На посиделках

Разделы: Литература


Цели:

- расширить знания учащихся о фольклоре и традициях русского народа;

- воспитывать чувство любви к родной земле, ее прошлому;

- развивать “актерские” способности учащихся.

Интерьер класса напоминает крестьянскую избу: лавки, расшитые полотенца, самовар, прялка.

Девочки – участницы в русских сарафанах.

Участники – учащиеся 5, 6 классов, ведущие – учащиеся 11 класса.

Ход урока

Первый ведущий: Здесь и красные девицы…

Второй ведущий: Добры молодцы кругом…

Оба ведущие: Все уселись за столом.

Первый ведущий:

Будет всем вам здесь приятно.
Побывать в гостях у нас.

Второй ведущий:

Песни русские попеть
В русский пляс с душой пуститься,

Первый ведущий: Пирогов отведать вкусных.

Второй ведущий: И чайку напиться всласть.

Оба ведущие: Все мы рады видеть вас

Первый ведущий: А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.

Второй ведущий:

Будут вам пироги,
А сейчас посидим рядком
Да поговорим ладком.

Учитель: А ведь поговорить есть о чем. Каждый из нас стремиться познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – с вашего дома, с вашей улицы, с вашего села. Вам прежде всего открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только настоящее, но и прошлое.

На уроках истории вы знакомитесь с далеким прошлым нашего города, узнаете, что собой представляло наше древнее государство – Киевская Русь, какие народы ее насеяли, какова их культура. Узнали о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, т.к. войны опустошали Русскую землю.

Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее – все это находило отражение в его творчестве. А народ наш был поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечта о счастье – все отразилось в творчестве наших далеких предков.

Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.

Первый ведущий: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой–нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто вышивает, кто ткет….

Второй ведущий: Но какая же работа без песни? А там и до пляски недалеко.

(Девочки поют, имитируя, что прядут).

Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется.
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится…

Быстро меняется мелодия, начинается хоровод под мелодию русской народной песни “а я по лугу…”, девочки разрывают круг, в него, танцуя под песню девочек, входит добрый молодец, а девочки поют…

Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява.
А бородушка кучерява,
Кудри вьются до лица,
Люблю Ваню – молодца.

Став полукругом, девочки и молодец начинают состязаться в исполнении частушек.

Ох, и звонки планочки
У твоей тальяночки.
Ты играй, играй звончей,
Чтобы было веселей.

Не пошла бы я плясать,
Да надо выходку казать
Вот и пляски, вот и я.
Вот и выходка моя.

Под музыку проигрыша девочки садятся на свои места, снова “прядут” , исполняя песню “Позолоченная прялица”.

Первый ведущий: Устали девушки, присели и снова замелькали руки в работе. И вдруг…

Второй ведущий: Остановились руки, замерли все… Что же произошло?

Оба ведущие: А вот что…

Дети слушают сказку “Крошечка-Хаврошечка”.

Первый ведущий: А кто автор этой сказки?

Да, автора у них нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы говорим, что творцом их был народ.

Второй ведущий: но и сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.

Инсценировка сказки “Каша из топора”

Первый ведущий: А еще с давних времен народ создал не только сказки, но и другие произведения.

- Какие?

- Пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки.

Второй ведущий: А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики – разговоры, но главное – они всегда веселые.

Первый ведущий: и прибаутки и небылицам запрещалось только одно: быть неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

Звучат прибаутки и небылицы.

1. Сидит ворона на сосне,
А сова на другой.
Гой-гой-гой-гой на другой (2 раза)

У совы ворон пытает
Кто в лесу гуляет?
Гу-гу-гу-гуляет (2 раза).

Дровосеки гуляют -
Секут лес и валят,
Чах-чах-чах валят (2 раза)

И секут, и кричат,
Испугать зверей хотят,
Тух-тух-тух хотят (2 раза).

2. – Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить!
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра-то?
- Один ворот остался.

Первый ведущий: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.

Второй ведущий: Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы ее произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорки.

Итак, состязание начинается, кто первый?

Ребята состязаются в умении произносить скороговорки.

1. Ты худ, я худ
Сядь худ на худ.
С худа не свались,
Худом подопрись.

2. Говорит попугай попугаю:
“Я тебя попугаю”.

3. Носит Сеня в сени сено.
Спать на сене будет Сеня.

Первый ведущий: Долог зимний вечер. Горит – потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливает тепло от русской печки.

Раздается стук в дверь.

- Кто же это? Входите. (Входит Лесовик)

- Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда я пришел:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.

- Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет.

Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.

- Что в нем летит, вы узнаете, коль загадки отгадаете.

Иду я ельником после дождя, смотрю:
В лесу под елкой крошка –
Только шапка да ножка (Достает из кузова крохотный грибок)

В моем лесу растет кустарник, а в нем:
Мальчик – крошка в костяной одежке
У этого мальчика
Шапочка зеленая
До ушей надвинута.

Что это за мальчик? (Дети отгадывают, а он достает и показывает лесные орехи)

В моем лесу под деревом Андрейки
Все в тюбетейках
Что это такое? (Достает желуди)

Вот какой мой лес,
Полон загадок и чудес!

А вы ребята, загадки знаете? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную, а кто окажется самым сообразительным. Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалка, тот и загадает. Кто начнет считать?

Считалки

1. Под горою у реки
Живут гномы и сурки.
У них колокол висит,
Рассеребрянный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи из круга вон!

 2. На мосту сидит кукушка,
Скуковала раза три.
Кто вышел?
Это, верно ты.

3. Шел баран по крутым горам
Вырвал травку, положил на лавку
Кто ее возмет, тот вон пойдет.

После каждой считалки дети загадывают загадки.

Первый ведущий: Быстро летит время…пора по домам расходиться. А на прощание расскажу одну сказочку. Согласны?

Жил- был царь, у царя был двор (как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала? Что за удивление? Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца, а не сказать ли с конца? Сказать?

Второй ведущий: Нет уж! Давай лучше я вам расскажу другую…Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост.

Первый ведущий: Ну что ты рассказываешь? совсем как испорченная пластинка! Что же дальше?

Второй ведущий: Что дальше? А дальше то же: дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос.

Первый ведущий: Ну уж хватит! Я расскажу настоящую сказку. Хотите? Слушайте. Жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан – море. Собрал он кости не один год, не два, а целых сорок лет и опустил их, стали мягкими, мокнуть в воду..

Второй ведущий: Что же молчишь? Что же дальше?

Первый ведущий: Так ведь кости еще не размокли.

Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают. Это докучные сказки, от слова “докучать”.слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.

Входят старшеклассники, на тарелках – пироги.

А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!

Первый ведущий: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир…

Второй ведущий: Вам сказка, а нам – бубликов связка.

Первый ведущий: Вам сказки, а нам пироги да сласти.