Как сделать урок по литературе интересным? Как приобщить современного ученика, порою абсолютно не чувствующего прелести поэзии, к этому необычному миру? Электронная доска никогда не заменит общения текста и учащегося?
Цели урока: познакомить учащихся с народной балладой, выявить признаки баллады; использовать навыки исследовательской работы.
Материалы и оборудование: учебник-хрестоматия “Литература. 5 класс, под ред. М.Б.Ладыгина", карточки для записей вопросов.
Урок проходит как первое знакомство с данным жанром, в качестве домашнего задания или как первого элемента урока идет изучение статьи учебника под ред. М.Б.Ладыгина, где ребятам предлагается выписать определение баллады, виды баллад, черты баллад. Но все это остается лишь словами на бумаге, а нам нужно осмысление.
Ход урока
Деление на группы по пять-шесть человек. Деление идет с помощью жребия, учащиеся не знают, кто с кем окажется. (Данный вид работы в классе постоянно используется, поэтому ребята спокойно относятся к тому, кто в какой группе оказался)
Учитель: Давайте прочитаем вместе балладу. Вы дома прочитали о том, что такое баллада, какими они бывают. Давайте попробуем определить ее жанр.
Один из учеников, хорошо читающий, читает данный текст. Пусть чтение будет с ошибками, оговорками.
Учитель: Какие же ваши предложения? К какому жанру можно отнести данную балладу и почему?
Звучат версии участников групп:
- трагическая, есть убитый рыцарь;
- семейная, ведь жена ждет
- разбойничья, ведь кого-то убили.
Учитель: Хорошо. К единому мнению мы с Вами не пришли, но давайте попробуем поискать вместе аргументы для обоснования ваших точек зрения. (Формируются “провоцирующая” среда: кто прав, кто нет, теперь интересно всем убедиться в своей правоте)
Учитель: Давайте еще раз , но теперь про себя прочитаем балладу и на отдельном листочке запишем те вопросы, которые возникают, те странности, которые Вас озадачивают и на которые Вы хотите получить ответ.
Идет работа - ребят читают, совещаются, записывают на листочках вопросы и отдают их учителю. (2-3 минуты)
Учитель: Что же, все уже приготовили свои вопросы? А есть ли те, кому все понятно? Есть, значит, они будут нашими консультантами, но и вы, ребята, если знаете ответ, тоже помогайте отвечать.
Учитель вытаскивает карточки с вопросами (желательно их просмотреть, чтобы оставить интересные, важные для содержания вопросы, чтобы не повторять их). Идет обсуждение вопросов: если нет консультантов, то вопросы могут задаваться от группы к группе.
- Почему конь убитого легко подошел к убийце?
- Куда делся конь убитого, ведь как-то убийца должен был здесь оказаться?
- Откуда убийца знал, где будет проезжать его жертва?
- Что это за ракита в чистом поле?
- Почему обо всем этом знают вороны?
- Кого ждет жена?
(Все вопросы придуманы самими учащимися, и им интересно искать на них ответы, хотя учитель мог бы дать эти же вопросы, но эффект был бы другой. Сами ребята ищут ответы в тексте.)
Учитель: Давайте обобщим, что мы с вами тут проговорили. Если что-то не так, то давайте скорректируем. Итак, вы сказали, что убийца специально поджидал свою жертву здесь, потому что ему сказали; и конь убитого к нему сам подошел, потому что он его знает и не боится, так как убийца был вхож в дом убитого, поэтому ему и не нужна лошадь, ведь он хочет представить все как дело рук разбойников; кто мог ему все это рассказать - да жена убитого, поэтому она и ждет “не убитого, живого” - любовника она своего ждет; а знают об этом только вороны, никто из людей не знает об этом предательстве. Правильно ли я все передал? И согласны ли в классе с такой трактовкой?
Ученики: Да, согласны.
Учитель: Так как же мы определим теперь жанр данной баллады?
Ученики: Теперь нет сомнений в определении жанра баллады - это семейная баллада.
(Это версия самих учащихся, поэтому она близка им и понятна. Текст наконец-то стал “своим”).
Учитель: Давайте еще раз перечитаем определение баллады. Все ли составляющие данное о определение слова вам понятны?
Версии учеников: лироэпический жанр: элементы эпического да, есть, ведь здесь содержится целая история задуманного и совершенного убийства. (К этому времени учащиеся уже разобрали народную сказку, уже знают, что в основе эпического лежит событие, его развитие). С лирическим началом сложнее - ведь это только пятый класс, тем более это народная баллада, здесь трудно, нежели в литературной балладе найти авторское отношение. И учителю надо подвести к этому: но дети, которые уже внимательно читают произведение, сами находят строчки “рыцарь убитый”- он ведь рыцарь, значит благородный, он не ожидает подлости от своих близких, значит, автор жалеет его.
Учитель: Есть ли кто-то, кто не понимает того, что такое баллада?
Ученики: Нет.
Домашнее задание: прочитать балладу “Робин Гуд в Ноттингаме” и поискать там признаки баллады.