Класс: 6.
Цели:
- вспомнить жанровые особенности баллады и летописи;
- сравнить главных героев стихотворения;
- рассмотреть, как в стихотворении отразилось противостояние «своего» и «чужого» мира;
- расширить кругозор учащихся и привить интерес к литературе и истории.
Оборудование: карта Киевской Руси X века, иллюстрации, карточки с устаревшими словами и терминами.
Ход урока
I. Введение.
1. На своём жизненном пути человек не раз находится на границе между разными периодами жизни, например, между дошкольным детством и учёбой, юностью и взрослением.
– Попробуйте назвать ещё какие-нибудь жизненные переходы из одного состояния в другое.
Ещё более важные границы каждый из нас преодолевает каждодневно, делая нравственный выбор между добром и злом, благородством и бесчестием.
Наш путь, ребята, лежит далее в область литературы, поднимающей важные для каждого из нас жизненные вопросы.
Судьба влечёт сказочных и литературных героев, и они оказываются достаточно сильными, чтобы с честью выдержать испытания. В этом году мы уже неоднократно обращались к творчеству А.С. Пушкина, а следующие его произведения познакомят вас с героями, которые становятся или стремятся стать хозяевами своей судьбы.
А.С. Пушкин всей душой горячо любил Россию, глубоко интересовался историей своего народа, изучал летописи, исторические труды. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения, в том числе и «Песнь о вещем Олеге», с которой мы сегодня и будем знакомиться.
2. Записываем тему урока.
Наша задача – вспомнить жанровые особенности баллады и летописи, рассмотреть, как в «Песне…» отразилось противостояние «своего» и «чужого» мира и сравнить главных героев баллады.
3. «Песнь о вещем Олеге» переносит нас в далёкое прошлое. Всё, что окружало наших предков, восточных славян: камни, травы, реки – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ – богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун (?) – бог грозы и войны. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле – поле битвы, в сече – в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпался курган – могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, посуду, пращ, секиру. Воина хоронили с конём – верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле. После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна (пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры). Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий – судьбу, волю богов; таких людей называли волхвами или колдунами, кудесниками. Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса: могут управлять силами природы, могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать будущее.
(По ходу рассказа ребята объясняют значения выделенных слов, которые вывешены на доске).
В начале 10 века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега. Центром Руси стал Киев, возникло Киевское государство. (карта)
4. Сообщение о князе Олеге.
Что означает слово «вещий»? Я просила посмотреть значение этого слова в словарях. (В. Даль, Ушаков, Ожегов).
5. Легенда (народное сказание) о смерти киевского князя Олега сохранилась в летописи.
– Кто знает, что такое летопись? (Летопись – это один из основных жанров древнерусской литературы, погодная запись исторических событий).
Именно летописная легенда и положена Пушкиным в основу « Песни о вещем Олеге».
6. Чтение легенды.
Физкульминутка
Литературу любим мы, друзья,
Читаем пушкинские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя,
Так отдохнём же на уроке!
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо,
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
II. Анализ текста.
-
Что понравилось больше: отрывок из летописи или произведение Пушкина? Почему? (В летописи об Олеге говорится очень кратко, всё изложено бесстрастно, сухо, нет его прощания с конём. Одни голые факты, а подробностей нет. В стихотворении Пушкина мы видим и Олега, и кудесника, понимаем их характеры, узнаём, как Олег любил коня. Повествование живое, эмоциональное, проникновенное, торжественное, лиричное.)
-
Благодаря чему Пушкину удалось приблизить к нам далёкие события, давно минувшие времена (10 век), правдиво воссоздать исторические факты, древние обычаи, верования и картины военного уклада Киевской Руси? (В языке «Песни…» много устаревших слов, которые теперь употребляются только в книгах исторических. Эти слова напоминают о том, что события, о которых рассказывает поэт, происходили очень давно, когда всё было другим: жизнь, обычаи, нравы).
-
Пушкин рассказывает о событиях давно минувших дней, но глаголы какого времени он употребляет (привести примеры), почему? (Этот способ изложения как бы приближает к нам такие далёкие события, оживляет перед нами картины давно ушедшей в прошлое эпохи).
-
Можно ли «Песнь о вещем Олеге» переложить на «язык» кино? (Да, есть острый сюжет).
-
Как называется сюжетное стихотворение с острым, напряжённым сюжетом? (Баллада).
-
Кто и когда называет Олега вещим? Мы уже обсуждали сегодня лексическое значение этого слова. Не видите ли вы какого-либо противоречия? /Умеющий предвидеть будущее князь не сумел уберечься от злой участи/.
-
Почему же так произошло? Обратимся к основному содержанию баллады и послушаем вначале разговор, который состоялся между кудесником и князем.
-
Перед нами 2 героя: князь Олег и старик-кудесник.
– Каким вам представляется старец? Давайте вчитаемся в ту характеристику, которую даёт ему Пушкин:- «вдохновенный кудесник» (вдохновлённый, воодушевлённый богами, наделённый мудростью, чудесным даром узнавать будущее);
- «покорный Перуну старик одному» (служитель бога Перуна, верящий в его силу и могущество);
- «заветов грядущего вестник» (предсказатель будущего)
- «мудрый старец»
Кудесник – пожилой, бескорыстный, смелый, независимый, обладает божественным даром, чувством собственного достоинства)
-
Почему поэт употребляет книжные слова? (Придают торжественность)
-
Каким видим Олега? (Мужественный, суровый)
-
О чём он спрашивает старца? (О том, что ждёт его в будущем, не ждёт ли его в походе смерть.)
-
Как вы понимаете слова: «Открой мне всю правду, не бойся…» (Князь думает, что кудесник, как и все люди, боится его, убеждает не бояться. Привык к всеобщему поклонению, уверен в том, что все люди трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную правду.)
-
Каким тоном обращается Олег к кудеснику? (Разговаривая с кудесником, Олег даже не счёл нужным слезть с коня, он требует , а не просит.)
-
Что обещает в награду?
-
А каково предсказание кудесника? (Имя Олега будет прославлено победами, но смерть князя ждёт не в бою)
-
Чем необычно предсказание?
- Смерть не от ран – как подобает воину
- Не от болезни и старости – как положено праведнику
- Смерть от коня!
-
Как Олег воспринял предсказание? (усмехнулся, но задумался, омрачился)
-
Какое решение принимает князь? Как вы оцениваете его поступок? (Могучий воин размышляет, как обойти судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью, отвергнуты смелость, верность, преданность.)
-
Как у Пушкина показана сильная привязанность Олега к коню, до сих пор не проявляющаяся? («Прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой…» Каким эпитетом подчёркнуто душевное состояние героя? («прощальной рукой»… Перед нами уже не могучий владыка, а человек, глубоко переживающий вынужденную разлуку с верным другом?
-
В чём выразилась забота князя о судьбе коня во время расставания?
-
Рассмотрим картину Виктора Васнецова «Встреча с волхвом». Я хочу, чтобы вы обратили внимание на цветовую гамму, поскольку мы знаем, что использование различных цветов всегда не случайный выбор художника. Какой цвет присутствует на одежде князя? Почему именно красный цвет? (Это цвет богатства, высокого социального положения.)
-
Какой цвет использует Васнецов, изображая кудесника? (Белый цвет – душевная чистота, неподкупность.) Т.образом, с помощью цвета художник сумел точно выразить суть характеров героев. То же самое сделал Пушкин, но уже с помощью слова!
-
Каким образом читатель догадывается, что после встречи кудесника с Олегом прошло несколько лет? Князь вспомнил о коне! (Значит, за всё это время он ни разу его не навестил, не спросил о нём, о верном друге.) Что же он узнаёт? С каким чувством он принимает это сообщение?
-
Изменился ли он с годами? (нет, то же презрение к кудеснику, насмешливость).
-
Как он вновь встречается со своим преданным другом? (наступает на череп ногой)
-
Вот предсказание и сбылось. Зачитайте.
-
Почему вещий Олег не сумел уберечься от злой судьбы, от злой участи? За что он наказан так жестоко? (Олег ведёт себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника, умудрённого жизненным опытом).
-
Как в «Песне…» отражаются два мира – «свой» и «чужой»? Представители, граница между мирами. (Иллюстрации детей) Объяснение.
III. Итог.
1. Сегодня на уроке мы с вами сравнили летописное сказание с поэтическим текстом, обсудили главных героев, рассмотрели иллюстрации, а сейчас я предлагаю нарисовать смайлик, который соответствует вашему состоянию: во всё разобрался и всё понятно или остались вопросы, над которыми стоит ещё поработать.
2. Домашнее задание: карточки розового цвета – выполнить задание №1 (по желанию +задание №2)
карточки зелёного цвета – выполнить или №1 или №2 (Смотри Приложение).
3. Оценки. Подведение итогов.