Жизнь ничего не дарует
без тяжких трудов и волнений.
Гораций.
Цели:
- готовить детей к восприятию международного гуманитарного права, а именно, истинному уважению к себе, другому человеку и окружающему Миру – деятельному состраданию;
- учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста;
- активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся;
- через взаимосвязь между различными видами искусств расширять кругозор детей;
- формировать художественно-образное мышление как основу развития индивидуальной и творческой личности;
- гармонизация абстрактно-логического и образного мышления, интонационно-образного языка.
Структура урока:
Ярмарка творческих работ учащихся.
Под музыку П.И. Чайковского из цикла “Времена года” учащиеся входят в класс, заранее оформленный творческими работами (рисунками Неизвестного цветка). Шесть групп детей. Каждая группа выбирает один рисунок, больше всего понравившийся, и учащиеся занимают свои места.
Вступительное слово учителя.
Чтение педагогической миниатюры-притчи.
Педагогическая миниатюра-притча
Пришла весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро росла, разделилась на два листочка. Листочки стали большими. Между ними появился маленький росток. Каждое утро мы с Толей ходили смотреть, что же будет дальше. Вдруг однажды рано утром мы увидели: росток, наклонившись к одному из листочков, расцвел белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландыша. Толю поразила красота цветка. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок. “Зачем ты хочешь сорвать ландыши?” — спросил учитель у мальчика. -“Они очень нравятся мне... Они очень красивые...” — “Хорошо, — сказал Василий Александрович, — срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые”. Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Толя все это чувствовал, но сказать ему было трудно. Он стоял у ландышей, очарованный красотой, стоял и молчал. В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово мудрого педагога. Маленький человек почувствовал, что в обычных, казалось бы, совсем не примечательных словах — неведомые переливы красоты. Его губы тихо шептали... “Как снежные пушинки... как теплые слезинки... как хрустальные росинки... ” “Растите, колокольчики”, — тихо прошептал мальчик. Для учителя эти мгновения — счастье, так как ребенок увидел прекрасное, остановился изумленный, сделал красоту частицей своей духовной жизни. Открылась дверь в мир Прекрасного! Мир красоты вокруг нас неисчерпаем и безграничен. Сумей открыть этот Мир!
В.А. Сухомлинский
После чего следует сообщение темы и постановка целей урока.
Выполнение творческого задания в группах.
Придумать и обосновать имя Цветка.
Кастинг имен
Геркулес – силач, совершающий подвиги во имя
добра.
Тругер – труженик-герой.
Сильво – сильная воля.
Горсиц – гордый и сильный цветок.
Олимпиец – самый сильный герой.
Огонек – манящий своим ярким цветом.
Visitor - активный, непохожий на других.
Superstar – самая яркая звезда.
Жизнелюб – трудился, превозмогая боль.
Благоух – ароматный, зовущий приятным запахом.
Незнакомец – привлекающий своей неизвестностью.
Любимчик – очень нравился Даше.
Безмолвное благоухание – тихий запах, грустил
одинокий цветок.
Открытие – каждый что-то открыл для себя, увидев
цветок.
Выступления учащихся по группам, кастинг лучших имен.
Работа с текстом художественного произведения А. Платонова “Неизвестный цветок”.
Заполнение таблицы как вспомогательной части в работе над ОК.
Действия (поступки) | Признаки (характер) |
начал жить поднимал сторожил собирал старался рос трудился превозмогал нуждался радовался дышал благоухал звал светился мерцал вырос и не умер |
неизвестный цветок маленький одинокий утомленный настоящий ясный сильный тихий простой разноцветный зовущий непохожий светящийся золотой сияющие как звезда |
Основная часть урока – работа с опорно-цитатным конспектом-рисунком.
Представление учителем своего рисунка, обоснование такого видения.
Атлант (Атлас), греч. –
1. Титан, державший на своих плечах небесный свод. Согласно мифу Атлант должен был держать небо в наказание за участие в борьбе титанов против богов. 11-й подвиг Геракла связан с мифом об Атланте. По позднейшему мифу, Атлант— африканский царь, отказавший Персею в гостеприимстве и обращенный им с помощью головы Медузы в гору Атлас. Местопребыванием считался крайний запад. Позднее отсюда возникло название Атлантический океан. От изображения Атланта на первых сборниках карт возникло название атлас (географический и др.). В архитектуре атлантами называют статуи мужчин, поддерживающие перекрытие или портик (например, атланты здания Эрмитажа в Санкт-Петербурге работы А. И. Теребенева). Образ Атланта встречается в поэзии (“Он, как Атлант, был Тверд и несгибаем”. Байрон. Дон-Жуан, V.104).
2. Житель Атлантиды (только атлант).
Учащиеся получают копию каркаса схемы.
Заполнение каркаса с помощью наводящих вопросов и обращения к тексту художественного произведения. Рисунок схемы выполняется в цвете: красный, зеленый, черный, синий (от главного - к второстепенному).
Вопросник
- Что было в самом начале сказки? (Семечко, его принес ветер, “дедушка-сеятель”.)
- Что произошло с семечком? (Напиталось, распалось, выпустило волоски-корешки, стало расти.)
- Какой вывод делает автор о том, чем занимался цветок? (“Он трудился день и ночь; нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль.”)
- Какие у цветка были корешки? (Живые, сильные, терпеливые.)
- Назовите основные штрихи к “портрету цветка” (На других непохожий, как звезда, герой, труженик, настоящий цветок.)
- Найдите глаголы (действия) – олицетворения, которые подчеркивают, что цветок настоящий, живой (Дышит, благоухает, зовет, старается, радуется.)
- Какими словами автор называет тихий запах цветка, завлекающий Дашу на пустырь? (“Зовущий голос маленькой неизвестной жизни”.)
- Какое предложение выражает одновременно вопрос и восхищение? (Его задает Даша.) (“Как же ты один живешь?”)
- Какие строки выражают цель поступков пионеров? (“Они хотели, чтобы на пустыре земля стала доброй”.)
- Какими эпитетами вы наградите цветок и ему подобных? (Выносливый, настойчивый, целеустремленный, щедрый, заботливый, жизнелюбивый, трудолюбивый, благородный.)
- Какую картину увидела Даша через год? (Вырос новый цветок, “сильнее отца, лучше и прекраснее”.)
- Какой из предложенных в книге афоризмов соответствует обсуждаемой теме и выражает идею? (“Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений”. Гораций.)
- Какой из афоризмов можно использовать как совет, наказ? (“Смотри на каждую утреннюю зарю как на начало твоей жизни и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием.” Д. Рескин)
Работа с глоссарием.
Глоссарий
Благоухание – аромат, приятный запах (С.И.
Ожегов);
благоволение – доброжелательство,
благосклонность;
благовоспитанный – умеющий хорошо держать
себя в обществе;
благоговение – почтение;
благодарность – внимание, оказанное добро,
признательность;
благодать – изобилие благ, довольство,
радость;
блаженство – полное, невозмутимое счастье;
благоденствие – счастливая жизнь,
благополучие;
благодеяние – доброе дело;
благоразумие – рассудительность,
обдуманность поступков;
благородство – высокая нравственность
(выполнение правил поведения, необходимых в
обществе);
благотворительность – безвозмездная
помощь;
душа – душевные свойства, духовное
богатство.
Диалог искусств.
Сравнительный анализ произведений “Подснежник” А. Майкова, “Заморозки” Александры Улитиной, отрывок из повести “Золотая пчела” С. Никитина, IV часть “Апрель” из фортепианного цикла Чайковского “Времена года”, “Песня о волшебном цветке” на слова М. Пляцковского и музыку Ю. Чичкова.
ПОДСНЕЖНИК
Голубенький, чистый
Подснежник – цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.
А. Майков
ЖИТЬ – ЭТО ГРЕЗЫ, ЭТО СЧАСТЬЕ
- Там где кончаются слова, начинается музыка. (Гете)
- Музыка – духовная пища. (Солоухин)
“Времена года”, IV часть “Апрель”, “Подснежник”
Мелодия развивается постепенно. Начинается произведение с пианиссимо (то есть очень тихо), затем динамика растет, переходит к форте (то есть становится громкой). Диапазон (то есть расстояние между нотами) постепенно увеличивается. Регистр (то есть высота звука) с начала средний, а потом поднимается и переходит в высокий, т.к. автор передает “языком музыки” рост цветка. Все время мы слышим музыкальную, звуковую пульсацию, то есть ощущаем пульс (жизнь) – жизнелюбие, целеустремленность, рост цветка.
Средняя часть минорная, то есть грустная, взволнованная, тревожная, как внезапно налетевший весенний ветерок. Кажется, что над хрупким, нежным и “теплым” созданием нависла какая-то угроза, опасность. Затем мелодия снова становится плавной и спокойной, но это только внешне все спокойно, т.к. автор ведет “музыкальное повествование” скрыто. Ведь на самом деле цветку (ростку) трудно пробиваться сквозь снег к лучам весеннего солнца, а они своим теплом помогают “новорожденному” жить, расти и расцвести.
ПЕСНЯ О ВОЛШЕБНОМ ЦВЕТКЕ
Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова
Есть на свете цветок алый-алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря.Припев:
Может, там, за седьмым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Как бы путь ни был крут и далек,
Отыскать на земле небывалый,
Самый, самый красивый цветок.Припев.
Вспоминая о радостном чуде,
Вдаль шагая по звонкой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.Припев.
ЦВЕТОК НЕБЫВАЛЫЙ - МЕЧТА
ЗАМОРОЗКИ
Я с веткой замерзшей рябины
Здороваюсь теплой рукой,
И вот отошли все обиды,
И сердце наполнил покой.
Она меня слушает молча,
Кивая седой головой,
И стонет, от холода корчась,
И кажется сердцу живой.
Все шепчет свои утешенья,
И нет ничего уж родней,
Чем ран запорошенных рденье,
Чем звон этих тонких ветвей.
А. Улитина
ОБЩЕНИЕ (ЧЕЛОВЕК) – УТЕШЕНЬЕ (РЯБИНА)
Отрывок из повести “Золотая пчела”
И вдруг словно фиолетово-синий огонек сверкнул
ему из темной глубины леса. Там, где березы уже
перемешались с лапастыми елями, где все еще
клубился туман, откуда тянуло прохладой и
сыростью, на высоком тонком стебле, чуть клонясь
под своей сочной тяжестью, рос крупный
колокольчик.
Чувствуя, как от страха у него по спине бежит
холодок, Иван сделал несколько шагов в глубь
леса. А может быть, лучше вихрем промчаться до
цветка, сорвать его и бегом вернуться назад? Нет.
Он знал, что когда побежишь в лесу, в пустой
комнате, в темном коридоре, кто-то должен вот-вот
схватить тебя сзади, и от этого делается еще
страшней. Надо сказать себе, что ты ничего не
боишься, и, хотя холодок бежит по спине, ноги
становятся ватными и сердце гулко бьется в груди,
уверенно идти вперед вопреки страху. И он
продолжал шаг за шагом подбираться к цветку. Вот
уже осталось только протянуть за ним руку, но в
это, время цветок как-то странно шевельнулся и в
его чашечке Иван увидел пчелу. Он знал, что пчелы
приносят мед и больно кусаются. Это последнее их
свойство очень смущало Ивана, потому что однажды
он уже испытал его действие на себе. Он знал, что
сердить пчелу нельзя.
Пусть, решил он, пчела напьется сладкого нектара
и сама улетит с цветка, а он подождет, ему спешить
некуда. Так он и стоял над цветком, забыв про свой
недавний страх перед лесом, и с любопытством
заглядывал в нежно просвечивающую чашечку, в
которой возилась, работала золотая пчела. Да,
солнечный свет падал на нее так, что она вся
золотилась и спинкой, и полосатым брюшком, и
волоконцами на крыльях, и если бы вот так, с
пчелой, можно было принести цветок маме, то какое
бы это было чудо! …
Иван не подозревал, что за ним, стоя в нескольких,
шагах, давно уже наблюдает Никита. Он,
возвращаясь пешком от Лины, увидел Ивана, когда
тот кружил между березами, и уже хотел было
окликнуть его, но что-то в поведении малыша
показалось ему странным, и он решил немного
понаблюдать за ним…..
- А что ты в лесу делаешь?
- Цветок, - сказал Иван, показывая на голубой
колокольчик.
- Ну и что?
- Там пчела.
- Пчела?
- Золотая, - сказал Иван.
Они вместе склонились над цветком и увидели, как
пчела, золотисто поблескивая на солнце,
продолжала в его чашечке свою работу.
С. Никитин
ХОТЕЛ СОРВАТЬ МАМЕ – (ЛЮБОПЫТСТВО) – ЗОЛОТАЯ ПЧЕЛА – (ОТКРЫТИЕ)
НАМ ЧАСТО НЕЗАМЕТНО ВСЕ ТО, ЧТО БЕЗОТВЕТНО. (И. Шевелев)
СОЧУВСТВИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОСТРАДАНИЕ – ВАЖНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ.
(Увидела, познакомилась, поняла, проявила деятельное сострадание, стала настоящим другом)
Исполнение танцевальной миниатюры под песню “Живет повсюду красота” на слова М. Пляцковского и музыку Ю. Антонова.
Завершение урока. Домашнее задание.
Все учащиеся получают семена цветов. Задание: вырастить рассаду и высадить на пришкольном участке.