«На несгорающем костре немыслимой любви…» Преломление темы любви в поэзии В.Маяковского

Разделы: Литература

Ключевые слова: лирический герой, поэзия, лирика, любовная лирика


Цели:

  • дать представление о герое ранней лирики Маяковского;
  • раскрыть своеобразие и трагическую противоречивость образа;
  • способствовать формированию культуроведческой, литературоведческой, коммуникативной компетенций обучающихся;
  • помочь преодолеть барьер неприятия поэта.

Тип урока: урок-композиция.

Оборудование: тексты стихотворений и поэм В.В.Маяковского.

Используемая литература: В.В.Маяковский «Большое собрание стихотворений и поэм в одном томе», М.: «Эксмо», 2018.

Ход урока

1. Слово учителя

- Лирический герой В.Маяковского - это человек, потерявший себя в мире, разуверившийся встретить любовь или просто человеческое участие и понимание. В сознании Маяковского бьется мысль о том, что только революция может развеять этот мертвящий туман, станет вселенским взрывом, в пламени которого выгорит вся скверна прошлого. Поэтому наше представление о лирическом герое было бы неполным, если бы мы обошли вниманием любовную тему. Любовь - это вечная тема. Вечное - это то, что всегда, во все века происходит с человеком. Это происходит по-разному. И рассказать о том, что живет в нас, можно по-разному. Я предлагаю вам послушать композицию, в которую вошли фрагменты поэм Маяковского.

2. Постановка проблемного вопроса

- Как в слове и образе В.Маяковскому удалось выразить то, что сотрясает душу? Сказать об очень личном и сокровенном? Подумайте.

1 чтец

«Вы думаете, это бредит малярия?»

Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре», - сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Вот и вёчер
в полную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.

Учитель: «Облако в штанах» - поэма не только о любви. Художественный смысл ее шире и богаче. И все-таки на первом плане поэмы- любовь. Но никогда она не бывает безоблачной. Скорее наоборот: это боль, это душевная мука.

2 чтец

«Вошла ты, резкая, как нате!»

А ночь по комнате тинится и тинится, -
из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.
Двери вдруг заляскали,
будто у гостиницы
не попадает зуб на зуб.
Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете -
я выхожу замуж».

Учитель: Невозможно объяснить слова, в конкретных образах передать то, что происходит в душе героя! И тут рождаются парадоксальные и броские метафоры. «огонь любви» переводится в буквальный план, возникает лихорадочно- возбужденное описание сердечного пожара.

3 чтец

«Алло? Кто говорит? Мама?»

Мама!
Петь не могу.
У церковки сердца занимается клирос!
Обгорелые фигурки слов и чисел
из черепа,
как дети из горящего здания.

«Церковка сердца»! Как это вроде бы не похоже на Маяковского, как выдает в нем трогательную беззащитность перед силой любви, хотя он прилагает титанические усилия, чтобы преодолеть страдание, освободиться от него.

«Пожар сердца» распространяется широко, он рвется к людям в «квартирное тихо», выдавая страстное стремление излить душу, и первая часть «Облака» кончается отчаянным выкриком, обращенным в столетия, в никуда - кончается на трагической ноте.

«Я сейчас буду играть на флейте, на собственном позвоночнике», - заявлено в «Прологе» другой поэмы. Горький очень точно уловил ее особенность, сказав, что «это позвоночная струна, самый смысл мировой лирики, лирика спинного мозга».

Но совсем не о радостях любви пропела здесь флейта.

4 чтец

«Мне, чудотворцу всего, что празднично…»

Мне,
чудотворцу всего, что празднично,
самому на праздник выйти не с кем.
Возьму сейчас и грохнусь навзничь
и голову вымозжу каменным Невским!

- Не любовь, а терзания. Не любовная страсть, а «ежедневно множимая» пытка ревности, вызываемая безответностью чувств и присутствием «настоящего мужа» любимой.

- Метафорический каскад обрушивается на читателя. И каждый образ в этом каскаде захватывает своей неожиданностью, эмоциональной экспрессией. Поэма выплеснулась как крик, как жалоба, как исповедь. Это страстный монолог, произнесенный обнаженными нервами. Но вслед за грубо отзвучавшими литаврами ревности вдруг рождаются нежнейшие, просветленные страданиям скрипично- мягкие звуки любовной мольбы.

5 чтец

«Лиличка!»

Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни -
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе….

- Не гром и крик, а шепот, исполненный отчаяния. И вдруг - строки, неожиданные и радостные. Неожиданные - потому, что звучат они непосредственно, детски простодушно. Тем более неожиданные, что появились они в произведении отнюдь не любовном - поэме «Война и мир».

«Мимо поздравляющих…»

- Единственной ценностью в этой жизни оказывается любовь. Мученья и радость, боль и нежность - все связано с ней.

Погибнет все. Сойдет на нет.
И тот, кто жизнью движет,
Последний луч над тьмой планет
Из солнц последних выжжет.
И только боль моя острей -
Стою, огнем обвит,
На несгорающем костре
Немыслимой любви.
(«Человек»)

- Звонкое, напряженное, на драматической ноте звучащее эхо любви, заполнившее тесное пространство поэм Маяковского, еще отзовется и дальше- и оборвется лишь вместе с жизнью, перед ее трагическим финалом.

- Здесь лирический герой особенно близок прототипу и создателю, т.е. самому поэту не только по характеру и темпераменту, но и нередко по конкретным жизненным обстоятельствам, действиям и поступкам.

3. Поиск ответа. Осмысление ответа

- Итак, можете ли вы сейчас ответить на поставленный вопрос? Как в слове и образе В.Маяковскому удалось выразить то, что сотрясает душу? Сказать об очень личном и сокровенном?

- Любовь, нежность, отчаяние, тоска и боль - вся гамма самых сильных человеческих чувств представлена у Маяковского.

- Его герой не умеет чувствовать «мелко»: сила чувства передана даже в ритме его стихотворений.

- Интонации: лиризм, взволнованность, смятенность чувств, потрясенность нешуточностью жизни. Тонкая человеческая интонация

- Любовная лирика достигает таких чувственных вершин, что ей уже не хватает обычных слов. Каждый образ захватывает своей неожиданностью, экспрессией. Любовь словно прорывается из тайников души.

- Что вы можете сейчас сказать о герое лирических стихов Маяковского?

4. Обобщение

- М. по-своему включился в традиции русской литературы. Возвысил в человеке любовь как самое драгоценное чувство и тем возвысил самого человека, способного любить, способного взойти на костер ради любви.