Литература
-
Урок внеклассного чтения "Сказка учит жить". 5-й класс 2009
Сказка – наш помощник в воспитании и обучении детей. Она помогает определиться в направлении движения, предостерегает от неверных шагов, рассказывает, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его. Именно сказка показывает путь гармоничного развития личности. Для анализа взят сюжет сказки, который дает возможность с интересом и ненавязчиво провести нравственную беседу.
-
Урок внеклассного чтения "Слеза несбывшихся надежд…" 2013
Цель урока: проследить традиционные мотивы военной прозы и поэзии советских писателей и поэтов в рассказе кузбасского писателя В.А. Корсукова «Отцвела сирень». На уроке проводится параллель между рассказами М.Шолохова «Судьба человека» и В.А. Корсукова «Отцвела сирень». Этот урок призван обратить внимание на творчество писателей-земляков, так как они поднимают в своих произведениях не менее важные проблемы, нежели именитые писатели.
-
Урок внеклассного чтения "Тема войны в творчестве Б.Ш. Окуджавы" 2010
Цели урока: познакомить учеников с краткой биографией поэта; рассмотреть некоторые стихотворения автора о войне; определить их место и значение в творчестве и жизни автора. Такой урок воспитывает патриотические чувства; уважение к старшему, воевавшему поколению; чувство памяти.
-
Урок внеклассного чтения "Тема истории в творчестве А.С. Пушкина: трагедия "Борис Годунов" 2011
Урок внеклассного чтения в 9-м классе представляет собой обзор трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов". При подготовке к уроку и на уроке используются элементы кейс-технологии, а также мультимедийная презентация. Цель урока - помочь учащимся определить своё отношение к путям исторического развития России и выяснить точку зрения А.С. Пушкина по этому поводу.
-
Урок внеклассного чтения "Тихая моя Родина". Донская природа в поэзии и живописи. 6-й класс 2013
Урок развития творческих способностей учащихся изучает стихотворения донских поэтов. Цель урока: воспитывать у учащихся любовь к родному краю и интерес к творчеству русских поэтов и художников.
-
Урок внеклассного чтения "Человек есть не что иное, как ряд его поступков" в 5-м классе. 2009
Данный урок внеклассного чтения дает возможность воспитать личность ребенка, опираясь на произведения мировой и русской литературы, пробуждает у детей интерес к нравственным вопросам, поднимающимся в литературе, искусстве, религии. Такие уроки ориентированы на воспитание людей совестливых, порядочных, уважающих жизнь и мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи и противостоять злу, неспособных к аморальным поступкам.
-
Урок внеклассного чтения "Человек и природа в творчестве В.Астафьева". 5-й класс 2015
Данный урок знакомит учащихся 5-го класса с рассказами В.П.Астафьева, посвящёнными теме сохранения природы, бережного отношения к братьям нашим меньшим.
-
Урок внеклассного чтения "Чудо Рождества" по рассказу А.Куприна "Тапёр" 2007
Урок внеклассного чтения направлен на формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.
-
Урок внеклассного чтения "Шорская поэзия на примере творчества Т.Тудегешевой". 10-й класс 2012
Урок внеклассного чтения посвящен изучению шорской поэзии на примере творчества Т.Тудегешевой (региональный компонент). В своих стихах Т.Тудегешева воспевает красоту природы гор и рек Шории, осмысливает историческое прошлое родины. Как отмечают критики, в ее произведениях постоянно присутствует тема фольклора талантливого шорского народа.
-
Урок внеклассного чтения "Эти мертвые лица имеют на меня неотразимое влияние" (рассказ Л.Н. Толстого "Люцерн"). 10-й класс 2004
Педагогическая идея данного урока - показать, какую роль играют нетрадиционные формы работы на уроках литературы в старших классах, которые развивают у обучающихся творческие и артистические способности, дают возможность работать над эмоциональной аурой как стимулом познания творческой активности обучающихся.
-
Урок внеклассного чтения "Эхо войны" (по рассказу Б.Екимова) 2009
В программу по литературе включены произведения, посвященные Великой Отечественной войне, и мы часто говорим о защитниках Отечества. А вот на страдания мирных людей, не принимавших участия в вооруженном конфликте, внимание обращаем мало. Внутренняя драма героини рассказа Б.Екимова связана с пережитым во время давно закончившейся войны.
-
Урок внеклассного чтения "Я хочу в школу!" по книге А.Жвалевского и Е.Пастернак. 6-й класс 2017
Тип урока: урок-исследование. Цель урока: знать и анализировать содержание книги А.Жвалевского, Е.Пастернак, определять тему, идею, проблематику произведения, характеризовать образы главных героев, составлять глоссарий повести.
-
Урок внеклассного чтения «Авторская песня» 2015
Авторская песня, бардовская песня – это многогранное культурное явление, в известной мере общественное движение 50–90-х годов XX века. Драматург Александр Володин назвал песни бардов «фольклором городской интеллигенции». Авторская песня явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества коммунистическому режиму. Авторская песня отражает историю страны, отечественной культуры, общественной мысли. В творчестве бардов продолжаются традиции русской гражданской и лирической поэзии.
-
Урок внеклассного чтения «Вечные ценности в рассказе-памятке В.Дёгтева «Азбука выживания». 11-й класс 2019
Цель урока: формирование читательских интересов школьников; постижение нравственных уроков, заключенных в содержании рассказа.
-
Урок внеклассного чтения «Музей книги Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"». 5-й класс 2015
Урок поддерживает интерес к чтению книг, развивает такие компетенции, как способности делать выбор и быть ответственным за результат, вести диалог и публично выступать, соотносить свой личный опыт (умение дружить, заботиться о дорогих людях) с поведением героя, делать выводы по прочитанному. Урок служит результатом изучения книги и создания творческих работ на основе прочитанного.
-
Урок внеклассного чтения «Мы родом из детства» (по произведениям С.В.Михалкова). 5-й класс 2016
Цели урока: формирование общеучебного умения осознанного чтения басни и умения понимать авторский замысел; развитие навыков самостоятельного анализа басни и характеристики действующих лиц; воспитание внимательного читателя и человека, способного услышать чужое мнение.
-
Урок внеклассного чтения «Не ищи клад на стороне: он рядышком» (знакомство с биографией вятской писательницы Т.А. Копанаевой) 2015
Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Т.А. Копаневой, историей родного края. Развивается творческое воображение учащихся. Воспитывается уважительное отношение к культуре и прошлому вятской земли.
-
Урок внеклассного чтения «Трансформация образа семьи в повести Дины Сабитовой "Три твоих имени"». 7–11-е классы 2015
Урок знакомит учащихся с творчеством Дины Сабитовой, развивает читательские и исследовательские навыки при работе с художественным произведением, воспитывает чувства милосердия, сострадания, расширяет кругозор учащихся.
-
Урок внеклассного чтения «Э.Успенский. "Гарантийные человечки"» 2007
Урок-игра, урок-театрализация дает возможность детям «войти» в мир книги, стать непосредственными участниками, героями интересной сказочной повести. Данный урок можно проводить как во 2-м классе по программе «Школа-2100» после изучения раздела «Сказочные человечки», так и в 3-м классе после изучения раздела «Летние путешествия и приключения».
-
Урок внеклассного чтения (2-й класс). Образовательная система "Школа-2100". Тема: "Какие вопросы задают сказки" 2009
Представленный урок внеклассного чтения - это игра-путешествие в сказки. И в этих путешествиях дети узнают, что где бы ни жили люди, на каком бы языке они ни разговаривали, в произведениях фольклора видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие, ум, доброта, желание прийти на помощь.
-
Урок внеклассного чтения (литература, 9-й класс). Тема: "Талант человечности" (по повести А.Алексина "Безумная Евдокия") 2008
А.Алексин обладает талантом видеть мир глазами юности. Юный человек всегда на рубеже. Куда шагнуть? Бывает много и неверных шагов. Нужно учиться делать нравственный выбор. "Жить только собой — это полбеды... Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы", — утверждает А.Алексин.
-
Урок внеклассного чтения в 1-м классе "Русские народные загадки" 2010
Урок продолжает серию авторских разработок по литературе, целью которых является воспитание эстетически развитого читателя. Младшие школьники знакомятся с отдельными произведениями, сюжетами, героями, созданными в разных культурах на разных временных отрезках.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе "И учил их притчами…". Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Милостыня") 2007
В ходе урока предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях, рассматриваются основные черты евангельской притчи на примере притчи о сеятеле, производится сопоставительный анализ названных произведений.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе "Приглашение к путешествию" (По творчеству казанского поэта Эмира Шабашвили 2007
Составление учебных программ и их корректирование с введением национально-регионального компонента базируется на литературно-краеведческом материале, что способствует обогащению содержания образования, делая его живым, доступным, интересным. Предлагаемый урок - знакомство с творчеством одного из казанских поэтов, Эмира Шабашвили, способствует формированию интеллектуального потенциала, развивает коммуникативные способности обучающихся, активизирует их познавательную деятельность.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе «Московский вариант петербургских событий (по повести В.А.Пьецуха «Новая московская философия»)» 2016
Цели урока: расширение литературного кругозора учащихся; систематизация знаний учащихся по проблематике современной русской литературы; знакомство с творчеством В.А.Пьецуха, пробудить интерес к чтению, к исследовательской работе.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе на тему: «Проблема нравственного выбора человека в повести В.Быкова «Сотников» 2010
На материале данной повести раскрывается особенная сила и глубина творчества Василя Быкова в его произведениях, касающихся Великой Отечественной войны. Ученики анализируют текст и вскрывают его проблематику: честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы затрагиваются писателем.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести В.Быкова "Облава" "Трагическая судьба крестьянства" 2008
Этот урок проводится после изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". При подготовке и проведении урока используется методика индивидуальных опережающих знаний — глубокое прочтение текста произведения. Все они ориентируют ученика на анализ текста, даются с опережением во времени (опережающие) и, как правило, одному ученику (индивидуальные).
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе по повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря" 2010
На основе наблюдения, сопоставления, анализа текста обучающиеся приходят к выводу: отношение поколений основываются на уважительном отношении к старшим, доверии молодым, передаче опыта, профессиональных навыков молодым, верности и соблюдении традиций и обычаев, самопожертвовании старших во имя будущего молодых, продолжения рода и жизни.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе по теме "Трагедия "горячего сердца" в пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" 2010
Урок помогает раскрыть одну из основных проблем пьесы: в чём причины трагедии Ларисы Огудаловой, выяснить, в чём основа конфликта между "горячим сердцем" Ларисы и корыстными эгоистами, которые окружают героиню.
-
Урок внеклассного чтения в 11-м классе по рассказу Т.Н.Толстая "Чистый лист" с применением стратегии смыслового чтения и приёма концептуального анализа текста 2023
К уроку внеклассного чтения в 11-м классе по рассказу Т.Н.Толстая "Чистый лист" подготовлена презентация.