Цель: воспитание хорошего характера, положительных привычек.
Оборудование: карточки (20 шт.), памятки (20 шт.).
Задания Оценки |
За домашнее задание | За постановку учебной задачи | 1-е задание | 2-е задание | 3-е задание |
«5» |
|||||
«4» |
|||||
«3» |
Памятка Чтобы воспитать в себе положительные привычки, хороший характер: 1. Нужно много читать, много знать. Уметь верно
анализировать прочитанное. Спрашивать о
непонятном. |
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Самооценка.
II. Постановка учебной задачи
После окончания уроков в школе, директор вызвал
к себе в кабинет классного руководителя 3”Б”
класса Санию Маратовну и сказал следующее:
– Завтра в ваш класс придёт новый ученик. Из
трудной семьи. Его отец уволен с работы за
пьянство. Дома почти не бывает, воспитанием сына
не занимается. А если и бывает дома, то поднимает
скандал. Мать больна. В общем, мальчик
предоставлен сам себе и нуждается в пристальном
внимании с нашей стороны. Со старшими ведет себя
грубовато. Одевается неопрятно, не следит за
собой. Вспыльчив по мелочам.
Семья мальчика до этого проживала в одной
комнате типового общежития и только на днях
получила квартиру в нашем микрорайоне. Обо всем
этом мне поведал директор соседней школы. Вот
всё, что я хотел вам сказать.
После чего директор школы поделился своими
размышлениями по этому поводу с классным
руководителем.
(Учащимся раздаются карточки для самооценки).
Вопросы для обсуждения в группах:
– Как вы думаете: с чего надо начать работу с
новым учеником?
– С обстоятельной индивидуальной беседы с
мальчиком.
– Чего не достает мальчику для успешной учебы?
– Положительных привычек: скромности,
дисциплинированности, умения ценить время,
вежливости, доброты, усердия.
– Значит, о чём же мы будем сегодня говорить на
уроке?
– О положительных привычках, о воспитании
характера. Эпиграф нашего урока – “Наблюдая за
чужим характером. исправляй свой”.
Самооценка.
III. Решение учебной задачи
1 задание. (Обсуждается в группах).
– Как вы понимаете слово «воспитание»?
Ответы.
– А теперь, давайте прочитаем значение слова
«воспитание» по «Толковому словарю русского
языка» (читает ученик).
– Бывает воспитание человека, животных, рыб и т.д.
А сегодня о каком воспитании говорим?
– О воспитании человека, о воспитании в нём
характера, положительных привычек.
– Что такое «характер»? Что такое «привычка»?
Характер – совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого–нибудь в жизни обычными, постоянными.
– В нашем народе есть такая привычка: если
увидишь незнакомого человека, то приветствуй и
поздоровайся с ним первым.
– Какие пословицы и поговорки, связанные с
хорошими привычками, вы знаете?
– Красота уйдёт, характер останется (башкирская).
Привычка – вторая натура. Посеешь привычку –
пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь
судьбу. Жизнь не в богатстве, а в характере.
Благовоспитанность – спасение от худа, привычка
– путь к спасению. Дурная привычка бывает
заразной. Хорошая привычка – надежное крыло. (Якут.)
Коня испытывает дорога, а характер человека –
время. (Япон.)
– Какие привычки особенно нравятся вам в людях, с
которыми вы общаетесь?
Ответы.
– Что вам нравится в ваших учителях?
– Их справедливость. Терпение. Настойчивость.
Выносливость.
– Что вам нравится в ваших родителях?
– Способность прощать. Долготерпение.
Благородство.
– А в вас самих?
Ответы.
Самооценка.
2 задание. (Обсудите в группах, составьте план.)
– Что надо сделать для того, чтобы воспитать в себе положительные привычки, хороший характер?
Пример ожидаемого плана:
1. Нужно много читать, много знать. Уметь верно
анализировать прочитанное. Спрашивать о
непонятном.
2. Постоянно прислушиваться к советам старших, в
особенности, к советам родителей и своевременно
выполнять их.
3. Точно выполнять школьные правила, слушаться
учителей.
4. Активно участвовать в работе органов школьного
самоуправления.
5. Составить режим дня и строго его
придерживаться.
6. Непрерывно продолжать занятия по
самовоспитанию.
7. Научится смотреть на себя критически,
стараться исправлять свои вредные привычки.
Самооценка.
3 задание. (Обсуждается в группах.)
– Откуда в людях появляются вредные привычки? И каковы пути их исправления?
Самооценка.
IV. Рефлексия
– О чем шел разговор на сегодняшнем занятии? Почему человек стремится воспитать в себе благородный, хороший характер? Чем полезен для вас этот урок?
V. Домашнее задание
У англичан есть такая поговорка: «Потерял
деньги – ничего не потерял, потерял здоровье –
многое потерял, потерял хорошие привычки – все
потерял».
Последнее подтвердите на конкретных примерах.
Обсудите в кругу семьи. Прислушайтесь к
аргументам старших.
Карта деятельности на уроке
Время, мин. |
Содержание и действия учителя |
Действия ученика и предполагаемый результат |
|
2 мин. | I. Эмоциональное начало |
||
7-10 мин. | II. Проверка творческой домашней работы |
||
– Заслушиваются самые интересные творческие работы. | (Качество выполнения домашнего
задания проверяется до урока руководителями
групп). – От каждой группы по 1 ученику (их назначают руководители групп) демонстрируют творческие работы. – Самооценка (на приготовленных карточках). |
||
3-5 мин. | III. Постановка учебной задачи |
||
– Зачитывается проблемный рассказ,
связанный с темой урока, чтобы подвести к цели
урока. – После прочтения ставится несколько вопросов |
– Обсуждение в группах. – В своих ответах учащиеся уточняют, чем будут заниматься на уроке, за правильное определение темы урока ставят себе оценку (на приготовленных карточках) |
||
25-30 мин. | IV. Решение учебной задачи |
||
– Учитель расчленяет учебную задачу на
составляющие части, простейшие учебные задания
(упражнения). Происходит поэтапное всестороннее
раскрытие внутренней структуры изучаемого
понятия. – Каждое задание выделяется как самостоятельный шаг. |
– Учащиеся в процессе
собственной предметно-преобразующей,
умственно-практической деятельности постепенно
пошагово усваивают все свойства, признаки,
отношения объекта. – Выполнение каждого шага
сопровождается групповым обсуждением, хоровым и
индивидуальным проговариванием, затем доводится
до умственных действий, где дети начинают
оперировать внутренними образами знаний и
способов действий. |
||
5 мин. | V. Рефлексия |
||
– Оценки ставятся в журнал и дневники учащихся. | – Урок завершается общей
самооценкой. – Итоговая рефлексия и самооценка выводится с учётом поэтапной рефлексии и мини-оценок, выставленных себе по результатам степени усвоения или решения учебной задачи, расчленённой на простые задания. |
||
1-2 мин. | VI. Подача домашнего задания |
||
– Домашнее задание даётся на
двух уровнях: 1. Обязательное. 2. Творческое задание. Выполнение добровольное. |