Н.С.Лесков "Леди Макбет Мценского уезда". Анализ повести-очерка по главам

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: английский язык


Цели:

  • проблемный анализ повести-очерка по главам;
  • развитие умения внимательно читать текст художественного произведения, находить в нём ответы на вопросы, сопоставлять, обобщать и делать выводы;
  • воспитывать уважение к историческому прошлому России, к её истории и литературе.

Оборудование: тексты повести-очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда; презентация «Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ произведения по главам»; электронная доска.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

1. Объясните смысл эпиграфа произведения: «Первую песенку зардевшись спеть» (Поговорка)

Смысл эпиграфа к повести Н.С.Лескова заключается в следующем: стоит только один раз переступить черту дозволенного, и человек теряет нравственные ориентиры, совершая одно преступление за другим…

2. Почему автор выбрал жанр очерка?

Авторское определение жанра – очерк. Возможно, Лесков таким обозначением подчеркивает реалистичность, подлинность повествования, поскольку этот прозаический жанр, как правило, опирается на факты из реальной жизни, является документальным. Неслучайно первое название уезда — наш; ведь так каждый читатель мог представить эту картину именно в своём городе.

Признаки очерка:

  • документальность,
  • правдивость,
  • реалистичность,
  • достоверность,
  • подлинность

3. Почему впоследствии стали определять жанр произведения как повесть?

С точки зрения литературоведения, «Леди Макбет Мценского уезда» является повестью, на что указывают непростой, наполненный событиями, сюжет и композиция произведения, состоящая из пятнадцати глав. Как известно, повесть – это средний прозаический жанр. В повести несколько сюжетных линий и более разветвлённая, чем в рассказе, система образов.

II. Анализ повести-очерка «Леди Макбет Мценского уезда» по главам

Главы 1–3

1. Что представляет собой семья купцов Измайловых? Расскажите о быте и нравах этой семьи.

Измайловы - зажиточные купцы, чей дом был далеко не последним в городе: "торговали они крупчатку, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший", однако, несмотря на доброе житьё, "скука непомерная" царила в стенах их дома. Жизнь была однообразной, любви и взаимопонимания между членами семьи не было, каждый из домочадцев был одинок по-своему.

В гости езжали мало и нечасто. Эти поездки не могли разнообразить жизнь: купеческий народ был строгим, следовало соблюдать условности, принятые в обществе. Особенно женщинам было несладко.

2. Каковы занятия Катерины в доме Измайловых?

«При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого. Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, – опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется – опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться.  Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания…»

3. Как Катерина относится к своей жизни в замужестве?

Опорное слово – скука. Катерине Измайловой было невыносимо скучно в доме мужа: детей у неё не было, книг она не читала, в семье на неё не обращали внимания. Но она другой жизни не знала и притерпелась к теперешней.

4. Почему Катерина принимает ухаживания приказчика Сергея?

Катерину привлекли необычные речи Сергея. Никто ранее не говорил так с ней. И душа, жаждущая любви, открылась для нового чувства.

Главы 4–6.

1. Как спасает Катерина Измайлова Сергея от гнева своего свёкра Бориса Тимофеевича? Почему она так поступает?

Катерина отравила свёкра «грибками с кашицей – он умер. Она поступила так потому, что Борис Тимофеич уличил её в неверности мужу, запер приказчика в кладовой и отправил посыльного за сыном. Старик пригрозил Сергею острогом, а Катерине – расправой. Катерина решает бороться за свою любовь.

2. Свидание Катерины и Сергея в саду. Какими предстают перед нами герои (их чувства, мысли)? Каким они видят мир вокруг себя?

Катерина Львовна много говорила, восклицала, восторгалась, была ласкова с Сергеем и хотела слушать его признания в любви к ней. Мир вокруг казался ей раем. Сергей был, наоборот, мрачным, немногословным, погружённым в свои мысли. Его ничего вокруг не занимало. Он думал о том, что его мечтам о сладкой, богатой жизни скоро придёт конец.

3. К какому поступку подталкивает Сергей Катерину?

Сергей говорит о том, что его положение ничтожно, что он хочет быть мужем Катерине, а не любовником. А муж – помеха их счастью. Катерина ради любви к нему была готова на всё.

Главы 7–8

1. В чём заключается символический смысл образов котов в снах Катерины?

Первый сон – в главе 6: кот является в полусне-полудрёме, после первого убийства; он ластится к Катерине и разделяет её с Сергеем; второй кот – в главе 7: является накануне очередного убийства, с головой убиенного Бориса Тимофеевича. Символика снов: Катерина мечтала о любви, счастье, ради этого шла на преступления. А счастья и покоя не было, на душе было тревожно. Беспокойно…

2. Убийство Зиновия Борисыча. Каковы поведение и внутреннее состояние Катерины и Сергея во время этого события?

Катерина ведёт себя решительно, вызывающе, нагло; она руководит действиями Сергея. Приказчик послушен, отстранён. Он выполняет все указания Катерины. Второе преступление уже не вызывало сомнений, вопросов, страха.

Главы 9–10

1. О чём стал постоянно говорить Сергей Катерине в связи с приездом мальчика Феди Лямина?

Сергей внушает Катерине мысль о том, что мальчик помешает их счастью. Он является наследником состояния её пропавшего мужа. А без богатства не будет любви и счастья.

2. Каково внутреннее состояние Катерины после слов Сергея о Феде Лямине?

Катерина только и думала о мальчике после слов Сергея. Ей не давала покоя мысль: сколько страданий она приняла ради любви и будущего счастья, а теперь приезд Феди может всё разрушить.

3. Как вели себя Катерина и Сергей перед убийством мальчика?

Катерина осознанно шла на убийство мальчика. Она выбирала удобное время, успокаивала Федю, отводила подозрения, давала указания Сергею. Она вздрогнула, когда под сердцем зашевелился собственный ребёнок. Но это была минутная слабость. Федя стал для неё воплощением зла и главной помехой для счастья.

Главы 11–12

1. Каковы поведение и внутреннее состояние героев во время убийства мальчика? Как это их характеризует?

Героев уже ничего не могло остановить. Федя – последнее их препятствие на пути к счастью. Катерина холодно и жестоко совершает самое страшное преступление – убивает ребёнка. Сама она под сердцем носит ребёнка. Своим поступком она убивает в себе женскую и материнскую сущность.

Федя Лямин – символ ангела и мученика (читает Библию, принимает смерть в праздник Богородицы)

2. По какому поводу возникает тревога в доме?

Молодёжь возвращалась с церковной службы, и кто-то предложить заглянуть через щёлочку в дом Измайловых. Машинист увидел, что в доме душат кого-то.

3. Какова реакция окружающих на преступления в доме Измайловых?

Люди давно подозревали что-то нечистое в доме Измайловых. А теперь этому было подтверждение – удушенный мальчик. Люди были разъярены, они ринулись в дом и всё и всех смели на своём пути. Виновникам преступлений грозили расправой.

4. Как Катерина и Сергей принимают наказание за свои преступления?

Сергей расплакался, во всём сознался, обвинил Катерину. Женщина сначала говорила, что ничего не знает и не ведает. Но после слов Сергея согласилась с обвинением и взяла всю вину на себя.

Главы 13–14

1. В чём видит Катерина смысл своей жизни?

Смысл жизни Катерины – в любви. Она готова на всё ради неё.

2. Как ведёт себя Сергей по отношению к Катерине Львовне?

Сергей выгораживает себя, обвиняет и уличает Катерину Львовну.

"Катерина Львовна на все вопросы отвечала только: «я ничего этого не знаю и не ведаю». Сергея заставили уличать ее на очной ставке. Выслушав его признания, Катерина Львовна посмотрела на него с немым изумлением, но без гнева, и потом равнодушно сказала:
— Если ему охота была это сказывать, так мне запираться нечего: я убила."

Глава 15

1. Какой поступок Сергея убеждает Катерину Львовну в том, что её возлюбленный – подлец?

Катерина отдала последние шерстяные чулки Сергею, чтобы облегчить его страдания. А он подарил эти чулки Сонетке. На первом же привале Катерина подошла к нему, плюнула ему в лицо и назвала подлецом.

2. Каковы причины безмерной обиды, какую переживает Катерина Измайлова?

Катерина безмерно любила Сергея, верила ему, готова была взять вину на себя, терпеть ради любви любые страдания.
Катерина Львовна пошла на грех и страшные преступления ради любви. А Сергей её предал и стал публично издеваться над ней. Она чувствует себя униженной и обманутой.

3. Какова роль пейзажной зарисовки в отражении внутреннего состояния Катерины?

«Погода все разыгрывалась. Из серых облаков, покрывавших небо, стал падать мокрыми хлопьями снег, который, едва касаясь земли, таял и увеличивал невылазную грязь. Наконец, показывается темная свинцовая полоса; другого края ее не рассмотришь. Эта полоса – Волга. Над Волгой ходит крепковатый ветер и водит взад и вперед медленно приподнимающиеся широкопастые темные волны…»

Катерина сначала как будто окаменела, так как была ошеломлена предательством и подлостью Сергея. Но потом душа и сознание её стали беспокойными. Обида крепла. Стали появляться хаотичные мысли о расплате, о мести …

Это психологическая пейзажная зарисовка: пейзаж по принципу параллельности оттеняет внутреннее состояние героини.

1. Каким образом и почему Катерина решила уйти из жизни?

Катерина во время переправы на пароме через Волгу решается бросится в пучину волн, так как смысла в её жизни больше нет. Она жила и терпела лишения ради любви и возлюбленного. Теперь она поняла: любви не было, были расчёт и подлый обман. Но она не просто сама уходит из жизни, но и берёт с собой Сонетку – предмет вожделений Сергея. Катерина тем самым хочет наказать Сергея, заставив его испытать хоть часть той боли, что испытала она сама.

2. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героинь Н.С.Лескова и А.Н.Островского: Катерины Измайловой и Катерины Кабановой»

Позиции сравнения героинь:

  • Быт и нравы семей Кабановых и Измайловых
  • Отношение к своей жизни в семье, занятия
  • Их воспоминания о прежней жизни
  • Черты характера обеих Катерин.
  • Чем стала любовь для каждой из них?
  • История любви каждой героини.
  • Трудно ли было нарушить общепринятые нормы?
  • Последний выбор каждой из героинь.
  • Отношение окружающих к поступкам героинь.
  • Отношение автора к своей героине.
  • Какую роль играет образ в общей структуре произведения, какие проблемы реализует?
  • Героини А.Н.Островского и Н.С.Лескова в оценке критики.

Выводы по таблице:

  • Катерина Кабанова считает свою любовь грехом, нарушением нравственного закона. Катерина Измайлова находится во власти безграничной страсти. И ради неё она устраняет все внешние преграды – решается даже на преступления.
  • История любви Катерины Кабановой – это борьба любви и долга; раскаяния и греха, вины и наказания. История любви Катерины Измайловой – это её слепая страсть и череда уголовных преступлений, убивающих в ней человеческую душу.
  • Катерина Кабанова – «луч света в тёмном царстве» бездушных, жестоких, лицемерных людей. Катерина Измайлова – порождение этого «тёмного царства», его часть. Она живёт по его «волчьим законам».

III. Рефлексия

  • Каково отношение каждого из авторов к своей героине: Островского – к Катерине Кабановой; Лескова – к Катерине Измайловой?
  • К какой героине вы испытываете симпатию и почему?
  • Творческая манера какого писателя вам более интересна и почему?

IV. Домашнее задание

  • Завершить заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героинь Н.С.Лескова и А.Н.Островского: Катерины Измайловой и Катерины Кабановой».
  • Сделать выводы по таблице (письменно).

Презентация