Цели:
- раскрыть жизненные позиции героев повести В. Железникова «Чучело», выявить отношение учащихся к каждому из них;
- преподнести уроки достоинства и человечности;
- показать авторский подход в создании неповторимости атмосферы и фона повести, ощущении истории России;
- пробудить интерес к творчеству писателя;
- продолжить формирование навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения.
Ход урока.
(на доске выписаны следующие определения):
Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в себе; положительное качество.
Человечность – достойное человека, гуманное, доброе, отзывчивое по отношению к кому-либо.
Жестокость – крайне суровое, безжалостное, беспощадное отношение к кому-либо.
(повесть учащиеся предварительно прочли дома).
- Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?
- Знакомо ли вам чувства неловкости и стыда?
- Бывает ли вам страшно за себя, за окружающих?
- Чем вы особенно дорожите в себе, в близких, в друзьях?
- На ваш взгляд, о чём повесть В. Железникова «Чучело»?
То, что происходит с героями повести, может произойти с любым школьником. Автор изображает девчонок и мальчишек в таких ситуациях, когда надо решать, делать выбор, распознавать зло и равнодушие, учиться добру и справедливости
- Удачно ли название повести?
- Назовите наиболее запомнившиеся, понравившиеся эпизоды произведения?
- Как открывается повесть?
Чтение 1-й главы.
- Почему первая глава такая маленькая?
- Удалось ли писателю, и как, увлечь читателя на дальнейшее прочтение повести?
- В чём неповторимость атмосферы повести, на фоне которой разворачиваются события?
- Как автор создаёт ощущение истории, героического прошлого России?
Выборочное зачитывание 2-й главы.
- Как относились к старику Бессольцеву в городе в начале повести? Что об этом говорит автор? (2 гл.)
- Как приняли Лену в школе? (5 гл.)
- Почему Димка Сомов сразу взял под опеку Лену Бессольцеву?
- Кому подчинялись в классе? Какой «закон» царил в классе? Проиллюстрируйте ответ по тексту. (6 гл.)
- Почему Димка не сказал ребятам, что об их уходе с урока знает Маргарита Ивановна от него? Как об этом сказано в тексте? (7 гл.)
- Почему Лена выручила Димку и взяла это на себя? Как автор нам это показывает? (7 гл.)
- Расскажите о преследовании Лены одноклассниками.
- Почему Сомов так и не сознался в своей вине перед ребятами? Что он чувствовал? Свой ответ подтвердите цитатами по тексту.
- Почему Васильев не поверил, что Лена – предатель? Докажите. (9 гл.)
- Как Лена поняла, что Димка никогда не скажет ребятам правды? И почему поверила ещё раз? (10, 11 гл.)
- Как Димка «доказал», что он трус? (11 гл.)
- Почему Лена чувствует свою вину перед дедушкой? (12гл.)
- Почему девочка решила бросить вызов всему классу, и как она это сделала? Какую реакцию вызвал этот поступок у ребят? (13 гл.)
- Почему Лена, единственная, была против бойкота Димке Сомову?
- Почему школьники назвали Маргариту Ивановну предателем? Как повела себя Маргарита Ивановна в этой ситуации? (14 гл.)
- Почему после истории с Леной Бессольцевой почти все ребята вышли из подчинения Железной Кнопке?
- Как вы думаете, смогут ли ребята остаться верными своему выбору, стать чище, добрее к окружающим?
- Как характеризует Дедушку и Лену Бессольцевых их подарок городу и школе?
- Подумайте, кто выиграл в поединке: Николай Николаевич с Леной или ребята? Как это показывает автор? (14 гл.)
- Как бы вы озаглавили повесть?
Домашнее задание:
- Написать сочинение-отзыв на тему: «Понравившиеся страницы повести В. Железникова «Чучело»»;
- Сильным учащимся можно предложить другую тему – «Чему учит нас повесть В. Железникова «Чучело»?»