На подступах к роману "Евгений Онегин". Герои романа в иллюстрациях художников

Разделы: Литература


Вступительное слово учителя.

Более 150 лет прошло со времени создания первой иллюстрации к "Евгению Онегину". Но, по утверждению Белинского, "Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, ... каждая эпоха произносит о них своё суждение...". Из множества иллюстраций к пушкинскому роману рассмотрим сегодня труд художников, откровенно несходных по манере рисунка, и по отношению к героям. Вероятно, что и мир героев "Евгения Онегина" стают нам ближе и понятнее после зрительного восприятия.

Итак, сегодня рассматриваем иллюстрации к роману первого иллюстратора "Евгения Онегина" художника Нотбека, он создал шесть прижизненных картинок к "Евгению Онегину", художника Рудакова (в основном, это великолепные портретные иллюстрации) и поэтические иллюстраций художника Н.В. Кузьмина; - и, конечно, рисунки самого Пушкина на листах его черновиков. Пушкин-график был необыкновенно талантлив.

Выступления подготовленных учеников, беседа с классом.

На доске - рисунок Пушкина "Онегин и Автор".

Учитель.

Около восьми лет работал Пушкин над романом "Евгений Онегин". И за эти годы сблизился со своими героями, полюбил их. Давайте вспомним строки, подтверждающие эту близость, дружбу, любовь Автора к его героям.

Я музу резвую привёл на шум пиров и буйных споров:

Простите мне, я так люблю
Татьяну бедную мою!

- Как часто ласковая муза мне услаждала путь немой...

-Письмо Татьяны предо мною
Его я свято берегу...

Особенно подружился Автор с Онегиным:

-С ним подружился я в то время
Мне нравились его черты:

Пушкин в I главе описывает, как часто летнею порою они с Онегиным гуляли вдоль Невы, беседовали, "чувствительны, беспечны вновь:"

Ученик-рассказчик.

Пушкин работал в Кишинёве над I главой. Приятели часто заставали его то задумчивого, то помирающего со смеху над тою или иною строфою романа. И вот, когда Автор пишет строфы (это было уже в Одессе) :

" : с ним подружился я в то время:" и "стоял задумчиво Евгений:"

у поэта рождается весёлая мысль. Он берёт лист бумаги и рисует на нём карандашом картинку: на берегу Невы, опёршись о гранит стоят они оба в непринуждённых позах - слева Пушкин, справа - Онегин. "Пушкин с длинными кудрями, спадающими на спину: таков он был ещё в 1819 году в Петербурге", - заключает литературовед Цявловская Т.Г. Под картинкой Пушкин приписал:

1. "хорош" (т.е. автопортрет удался):

2. :должен быть "опершися на гранит":

3. :лодка,

4. : крепость Петропавловская.

"Брат, вот тебе картинка для Онегина - найди искусный и быстрый карандаш", - писал Пушкин на обороте рисунка вначале ноября 1824 года из Михайловского, посылая брату Лёвушке этот проект иллюстрации к первой главе романа. - "Если и будет другая, и так, чтоб всё в том же местоположении. Та же сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно."

Художник Нотбек старательно передал на своей иллюстрации пожелания Пушкина. Но : когда поэт увидел рисунки иллюстрации Нотбека, то написал следующую эпиграмму:

Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись : о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосьё Онегиным стоит.
Не удостаивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости встал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой.

Эти иллюстрации Нотбека появились в 1828 году в "Невском альманахе".

Ребята, каким в этом эпизоде, в этой истории представляется вам Пушкин?

-Он веселый, не унывает, любит подшутить.

-А в своей эпиграмме он ироничен и, как и в романе, о многом говорит намёками (цензура!): например,

Он к крепости шал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой.

- Это ведь о том, что и сам Пушкин в ссылке и неизвестно, что - дальше будет, и после 14 декабря друзья в крепости...

Учитель.

Мы размышляем над обликом Онегина и Автора. Давайте сравним портреты Онегина в рисунках Рудакова и Николая Васильевича Кузмина -художника-графика, нашего современника.

Вот поясной портрет Онегина (иллюстрация Рудакова), как вы думаете, это Онегин в начале или в конце романа?

-Конечно, это Онегин первых глав: в его облике художник передал то чувство превосходства, о котором Пушкин писал в эпиграфе.

-Гордо поднятая голова, изысканно одетый герой чуть небрежно, легко, свободно идёт через большую залу или светскую гостиную.

-И ещё: цвет фона резко контрастирует с фигурой Онегина, как бы подчёркивая стремление героя отделить себя от среды, противопоставить обществу.

Учитель.

Вот другой портрет Онегина. Каков он здесь?

-В нем нет прежней самоуверенности, горделивости, он как потерянный. Наверное, это Онегин в конце романа, испытавший потрясения, укоры совести...

-Мне кажется, он даже жалкий:

... Стоит Евгений.

Как будто громом поражён...

Учитель.

А вот иллюстрация к I главе Н. Кузмина.

Можете вы сказать о манере художника, чем его иллюстрации отличаются, чем характерны?

-Напоминают рисунки Пушкина.

-Какие-то легкие, стремительные, поэтичные как сам Пушкин.

Как вы думаете, почему художник для иллюстрации к I главе избрал эпизод, когда Онегин становится "подобным ветреной Венере? "

-Во-первых, мы видим на рисунке "франта", "воспитанника моды", изысканно одетого: "панталоны, фрак, жилет"...

-Во-вторых, гуляют два молодых человека - Онегин и Автор -Пушкин, современники.

Чтец.

Как часто летнею порою...

-Онегин здесь насмешлив, скептичен, полон самоуверенности и иронии.

Учитель.

Вот Онегин в изображении Кузьмина к VIII главе. Каким его представил художник?

-Он даже как бы помолодел.

-Стал задумчивым, романтичным.

-Нет выражения самоуверенности, надменности.

Почему так изменился облик героя?

-Наверное, потому что он полюбил.

-Пришла способность "забыть себя".

Но ведь он и раньше был уже разочарован, задумчив?

-Нет, он как бы даже подчеркивал свою хандру: "угрюмый, томный...".

-Не как все хотел казаться: "чувство превосходства", оно как тщеславие.

-В I главе "угрюмый, томный" - в VIII "угрюмый, неловкий" (очень переменился).

Вот две иллюстрации Н. Кузмина. Какие строки вы выберете для них?

Чтец.

Читал, читал, а все без толку...

(Строфа XLIV - к I главе, где Онегин, "преданный безделью".)

Художник здесь изображает Онегина в домашнем халате, но чувствуется изысканность: "франт".

-Не увлечён чтением ("томясь душевной пустотой").

Стоит, заложив ногу за ногу, в небрежной позе.

-Другая иллюстрация к VIII главе. Здесь Онегин уже "читал духовными глазами другие строки. В них-то он был совершенно углублен".

-Тут Пушкин очень иронизирует над своим героем: дочитался, "что чуть с ума не своротил".

-Эта вся строфа интересная, XXXVIII!

(Читаем).

-Никогда Онегину не сделаться поэтом!

-Разные очень с Автором, Автор-Пушкин иронизирует:

...чуть ...не сделался поэтом.
Признаться то-то б одолжил!

Учитель.

Рассмотрим иллюстрации к образу Татьяны. Вернемся к первым, прижизненным иллюстрациям к роману Пушкина "Евгений Онегин".

Чтец.

Читаем у В.В. Вересаева статью "В двух планах" (о творчестве Пушкина): В "Невском альманахе" на 1829 год было помещено несколько картинок к шумевшему в то время "Евгению Онегину".

Одна картинка изображала Татьяну за письмом к Онегину. Дебелая девица с лицом коровницы сидит на стуле, в одной кисейно-прозрачной рубашке, спускающейся с плеча, и держит в руке кусок бумаги. Пушкин написал на эту картинку эпиграмму. Написать её целиком не разрешила бы самая снисходительная цензура. Вот она с соответственными пропусками:

Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу ... - милый вид!
Татьяна мнет в руке бумажку,
Зане - живот у ней болит.
Она ...поутру встала
При бледных месяца лучах
И на ... изорвала
Конечно, "Невский альманах".

В письме к Плетнёву Пушкин выступал против "азиатчины" в книжном оформлении.

Пушкин возмутился чудовищным искажением образа Татьяны. Белинский высказался, что над этими "... изображениями из "Евгения Онегина" ... и тогда все смеялись от души, а Пушкин даже написал на них стихи, которые по неудобству их к печати не были напечатаны...".

Учитель.

Почему Пушкин вынужден был "отбиваться" эпиграммами от таких иллюстраций?

-Это плохая иллюстрация. Молодой художник Нотбек не понял замысла поэта. Ведь Татьяна - это пушкинская Муза: "призрак жизни неземной, сны поэзии святой".

-Татьяна ...от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.

-Муза - Татьяна - она и "вакханочка", и скачет "Ленорой при луне'', потом в глуши " Молдавии печальной, где забывает речь богов для скудных, странных языков...".

-"Как лань лесная боязлива", лань - грациозна.

-У художника Нотбека Татьяна лишена всех этих поэтических черт, она похожа на наивную барыньку.

-Очень уж условно-театральная поза, костюм.

-Вероятно, художник Нотбек не сумел "унизиться до смиренной прозы", т.е. просто, "без искусства" изобразить жизнь, как это : впервые сделал Пушкин в романе.

Как же Пушкин рисовал Татьяну на листах своих черновиков?

(На доске (магнитная доска) - рисунок Пушкина.)

Ребята, в какой момент жизни изобразил Пушкин-график Татьяну?

-Она в смятенном состоянии, пишет письмо Онегину, ей

Страшно перечесть ...
Стыдом и страхом замираю.
-Татьяна то вздохнёт, то охнет...
К плечу головушкой склонилась.
Сорочка легкая спустилась
С её прелестного плеча...

Рисунок Кузьмина. Как вы понимаете его?

-Муза страдающая: как и у Татьяны, склонилась голова, так же поддерживает её рука, так же затуманено лицо.

-В стороне на земле лежит её лира.

-Всё прошло: убит Ленский, Татьяна одна...

... Теперь, как в доме опустелом...

(к главе VI, строфа XXXII).

Каким видит Автора художник Кузьмин в этот момент?

-Герои испытывают потрясения и разочарования, и автор тоже в VI главе горько, обессилено как-то замечает об Онегине:

...Но мне теперь не до него.
-Познал я глас иных желаний,
Познал я новую печаль:

-Автор прощается с юностью (строфа XLV):

... простимся дружно,
О юность лёгкая моя!

Учитель.

Ребята, вы уже заметили, что Кузьмин образу Автора уделяет больше всего внимания.

Чтец.

Да, сам художник так пишет своём увлечении Пушкиным: "В военные годы в походах не расставался я с томиком писем Пушкина. Раскроешь на досуге книжку и снова с знакомым волнением слышишь голос поэта:

"Милый мой Вяземский, пряник мой вяземский!"

"Какая ты дура, мой ангел!"

"Осмелюсь обеспокоить Ваше превосходительство покорнейшею просьбою о дозволении издать особою книгою стихотворения мои..."

Светлый Пушкин! Трогательный Пушкин! Бедный поэт!"

Учитель.

Ребята, так Кузьмин писал о Пушкине, а каким он видит его, Автора Героя - персонажа "Е.О."?

Ученики (заранее подготовлены иллюстрации).

-Вот, например, строфа Пушкина, обращенная к другу - читателю, к нам то есть. Она очень трогает, как будто благодарен поэту за доверие:

Быть может в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!

Кузьмин очень волновался, когда нарисовал юношу и девушку, благоговейно взирающих на портрет Пушкина: а ну как не поймут, что поэт совсем не обвиняет будущего читателя в невежестве. Невежда в пушкинские времена означало наивный, зелёный, не искушённый жизнью юнец. Тем более, что ранее Пушкин говорит и о Ленском:

... он сердцем милый был невежда.

-Очень нравится, как Кузьмин изобразил поэта в среде друзей, к которым он приводит резвую "вакханочку" - свою музу, (глава VIII, строфа III).

-Но чаще всего поэт один "бродит над морем", "над озером пустынным", читает Апулея, грустит, иронизирует.

-Художник, как и его поэт, стремится говорить намёком, а понимаешь всю действительность: Пушкин был в ссылке, мечтал о свободе.

Придёт ли час моей свободы?
Пора, пора! - взываю к ней.

(Глава I)

Учитель.

Ребята, какой же вывод мы можем сделать, посмотрев иллюстрации к "Евгению Онегину"?.

Ученики.

-Стал ближе и понятнее текст романа.

-Автор Пушкин особенно хорошо изображён у Кузьмина, видишь поэта, как в жизни: от лицейских дней до путешествия в Арзрум.

-Наверное, как Пушкин, скажем сегодня "прости": кажется, знаем Пушкина, читали роман "Евгений Онегин", но чувствуешь, что это ещё не полное, поверхностное знание.

Учитель.

Портрет поэта к последней главе романа:

Пушкин дописывает последние строки, прощается с Онегиным:

Прости ж и ты, мой спутник странный.

Ученик: (выразительное чтение строфы L).

Чтец.

Пушкин задумался...

Где сейчас его милые сердцу лицейские товарищи: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, Вольховский, где Рылеев и ещё многие "друзья, братья, товарищи" ... декабристы ?

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал...

(Чтец читает до конца строфу LI)

Учитель.

...И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё не ясно различал.

Итог урока.

Приложение.