Литература
-
Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека. 8-й класс 2011
Одним из путей расширения возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию является создание элективных курсов. Они помогут ликвидировать противоречие между образовательными потребностями молодых людей и существующим спектром учебных предметов в школе. Курс помогает взглянуть на литературные произведения по-новому; ребята задумываются, почему так много произведений посвящено природе и человеку; пробуют себя в качестве исследователя, писателя, художника.
-
Дом мечты 2011
Урок-игра воспитывает интерес к школьной жизни ребенка, учит развивать в детях стремление к учению с увлечением.
-
"Только тот достоин счастья, кто добудет счастье людям" 2011
Урок знакомит с героическим нартским эпосом. Активизируется творческое воображение учащихся в создании образа нартских богатырей.
-
Урок литературы по творчеству Варлама Шаламова в 11-м классе на тему «Тайна "Колымских рассказов"» 2011
Урок построен с использованием технологий развития критического мышления через чтение и письмо и информационно-коммуникационной. Использованы такие приемы, как кластер, тонкие и толстые вопросы, синквейн, пирамида "критика", мультимедийная презентация. В ходе урока учащиеся анализируют рассказы В.Шаламова, делают выводы об особенностях "новой прозы" и о найденном писателем способе противостоять репрессивной системе.
-
Личность, судьба и творчество поэта. Литературно-поэтическая композиция "Звезда полей" (по творчеству Н.Рубцова) 2011
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова – известного русского поэта, поэзия которого продолжается в музыке, вызвать интерес к лирике поэта.
-
Программа элективного курса "Литература и кино" 2011
Программа элективного курса "Литература и кино", разработанная для учащихся 11-го класса, предполагает знакомство учеников с основами киноискусства на основе анализа фильмов – экранизаций литературных произведений, изучаемых в школьной программе.
-
Особенности жанра баллады и его развитие в европейской литературы XVIII–XIX веков 2011
Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы от V до XI класса. Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: сказка, рассказ, басня, былина, баллада, повесть, роман, эпопея. Сказки, былины, баллады "погружают" детей в исторические события своего народа, знакомят ребят с музыкой, культурой, традициями и обрядами народов других стран.
-
Нравственные проблемы в рассказе Л.Андреева "Кусака" 2011
В рассказе "Кусака" героем является собака, ибо "все живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни" (Л.Андреев). Не в меньшей степени, чем социальная среда, определяет уровень духовности человека его общение с миром природы. Равнодушие, жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой "Поэт и любовь" 2011
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой.
-
Обобщающий урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2011
На уроке автор отрабатывает с учащимися навыки анализа текста, работу в группе, обобщение знаний учащихся по сказке А.С. Пушкина. Ученики совершенствуют навыки умения выразительно читать отрывки из сказки, развивают артистические способности.
-
Обобщение изученного о сказках в форме устного журнала "В мире много сказок". 5-й класс 2011
Данная работа является повторительно-обобщающим уроком в 5-м классе по теме «Сказки». В процессе занятия учащиеся повторяют теоретические сведения по теме, в различных игровых формах применяют этот материал на практике.
-
Жизнь и творчество А.А. Фета 2011
Предлагаемый урок продолжает знакомство с русской поэзией второй половины ХIХ века и знакомит детей с биографией уникального поэта, одного из немногих в русской поэзии "чистых лириков" А.А. Фета, показывает сложность его жизненного и творческого пути, двойственность натуры.
-
Добро и зло в нашей жизни (на примере "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина) 2011
Представлен урок литературы в 5-м классе. Учащимся предлагается порассуждать о добре и зле в нашей жизни. А помогает в этом «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Также на уроке обобщаются знания и о других сказках великого писателя. На уроке используется технология проблемного обучения.
-
Мир прекрасный и яростный 2011
Интеграция литературы и физики дают представление о единстве духовного и материального в нашей жизни. В статье рассматривается проблема добра и зла в рассказе А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
-
Мысль семейная в русской литературе 2011
Данный урок может занять достойное место как в обобщении изученного материала, так и во внеклассном чтении. Материал урока направлен на развитие коммуникативных компетенций учащихся. Очень важная часть урока - это домашняя работа по группам. Здесь можно взять не только предложенные мною произведения русских писателей XVIII–XX веков, но и добавить свои (например, В.Распутин. "Последний срок" и др.).
-
Урок якутской литературы "Золото – не богатство эвенов". 7-й класс 2011
Цель урока – развитие навыков сопоставительной характеристики героев; раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; воспитание чувства любви к родной природе, бережного отношения к окружающей среде. На этом уроке учащиеся на основе прочитанного стремятся высказать свое философское мнение о взаимосвязи человека с природой, о материальной и духовной ценностях. Урок основан на активизации субъектного опыта учащихся.
-
"Сохраним родную природу!". Конкурс презентаций 2011
В работе дается материал из урока родной (якутской) литературы в 8-м классе по прохождению раздела «Родина». Дается отрывок из урока – выступление учителя по проблеме экологии, бережного отношения к родной природе. Основной целью является выработка интереса к проблемам экологии у ребят, беспокойства за состояние родного края, развитие экологического сознания ребёнка.
-
Коммуникабельные компетенции в формировании гражданско-патриотического потенциала учащихся 2011
В настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло «на нет». Этому способствовало усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая могла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Но учителя стараются формировать патриотическое сознание учащихся на своих уроках и на уроках внеклассного чтения.
-
Внеклассное занятие по литературному краеведению для 8–9-х классов. Заочное путешествие «Маршруты гордого терпенья» (декабристы и Екатеринбург) 2011
Внеклассное занятие по литературному краеведению «Маршруты гордого терпения» проводится в форме заочного путешествия по местам, связанным с пребыванием декабристов в Екатеринбурге. В подготовке материала творческими группами учащихся («Краеведы», «Экскурсоводы») используются мемуарные источники и стихотворения уральских поэтов о декабристах.
-
Литературно-музыкальная композиция для 7–11-х классов «Пушкин и музыка не разделимы» 2011
Пушкин! Имя этого величайшего поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть его слова: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе или о скромной, доброй царевне живет с нами и позже, в школьные годы: «Там чудеса, там леший бродит...».
-
Любовь и природа в творчестве Ф.И. Тютчева. 9-й класс 2011
На уроке речь идет об известном поэте Ф.И. Тютчеве, чье поэтическое творчество украшает русскую культуру. Поэтическое наследие Тютчева – небольшого объема. Но он принадлежал к числу гениальных русских поэтов. Лев Толстой, высоко ценивший Тютчева, ставил перед его стихами пометы: Глубина, Красота, Чувства.
-
Урок внеклассного чтения на тему "Уроки нравственности на страницах повести В.П. Астафьева "Кража". 9-й класс 2011
Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие же уроки нравственности получили герои повести и что вынесли из них во взрослую жизнь.
-
Урок литературы по теме "Но в мире есть душа одна…" по стихотворению Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны…". 8-й класс 2011
Данный комбинированный урок показывает методы и приёмы, помогающие сформировать у учеников навыки и приёмы анализа лирических произведений. Урок также готовит учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
-
Интегрированный урок "Господин из Сан-Франциско" 2011
Цель урока: проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
-
С.Есенин – народный поэт. 11-й класс 2011
Цель урока – познакомить учеников с особенностями мировосприятия поэта; показать народность творчества С.Есенина.
-
Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы 2011
Материалы к урокам литературы для 5–8-х классов. Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы, посвященных творчеству В.Г. Короленко. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи в стенах школы в условиях социально-экономического развития общества является одной из важнейших задач учителя-словесника. Время требует новых подходов, новых решений.
-
Взаимосвязь традиций и новаторства как условие литературного процесса (из опыта сопоставительного анализа) 2011
Языковой анализ художественного текста – важнейшая составляющая комплексной работы над изучением произведения на уроках литературы. В статье представлен опыт такой работы на уроке литературы в 8-м классе. Цель урока – наблюдение над сохранением живых традиций в литературе на основе сопоставительного анализа произведений сентиментализма и романтизма.
-
«Союз волшебных звуков, чувств и дум…». Природа в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 2011
Комбинированный урок по литературе в 7-м классе призван научить анализировать описания природы на страницах повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», служит формированию умения строить текст-описание, развитию способности сознательного использования языковых средств текста в собственной речи.
-
Урок доброты (по рассказу Ю.Я. Яковлева "Баваклава") 2011
Урок внеклассного чтения по литературе в 5-м классе – урок раздумья, раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек: что такое дружба? Как стать необходимым людям? Почему про одного человека мы говорим, что он добрый, а про другого этого сказать не можем? Ответить на эти вопросы помогают книги. Урок содержит презентацию, выполненную в программе Power Point.
-
Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2011
Автор знакомит учащихся с героями поэмы М.Ю. Лермонтова.