Цели урока:
- Развитие умения анализировать художественный текст;
- Развитие устной речи и творческих способностей учащихся;
- Знакомство с шедеврами мировой живописи, создание атмосферы "погружения" в эпоху;
- Пробуждение интереса к искусству;
- Расширение кругозора учащихся.
Задачи урока:
- проанализировать приемы создания образа Наполеона в первом томе романа;
- подготовить к самостоятельной аналитической работе по III тому романа
- установить метапредметные связи;
- познакомить с работами выдающихся художников.
Оборудование: презентация
Слайд № 1
Создание образа Наполеона в первом томе романа (проверка домашнего задания)
Как создается образ Наполеона в романе? Слайды № 2-3
Какие факты биографии Наполеона упоминаются в романе?
Факты биографии Наполеона, упомянутые в романе | Создание образа Наполеона в романе |
Коронация Переворот 18 брюмера Расстрел пленных в Африке Аркольский мост Посещение чумного госпиталя в Яффе Взятие Тулона Коронация Переворот 18 брюмера Расстрел пленных в Африке Аркольский мост Посещение чумного госпиталя в Яффе Взятие Тулона |
Разговоры о Наполеоне В салоне Анны Павловны Шерер (казнь герцога Энгиенского, анекдот о m-lle George) У Болконских (политическая обстановка, ход кампании) Размышления Пьера Размышления князя Андрея Попытка князя Андрея повторить поступки Наполеона Наполеон на поле Аустерлица Поверженный кумир князя Андрея |
Как оценивается деятельность Наполеона героями романа?
Князь Николай Андреевич Болконский | Князь Андрей Болконский | Пьер Безухов | Светское общество |
:Бонапарте :ничтожный французишка, имевший успех только потому, что не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему:не было и войны, а была какая-то кукольная комедия:и князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте во всех своих войнах: | :Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку: | :Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее - и равенство граждан и свободу слова и печати, - и только потому приобрел власть: | Антихрист Убийца и злодей Узурпатор Выскочка |
Слайд № 4
В чем причина такого расхождения во мнениях?
Наполеон Бонапарт. Историческая справка. Слайды № 5-8
В ранце каждого солдата
лежит жезл маршала.
Наполеон Бонапарт
Наполеон Бонапарт (1769 - 1824)
(в 1785 г. после успешного окончания Парижской военной школы начинает службу в чине подпоручика, в 1793 г. становится капитаном)
17 декабря 1793 г. - взятие Тулона
5 - 9 апреля 1796 г. переход через Альпы
1796 г. Итальянская кампания - "шесть побед в шесть дней"
17 ноября 1796 г. - бой при Арколе (Аркольский мост)
1798 - 1799 гг. - завоевание Египта и поход в Сирию
1799 г. - консул Французской республики
1804 г. - император Франции
2 декабря 1805 г. победа при Аустерлице
Наполеоновские маршалы. Слайды № 9-17
Бернадот Жан-Батист (1763 -1844) маршал Франции, князь Понте-Корво, с 1810 по 1844г. король Швеции под именем Карл Юхан XIV, основатель шведской королевской династии Бернадотов.
Бертье Луи Александр (1753 - 1815) маршал Франции, князь Невшатель, князь Ваграмский, герцог Валанжен.
Даву Луи Николя (1770 - 18230) дворянин, маршал Франции, герцог Ауэрштедт, князь Экмюльский.
Массена Андре (1858 -1817) сын крестьянина, маршал Франции, герцог Риволи, князь Эсслинг.
Мортье Эдуар (1768 - 1835) маршал Франции, герцог Тревизский.
Ней Мишель (1769 - 1815) сын ремесленника, маршал Франции, герцог Эльхингенский, князь Московский.
Мюрат Иохим (1767 - 1815) сын трактирщика, маршал Франции, герцог Бергский и Клевский, король Неаполитанский.
Ланн Жан (1769 - 1809) сын крестьянина, маршал Франции, герцог де Монтебелло.
Ожеро Шарль Пьер Франсуа (1757 -1816) сын лакея, маршал Франции, князь Кастильоне.
Упомянуты в романе Мюрат, Ланн, Бельяр, Удино, Мортье, Бертье, Даву, Ней.
- В чем сходство биографий маршалов?
- В чем сходство биографий Наполеона и его маршалов?
- Какое впечатление производят биографии Наполеона и его маршалов?
- Какое впечатление производят картины А.Гро, Ж.Л.Давида, Ф.Жерара, изображающие Наполеона?
Наполеон и герои Л.Н.Толстого. Слайд № 18-20
Что привлекает героев Толстого в биографии Наполеона?
:Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее - и равенство граждан и свободу слова и печати, - и только потому приобрел власть:
:Пьер ходил по своей комнате, изредка останавливаясь в углах, делая угрожающие жесты к стене, как будто пронзая невидимого врага шпагой:
- Англии конец:Конец! - проговорил он:воображая себя в эту минуту самим Наполеоном и вместе с своим героем уже совершив опасный переезд через Па-де-Кале и завоевав Лондон:
Какие поступки Наполеона пытается "повторить" князь Андрей?
:Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!..
: ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого он так долго ждал он, наконец представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб никто уже не вмешивался в его распоряжения, и ведет дивизию к решительному пункту и один одерживает победу:
Слайды № 19-20
Почему князю Андрею не удается повторить подвиги Наполеона?
Как Л.Н.Толстой изображает "Аркольский мост" князя Андрея?
"Война и мир" Л.Толстой
(черновой набросок)
Унтер-офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять подхватил знамя и, положив его через плечо, бежал вперед, не давая перегонять себя солдатам
(Окончательный вариант)
Унтер-офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас был убит. Князь Андрей опять подхватил знамя и, волоча его за древко, бежал вперед, не давая перегонять себя солдатам.
Слайд №20
Наполеон на поле Аустерлица. Слайды № 21-22
Аустерлиц
Около 15 тысяч убитых русских и австрийцев, около 20 тысяч пленных, вся почти артиллерия неприятеля, а самое главное, - фактическое уничтожение русско-австрийской армии, разбежавшейся на три четверти в разные стороны, бросившей свой колоссальный обоз, все боевые запасы, огромные массы провианта, - таковы в общих чертах результаты этой победы. Французы потеряли меньше 9 тысяч (из 80 тысяч)
Е.Тарле "Наполеон"
"Солдаты, я доволен вами: в день Аустерлица вы осуществили все, чего я ждал от вашей храбрости. Вы украсили ваших орлов бессмертной славой. Армия в 100 тысяч человек под начальством русского и австрийского императоров меньше, чем в четыре часа, была разрезана и рассеяна. Те, которые ускользнули от вашего меча, потоплены в болотах:" - из приказа Наполеона.
Каким видит князь Андрей Наполеона на поле Аустерлица?
:"Вот прекрасная смерть", - сказал Наполеон, глядя на Болконского:но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким бесконечным небом с бегущими по нем облаками:
Князь Андрей:прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал:Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, - что он мог не отвечать ему:
:маленький, ничтожный Наполеон:
маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом:
Слайд № 22
В чем причина изменения оценки личности Наполеона?
Почему Л.Н.Толстой показывает нам Наполеона через восприятие князя Андрея?
Почему в I томе романа писатель "уклоняется" от прямой оценки личности Наполеона?
Изображение Наполеона в I томе романа. Обобщение. Слайды № 23-24
Домашнее задание.
- Наполеон в оценке Л.Н.Толстого. Самостоятельная работа по III тому романа.