяется в тексте. Однако начало и конец стихотворения отделяют поэта от поколения, и суд в “Думе” беспощаден. Равнодушие, с которым поколение отнеслось к жизни, даже к своей судьбе, оказывается обоюдоострым мечом. Равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков.
VII. Подведение итогов урока.
Создавая “Думу”, Лермонтов имел в виду самую образованную и культурную часть дворянства, в недавнем прошлом давшую России декабристов, Пушкина, Грибоедова. В 30-е годы передовое дворянство утратило сначала возможность, а потом и желание бороться за изменение политического и государственного строя России, ушло в себя, замкнулось в одиночестве или стало “развлекаться” в светских гостиных, не чувствуя в этом удовлетворения. Отказавшись от борьбы, дворянство уже было не способно выдвинуть из своей среды борцов.
Следовательно, героев “Думы” можно считать типичными для эпохи реакции 30-х годов XIX века: в них нашли отражение наиболее характерные черты людей эпохи – утрата свободолюбия, равнодушие к общественным вопросам, смирение перед властью и отказ от борьбы.
В “Думе” Лермонтов, говоря от имени всего поколения, не выделяет себя из его среды. Но, достаточно зная о поэте, мы можем сказать, что Лермонтов никогда не смирялся перед властью, не отказывался от борьбы. Мы увидели, с какой ненавистью писал он о высшем обществе, избрав в качестве орудия борьбы с ним “кинжал поэзии”. Не было у него и равнодушия к жизни, случайной любви и случайной ненависти, как у героев “Думы”. Напротив, он умел страстно любить и страстно ненавидеть, свидетели этого – его стихи “Смерть поэта”, “1-е января” и др. Он нарисовал в “Думе” черты, с наибольшей закономерностью порождавшиеся безвременьем. То, что и себя автор отнес к этому поколению, говорит о его высокой требовательности к себе, взыскательности и неудовлетворенности собой. Ему казалась недостаточной та борьба, которую он мужественно вел. Поэтому в “Думе”, наряду с гневом и презрением, чувствуются грусть и печаль, местами переходящие в скорбный взгляд на жизнь современников. Но это не пессимизм. Это чувство рождает в человеке не отчаяние, а жажду борьбы за изменение условий жизни. В.Г.Белинский в статье “Стихотворения М.Лермонтова” писал о “Думе”, что “Эти стихи писаны кровью, они .вышли из глубины оскорбленного духа. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?..”.
Критики реакционного лагеря старались представить “Думу” как случайное произведение в творчестве Лермонтова, говорили об ее исключительно мрачном и черном характере. Такая разноречивая оценка определялась актуальностью стихотворения, показывала, что оно затронуло самые наболевшие вопросы времени. Сила гнева, заключенная в “Думе”, противостояла равнодушию, будила и беспокоила, заставляя не только думать о жизни, но и действовать. В этом заключалось важнейшее значение стихотворения “Дума” для своего времени.
Это стихотворение – образец высокой гражданской поэзии. В нем отразились и личность самого поэта, и определенный момент исторического развития русского общества. Стихотворение “Дума” выражает бурный протест против всякой пассивности, безразличия, может и сейчас помочь борьбе с равнодушием, пробудить желание жить так, чтобы принести пользу народу и будущим поколениям.
VIII. Объяснение домашнего задания.
Найти стихотворения М.Ю.Лермонтова, в которых особенно остро слышна горечь одиночества поэта.
Список литературы.
- Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки – М., 1977.
- Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова /Выставка в школе – М., “Детская литература”, 1984.
- Лермонтовская энциклопедия – М., 1981.
- Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова – М., 1985.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь – М., 1988.
- М.Лермонтов /Книга для ученика и учителя – М., АСТ “Олимп”, 1998.
- М.Ю.Лермонтов. Избранные сочинения /Библиотека учителя – М., “Художественная литература”, 1987.
- М.Ю.Лермонтов. Лирика /Школьная программа. Справочные материалы – М., “Дрофа”, 1998.
- Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова – М., 1961.
- Мармнцман В.Г. Изучение литературы в 8 классе. – М., “Просвещение”, 1987.