"Над лермонтовской строкой…". Час размышлений по стихотворению "Дума" М.Ю. Лермонтова в 9–11-х классах

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Цель: воспитывать духовную культуру учащихся.

Задачи:

  • учить осмысленному чтению.
  • познакомить с творчеством М.Ю. Лермонтова;
  • сравнение общеcтвенно-исторической ситуации первой половины XIX века и нашего  времени;
  • осознание смысла жизни;
  • освоение пpиемов дискутирования.

Вопросы

  1. Почему стихотворение называется «Дума»?
  2. В какое время жил поэт?
  3. Какими важными историческими событиями отмечена первая четверть XIX века?
  4. Какое настроение испытываете вы, прочитав стихотворение?
  5. Почему печален поэт?
  6. Как описывает М.Ю. Лермонтов свое поколение, с чем его сравнивает?
  7. Какие пороки поэт вменяет в вину своему поколению?
  8. В чем видит смысл жизни автор?
  9. Какое действие должен совершать человек, чтобы оставить после себя след?
  10. Что должно стать топливом для выполнения человеком действия?
  11. Moгyт ли ужиться лед и пламень, «холод тайный» и «огонь в крови»?
  12. Достаточно ли познания наук, чтобы оставить после себя след?
  13. Что, на ваш взгляд, является стержнем сильного человека?
  14. Что такое духовность?
  15. Какие сферы человеческой деятельности способствуют развитию духовности?
  16. «Дума» - приговор или урок?
  17. В чем же смысл жизни человека?
  18. С чего начать самопостроение себя, как личности?

Материалы к обсуждению

Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть
совершенно.
М.Ю. Лермонтов

Мне нужно дейстововать,
я каждый день
Бессмертным сделать бы желал.
М.Ю. Лермонтов

1. Почему стихотворение называется «Дума»?

У Бруно Ясенского есть мысль: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Автор, вероятно, хочет, чтобы читатель думал, размышлял, сопоставлял факты. А главное, не остался равнодушным к поставленным в стихотворении пpoблемам.

2. В какoe время жил поэт?

М.Ю. Лермонтов родился в 1814 году, убит на дуэли в 1841. Лицеист А.С. Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России, и юноши его поколения верили, что это будущее зависит от их ума, таланта, деятельности.

3. Какими важными историческими событиями отмечена первая четверть XIX века?

События Отечественной войны 1812 года показали мужество, смелость, красоту русского народа, защитившего Россию от Наполеона. Но вернувшийся после войны мужик еще долгие 50 лет оставался крепостным, фактически вещью, которую можно продать или купить. Лермонтов родился позже Пушкина и жил в тяжелые годы реакции, наступившие после поражения восстания на Сенатской площади в 1825 году, когда рухнули надежды на конституцию, республику, свободу. Николай I отправил декабристов на виселицу или каторгу, принял меры, чтобы их дело не возродилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о какой-либо деятельности, потому что любая деятельность сводилась к повиновению.

4. Какое настроение испытываете вы, прочитав стихотворение?

Это грустное стихотворение, даже печальное. Жизнь человека в это время бессмысленна и бесполезна.

5. Почему печален поэт?

Будущее «иль пусто иль темно».

6. Как описывает Лермонтов свое поколение, с чем его сравнивает?

Поэт сравнивает свое поколение с тощим плодом, без вкуса, запаха и красоты. Характеристика поколения беспощадна:
Перед oпасностью - позорно малодушны, И перед властию - презренные рабы.

7. Какие пороки поэт вменяет в вину своему поколению?

По мнению большинства, жизнь должна идти тихо, без бурь, но мятежный дух Лермонтова прерывает эту ужасающую тишину. Он страстно обращается к своему поколению, упрекая его в бездействии, бесцельности существования, равнодyшии, рабстве, малодушии, неверии. Наше и лермонтовское время роднит та же бесцельность существования. Все плохо. А что я могу сделать?

8. В чем видит смысл жизни автор?

Посмотрите на цитату нашего разговора. Автор видит смысл жизни в действии: изучении наук, любви, наслаждении красотой мира и творений человека. Человек должен быть активным, чтобы оставить «мысль плодовитую», «гением начатый труд».

9. Какое действие должен совершать человек, чтобы оставить после себя след?

Говорят, что человек должен посадить дерево, построить дом, воспитать сына. На разрушение или созидание направлены эти действия? Если подумать, то люди, чьи имена помнят, чьи имена записаны в энциклопедиях, оставили после себя добрый след. Имена тех, кто гадит в подъезде, захламляет планету, никогда не будут вписаны в скрижали истории.

10. Что должно стать топливом для выполнения человеком действия?

Почему корабль всегда приходит в свой порт? Он знает конечную цель и маршрут движения. Человек начинает действовать, когда у него есть цель. Цель - топливо для продвижения вперед. Цель должна быть яркая, высокая, тогда и движение будет интересным, а результат впечатляющим.

11. Могут ли ужиться лед и пламень, «холод тайный» u «огонь в крови»?

Что произойдет, если подогревать запечатанную бутылку со льдом? Пар разорвет бутылку. Что произойдет, если заморозить воду в бутылке? Лед разорвет бутылку. Растаявший лед потушит пламя. В человек есть лед и пламень - это его двойственность. Весь мир устроен двойственно: добро - зло, негатив - позитив,  умный - дурак, возвышенное - низменное, жизнь - смерть. Это человеческие страсти, идущие от сердца, и рассудительность, логика, идущая от ума. Если бы не было плохого, мы бы не ценили хорошее. Если перевешивaeт одно, значит,  недостаточно второго. Эта двойственность разрывает человека. «В одном - все чисто, а в другом - все зло! Лишь в человеке могли слиться воедино священное с порочным. И все его страдания от этого». (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»). Зло и Добро уравновешивают друг друга. А перевес одного или другого приводит к дисбалансу.

12. Достаточно ли познания наук, чтобы оставить после себя след?

Знания не могут быть лишними, Главное, умело распорядиться этими знаниями. Можно атомную энергию заложить в бомбу и убивать людей, а можно использовать в мирных целях на атомной электростанции. Можно покрасоваться своими познаниями перед друзьями. Знания должны служить людям на благо.

13. Что, на ваш взгляд, является стержнем сильного человека?

Люди, достигнувшие чего-то в жизни, выстоявшие в немыслимых условиях, отличаются от заурядных людей силой духа. Дух - ­внутренняя, моральная сила  человека.

14. Что такое духовность?

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных,  интеллектуальных интересов над материальными. Сила человека, нации - в духовности. Духовный человек не направит свои знания, силы, цели на разрушение. Он в ответе за существование планеты Земля.

15. Какие сферы человеческой деятельности способствуют развитию духовности?

Вы стоите на пороге во взрослую жизнь. Важно сейчас не ошибиться с выбором будущей профессии, жизненных целей. Религия, наука, культура, образование, творчество - эти сферы деятельности способствуют развитию в человеке духовности.

16. «Дума» приговор или урок?

Приговор поколению, живущему в масках «без цели и труда». Урок: заставить задуматься, пробудить дух борьбы. В.Г. Белинский, литературный критик, наш земляк, говорил о «Думе»: «Это энергическое воззвание благородного поэта»

17. В чем же смысл жизни человека?

Смысл жизни – то, ради чего живешь, во что веришь, к чему стремишься.  Познанию времени помогает самопознание. Еще древние говорили: «Познай себя, познаешь мир». Человек способен к самопостроению. Начни с себя! Перспектива трудная. Ребенок родится с чистой душой. Повзрослев, человек сам пишет свою судьбу. Смысл жизни человека - терпеливо учить уроки жизни и стать лучше. Смысл жизни в самосовершенствовании. Но так как все люди разные, то и цели у каждого свои. Чем выше задатки – тем выше цели. Смысл жизни базируется на фундаменте духовности и выражается  формулой:

Смысл жизни = воля - вера – цель - действие


духовность

А какие у вас цели в жизни?

Цели могут быть ближними и на перспективу. А как не ошибиться в выборе целей? Вы возразите: кругом насилие, разруха, нищета, лишь бы выжить, какие уж тут цели. Грех разделил человека с Богом. Человек может обмануть людские законы, но законы космические ­ - никогда.
(на фоне душевной музыки, например, Бах И.С. «Лунная соната») предложить учащимся письменно ответить на вопросы:

  1. Чтобы вы сделали, если бы узнали, что жить вам осталось шесть месяцев?
  2. Как жили бы вы еще сто лет?

Ответы –  краткосрочные и перспективные цели человека.

18. С чего начать самопостроение себя?

Развивается то, что тренируется. Спортсмен тренирует мышцы, чтобы быстрее бегать. Но и душа требует ежедневной тренировки. Начать нужно с ежедневного самоанализа пpожитого дня: перед сном вы даете себе самокритичный отчет, выявляете положительные моменты, анализируете негативные ситуации. Хвалите себя за хорошие поступки, прощайте (с условием никогда больше этого не делать) - за плохие. Это требует строжайшей самодисциплины. Не проводите время в праздности, ставьте высокие цели и стремитесь к их выполнению, общайтесь с интересными, успешными людьми. Жизнь прекрасна! И эта красно-желтая метель, и ветер-бродяга, и дождь-зануда.

Поднимайте паруса своей души и смело плывите по океану жизни!

Художественное исполнение «Думы» на фоне «Токкаты» И.С. Баха.

Список литературы.

  1. Лермонтов, М.Ю. Стихотворения: Любое издание.
  2. Антонова, Н.Б. Никогда не забывайте, что Человек создан для счастья!//Школьная библиотека. – 2004. - №5. С.: 64-68.
  3. Синельников В. Сила намерения: Любое издание.
  4. Книги авторов: Бах Ричард, Куатье Анхель,  Коэльо Паоло, Хей Луиза.